Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних
Автор: Плахотнюк Юлия Ивановна
Рубрика: 18. Криминология и криминалистика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, март 2013)
Статья просмотрена: 3091 раз
Библиографическое описание:
Плахотнюк, Ю. И. Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних / Ю. И. Плахотнюк. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/83/3340/ (дата обращения: 22.12.2024).
Качество реализации намеченных мероприятий в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Благоприятные предпосылки для такого взаимодействия возникают при специализации определенных сотрудников следственного и оперативного аппаратов на делах о преступлениях против семьи и несовершеннолетних. Целесообразно разрабатывать единый согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который после согласования с руководителями соответствующих подразделений утверждается начальником органа внутренних дел, осуществляющего расследование.
Нужно иметь в виду, что вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам преступных действий против семьи и несовершеннолетних должен решаться следователем, за исключением единичных, не терпящих отлагательств случаев.
В ходе проведения первоначальных следственных действий оперативно-розыскные мероприятия направлены: на установление лица, совершившего преступление; организацию мер по розыску и задержанию преступников; выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявления свидетелей, соучастников преступления); изучение личности несовершеннолетнего (получение сведений об условиях жизни и воспитания и так далее); сбор информации о готовящихся преступлениях и о принятии мер к их пресечению; получение данных о похищенных ценностях и имуществе, о возможностях возмещения ущерба, причиненного преступлениями [5, с. 603].
Нежелательно поручать сотрудникам оперативного подразделения проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела.
Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рекомендуется, в частности, следующие основные формы взаимодействия: 1) Получение из отдела сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними; 2). Истребование справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания; 3). Изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего; 4). Поручение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле. О результатах обследования следователю представляется справка; 5). Совместные сообщения в средствах массовой информации [4, с. 565].
Организация расследования рассматриваемой категории преступлений отличается рядом особенностей, связанных именно с групповым характером совершения. Нередко уже на первоначальном этапе расследования можно выдвинуть версию о совершении преступления группой лиц и в ее развитие — версии об условиях формирования такой группы.
На основе данных версий раскрытие может идти по следующим направлениям:
патрулирование в районе совершения преступления силами местной полиции, патрульно-постовых служб с целью выявления по имеющимся приметам или кличкам;
проверка оперуполномоченным, специализирующимся по делам против семьи и несовершеннолетних, преступных или озорных групп из числа состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних на причастность к совершению преступлению.;
беседы инспекторов с преподавателями находящегося в данном микрорайоне учебного заведения с целью установления обучаемых, склонных к совершению правонарушений;
проверка в районе совершения преступления, ближайших микрорайонах спортивных секций, молодежных клубов;
проверка подростков и взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы, на причастность к данному преступлению.
При планировании расследования рекомендуется уделять внимание не только проблемам выявления и использования фактических данных, имеющих значение для дела. Не менее важна и организационная сторона реализации запланированных действий, поскольку многие их них (одновременные задержания, обыски и так далее) являются большими как по объему выполняемой работы, так и по количеству участников. Своевременное разрешение организационных вопросов в значительной степени облегчает проведения расследования [5, с. 604].
По делам данной категории большое значение приобретает взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных служб. Так, сотрудникам целесообразно поручать:
выявление неизвестных участников преступной группы несовершеннолетних и их задержание;
установление организаторов и их связей с взрослыми преступными группами;
проверку причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений;
установление потерпевших в случаях выявления незарегистрированных фактов преступной деятельности группы несовершеннолетних;
поиск свидетелей;
получение оперативной информации о взаимоотношениях в группе;
установление мест нахождения (сбыта или хранения) похищенных вещей и их изъятие;
выявление круга лиц, которые имеют положительные или антисоциальные связи с несовершеннолетними подозреваемыми [1, с. 258].
Взаимодействие с указанными службами поможет следователю получить более полную информацию о самом подростке и его связях, что будет способствовать объективности расследования.
