В рамках данной работы проводится исследование качества таможенного регулирования в России, определяются особенности таможенного регулирования, изменения в законодательстве. Исследованы требования к должностным лицам для повышения качества таможенного регулирования. Представлены основные приоритетные по мнению автора направления развития качества таможенного регулирования в России.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенное регулирование, Федеральная таможенная служба, таможенная граница, качество таможенных услуг, должностные лица таможенных органов, формы контроля таможенной службы
In this work, the investigation of the quality of customs regulation in Russia, defines the features of customs regulation, changes in legislation. Researched requirements for officials to improve the quality of customs regulation. Presents the main priority in the opinion of the author of the directions of development of the quality of customs regulation in Russia.
Keywords: customs authorities, customs control, Federal customs service, the customs border, the customs service, officials of the customs authorities, forms of control of the customs service
На современном этапе повышения качества жизни в Российской Федерации особую значимость имеет повышение эффективности деятельности органов государственной власти, за счет повышения качества предоставляемых ими услуг в контексте развития гражданского общества.
Таможенное регулирование представляет собой комплекс методов и средств управления и регулирования отношениями, возникающими при перемещении лиц и товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Само понятие таможенного регулирования имеет широкий смысл. Прежде всего, таможенное регулирование необходимо, чтобы упорядочить отношения в таможенной сфере.
Общее руководство таможенным делом осуществляется Правительством РФ. А непосредственное управление — Федеральной таможенной службой (далее ФТС). Таможенное регулирование осуществляется на основе российского законодательства и, с 1.07.2010г., законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (далее ТС).
С 1 июля 2010 года вступил в силу ТК ТС и Таможенный союз начал свое функционирование. С целью уточнения норм ТК ТС на национальном уровне, 27.11.2010 года был принят Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Этот закон более детально трактовал положения Таможенного кодекса ТС, дополняя их с учетом специфики национального законодательства [3, c.22].
Прежде всего, изменилось значение понятия «таможенная граница». В новом значении таможенная граница — это граница территории Таможенного союза, куда входят Российская Федерации, Беларуси и Казахстана со всеми вытекающими последствиями.
Во-вторых, таможенное регулирование проводится теперь не только на основе федерального законодательства. Теперь основанием для таможенного регулирования также является нормативно-правовая база Таможенного союза. Причем, в случае разной трактовки таможенных правил таможенным законодательством ТС и таможенным законодательством РФ, высшую силу имеют нормативно-правовые акты ТС.
Исходя из ТК ТС, руководство таможенными отношениями осуществляет и Комиссия таможенного союза, поскольку ее решения определяют основные законодательные акты ТС. Непосредственное управление таможенными отношениями на территории РФ, как и прежде, осуществляет ФТС РФ.
Также на территории РФ применяются меры таможенно-тарифного регулирования и действуют все запреты и ограничения, предусмотренные ТК ТС, договорами между странами-участницами ТС и актами органов Таможенного союза. Однако стоит упомянуть, что РФ оставила за собой право ввода запретов и ограничений в одностороннем порядке в соответствии с утвержденными законами РФ.
Изменения коснулись и деятельности ФТС. Теперь Федеральная таможенная служба классифицирует товары на основании единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Таким образом, основная суть изменений в таможенном регулировании в РФ заключается том, что основой для руководства в таможенном деле, в первую очередь, стал Таможенный кодекс ТС и остальные нормативно-правовые акты ТС [4, c.45].