Основой взаимодействия следственных и оперативных работников должно быть установленное законом разграничение их компетенции, чтобы деловой контакт в работе не подменялся незаконной передачей полномочий, когда оперативные работники без поручения следователя выполняли бы следственные действия. Деловой контакт в работе следователя и оперативного работника, обеспечивающий успешное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступления, предполагает:
четкое разграничение их полномочий;
совместный выезд на место происшествия в целях выявления и закрепления следов преступления, розыска и задержания преступника;
совместное участие в разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
систематическую взаимную информацию о вновь полученных данных, касающихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего [5, с. 602].
При бригадном методе расследования целесообразно включать в состав следственно-оперативной группы необходимое количество оперативных работников, которые вместе со следователями, используя специфические методы своей деятельности, направляли бы совместные усилия на успешное решение задачи полного и быстрого раскрытия преступления.
Выделенные для участия в раскрытии преступления работники оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны:
четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действий;
немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении и следственных действиях;
немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении в случаях, когда производство предварительного следствия обязательно;
принимать безотлагательные меры к охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по «горячим» следам и осуществлению других неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
оказывать научно-техническую помощь в выявлении и фиксации следов преступления.
Следователь, в свою очередь, в целях наиболее оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должен ставить в известность соответствующих оперативных работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных в ходе следствия данных, которые можно использовать для лучшей организации оперативно-розыскных мероприятий.
В расследовании преступлений могут быть широко и успешно использованы средства и методы судебной фотографии, трасологии баллистики, криминалистического исследования документов, уголовной регистрации, отождествления человека по признакам внешности, психологии и других естественных и технических наук.
Хорошо налаженное взаимодействие следователя и оперативного работника в ходе предварительного следствия по делу создает благоприятные условия для глубокого и всестороннего исследования обстоятельств преступления, способствует успешному выявлению преступных связей обвиняемого и в то же время препятствует возникновению необоснованных подозрений в отношении невиновных лиц.
При реализации плана расследования по уголовному делу нельзя обойтись без планирования отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Этот процесс включает:
а) получение исходной информации;
б) формулирование задач, подлежащих разрешению;
в) выбор тактических приемов, которые должны обеспечивать успешное решение поставленных задач;
г) определение комплекса необходимых технических средств;
д) решение вопроса об использовании оперативных сил, средств и данных, полученных негласным путем;
е) установление круга участников следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия и их функций;
ж) уточнение времени и места производства намеченного действия;
з) составление плана производства следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия [4, с. 566].
Так, в плане допроса предусматриваются обстоятельства, подлежащие выяснению; формулируются вопросы, которые должны быть поставлены допрашиваемому по каждому из этих обстоятельств. Если на допросе предполагается использовать материалы дела, указывается, какие именно и на каком этапе, в каких целях. В плане должно быть обозначено время, а в необходимых случаях и место допроса [2, с. 104].
Особенности планирования в зависимости от следственной ситуации. Следственная ситуация обусловливается совокупностью обстоятельств, сложившихся на определенный момент расследования и влияющих на программу действий.
Таким образом, качество реализации намеченных мероприятий при расследовании преступлений против семьи и несовершеннолетних в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Нежелательно поручать сотрудникам оперативного подразделения проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела. Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, сотрудниками оперативного подразделения.
Литература:
Бородин С. В. Преступления против семьи и несовершеннолетних: Новое уголовное право России. Особенная часть. — М.: Норма, 2006. — 303 с.
Гаврилин Ю. В., Победкин А. В., Яшин А. Н. Следственное действие / Ю. В. Гаврилин. — М.: МосУ МВД России, Книжный мир, 2008. — 187 с.
Герасимов И. Ф. Криминалистика / И. Ф. Герасимов, Л. Я. Драпкин; Под ред. И. Ф. Герасимова. — М.: ИНФРА, 2000. — 408 с.
Мозяков В. В. Руководство для следователей. / В. В. Мозяков М.: Экзамен, 2005. — 912 с.
Фарберова Ф. С. Защита и охрана прав несовершеннолетних. / Ф. С. Фарберова — М.: Мысль, 1999. — 800 с.