В связи с произошедшими изменениями изменились и требования к качеству таможенного регулирования в России. Таможенные органы в процессе выполнения своих функций и задач обязаны обеспечить качество таможенных процессов и одновременно с этим создать условия, которые будут способствовать повышению товарооборота через таможенную границу таможенного союза. Для этого должностные лица таможенных органов должны осуществлять постоянную работу по повышению качества собственного труда, а именно:
– отрабатывать процедуры общения с участниками внешнеэкономической деятельности, а также внутренние процессы таможенных органов и постоянно их рационализировать;
– постоянно улучшать технологию таможенных процессов и систему управления их качеством;
– постоянно повышать квалификацию персонала таможенных органов;
– отрабатывать и совершенствовать внутренний мотивационный механизм с целью воспитания добросовестного интереса таможенников к формированию качества собственного труда;
– отрабатывать механизм систематической внутренней проверки качества таможенных процессов с целью постоянного совершенствования процедур работы с участниками внешнеэкономической деятельности и системы управления таможенными органами.
Данные направления совершенствования качества таможенного регулирования определяют необходимость поиска новых подходов к управлению таможенными органами на основе интересов всех заинтересованных в результатах таможенной деятельности сторон — государства, участников внешнеэкономической деятельности и персонала таможенных органов.
Данный подход использует система менеджмента качества, которая основана на требованиях международных стандартов ИСО серии 900. Сформированные требования к качеству таможенной деятельности отражаются в стандартах Всемирной торговой организации и конвенциях Всемирной таможенной организации.
Реализуя свои профессиональные задачи, органы таможенной службы могут применять любые формы контроля, регламентируемые федеральной таможенной службой — повторный досмотр, перепроверку документов и т. д. Результативность таможенной работы зависят также от действий исполнителей, непосредственно контактирующих с потенциальными нарушителями. Трудовой кодекс гласит, что представители таможенной службы, нанесшие неправомерный урон, несут административную ответственность [3, c.22].
Для облегчения труда работников таможенной службы и качественного таможенного оформления внедрены новейшие программные комплексы. Это повышает требования к уровню подготовки, образования и квалификации сотрудников таможенных структур.
Пристальное внимание к кадровой политике значительно влияет на повышение качества таможенных услуг. Поэтому необходимо постоянно:
– совершенствовать кадровую политику, контролировать прохождение стажировки и курсов переподготовки персонала, отслеживать рост его квалификации;
– учитывая сложные условия работы усиленно контролировать подбор сотрудников правоохранительного сектора;
– для обеспечения слаженной работы следить за дисциплиной и психологическим климатом во всех отделах.
Увеличение качества таможенного регулирования в России тесно связано с системой стандартизации. На сегодняшний день широкое распространение получили международные стандарты ИСО серии 9000, которые в полной мере отражают мировой опыт управления качеством. Но в деятельности таможенных органов и предприятий в сфере таможенного контроля стандарты не получили должного развития, что вызвано сложной природой государственных услуг, их многокомпонентностью, динамичностью и отсутствием коммерческой составляющей. В связи с этим развитие стандартизации служит основой обеспечения качества таможенного регулирования в России.
В целях упрощения таможенных процедур необходимо развивать систему электронного обмена информацией между таможенными органами. На сегодняшний день можно определить следующие информационные технологии для повышения эффективности работы таможенных служб:
– инновации в технической среде таможни России,
– единый цент обработки информационных данных и принятия решения,
– новшества в системе данных таможенной статистики, приверженность международным стандартам.
Компьютеризация основных таможенных операций позволит повысить производительность труда сотрудников и будет противодействовать росту коррупции. Должным образом организованные автоматизированные системы управления помогут свести к минимуму контакт между клиентом и сотрудниками таможни, повысив степень подотчетности и увеличив качество в сфере таможенного регулирования.
Следовательно, из проведенного анализа таможенного регулирования в России можно отметить, что несмотря на достаточно высокий уровень интегрированности в мировую экономику, государству следует произвести большое количество нововведений, изменений, переходов к инновационным подходам в сфере таможенного регулирования для достижения необходимого уровня эффективности и повышения качества.
Литература:
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) / СПС Консультант Плюс
- Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» / СПС Консультант Плюс
- Кобзарь-Фролова М. Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние / Финансовое право. — 2015. — № 5. — С. 21–26.
- Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства: Материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, практических работников. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2012. — 118с.