Некоторые проблемы взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при производстве по уголовным делам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Ильясов, А. И. Некоторые проблемы взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при производстве по уголовным делам / А. И. Ильясов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 202-203. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85709/ (дата обращения: 16.01.2025).



Эффективность осуществления раскрытия, расследования и предупреждения преступных деяний существенным образом зависит от взаимодействия лица, осуществляющего предварительное следствие, с иными участниками, вовлеченными в уголовный процесс, и прежде всего с оперативными сотрудниками органа дознания. Абсолютно очевиден тот факт, что следователь или даже следственная группа не всегда в состоянии самостоятельно, без помощи органов дознания, осуществлять производство по уголовному делу. Эффективность взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в рамках производства по уголовному делу обусловлена тем, что оба рассматриваемые субъекта обладают определенными специфическими, присущими только им, знаниями, навыками, умениями и средствами раскрытия и расследования преступлений.

Стоит сказать о том, что именно следователю отведена ключевая роль во взаимодействии с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Следователь определяет формы, направления и пределы такого взаимодействия [1, с. 86–90].

Само взаимодействие следователя и органа дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел совершенно рационально и верно определяется Т. А. Паутовой как «организованная, согласованная по целям, планируемая по месту и времени совместная деятельность следователей органов внутренних дел и органов дознания, основанная на законе и подзаконных актах, целесообразно сочетающая оперативно-розыскные и процессуальные функции органов дознания с процессуальными действиями следователя, при его руководящей и организующей роли и четком разграничении компетенции взаимодействующих субъектов» [2, с. 211].

Не только представители юридической науки, но и теоретики оперативно-розыскной деятельности на протяжении длительного времени утверждают о том, что одной из особо актуальных научных проблем на настоящее время является поиск оптимального, эффективного и рационального соотношения деятельности органов предварительного следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Данная проблема актуальна и в настоящее время, поскольку в научной литературе отмечается, что наука все еще не выработала эффективного решения данного вопроса, которое одновременно и в равной степени удовлетворяло бы не только требования обоих субъектов взаимодействия, но и, что самое главное, отвечало бы требованиям борьбы с преступностью.

Так, З. М. Яндырханов считает, что взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность — это одно из наиболее слабых звеньев в общей системе расследования уголовных преступлений [3, с. 598–601]. В связи с указанной проблемой возникают ситуации, когда преступления могут остаться не раскрытыми.

Так, в частности, следует сказать о том, что одна из проблем взаимодействия следователя и органа дознания при производстве по уголовным делам заключается в том, что оперативные сотрудники несвоевременно и некачественно исполняют поручения следователей. Несмотря на то, что такие поручения следователя обязательны для исполнения оперативными сотрудниками, зачастую последние относятся к ним формально. Однако, иногда и сам следователь обуславливает формализм в исполнении своего поручения оперативными сотрудниками. Так, по мнению А. В. Ендольцевой, следователи сами часто формально подходят к данному вопросу формально, давая органу дознания поручения без наличия особой к тому необходимости исключительно с целью того, чтобы лица, осуществляющие процессуальный контроль за его деятельностью не высказывали нареканий относительно непринятых мер. Формальное отношение следователя к выдаваемым поручениям зачастую проявляется и в чрезмерно размытых и неконкретных формулировках (к примеру, «прошу продолжить проведение ОРМ»). В таком случае не удивительно, что формализм в направлении поручения может влечь за собой и формализм в его исполнении. Вряд ли такое взаимодействие можно назвать эффективным.

Кроме этого, стоит сказать и о том, что следователи часто в своих поручениях органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, не устанавливают конкретного срока его исполнения, ограничивая его наступлением определенного результата (например, установления лица, совершившего преступление). Как правило, оперативные сотрудники до момента исполнения такого поручения (как в данном случае, например, до момента установления лица, совершившего преступление), не уведомляют следователя о ходе выполнения его поручения. Данное обстоятельство также считается не совсем верным. Наиболее предпочтительным и эффективным видится предоставление оперативными сотрудниками, выполняющими такое поручение, промежуточного ответа о ходе и результатах порученной ими деятельности. В качестве такого «промежуточного» отчетного срока можно, к примеру, установить привычный практике десятидневный срок.

Определенные проблемы возникают и при осуществлении взаимодействия следователей органов внутренних дел и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Так, в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, взаимодействие между указанными субъектами может осуществляться не только на стадии возбуждения уголовного дела, но и на стадии предварительного следствия. Именно на указанной стадии реализуется весь доступный спектр приемов, методов, средств и сил взаимодействия. Однако на практике следователи осуществляют такое взаимодействие посредством простого направления письменного поручения о производстве следственных или процессуальных действий. Проблема состоит в том, что следователь, выносящий указанное поручение, состоит в служебной зависимости от начальника органа внутренних дел, который, руководствуясь своими служебными интересами, определенным образом вмешивается в деятельность следователя, затрагивая в какой-то мере его гарантированную законом процессуальную самостоятельность.

Как уже было отмечено ранее, поручения следователя часто выполняются крайне формально и некачественно. В рассматриваемой же ситуации, рычаги воздействия на оперативных сотрудников, которые в своей служебной деятельности подчиняются начальнику органа дознания, у следователя отсутствуют. Логично, что подобные ситуации на ходе расследования сказываются крайне негативно.

Наиболее тесным образом лицо, осуществляющее предварительное следствие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют в рамках расследования наиболее сложных, многоэпизодных дел, в том числе и дел об организованных преступных группах и проч. Больший объем работы и ее качественная усложненность, естественно, требуют более высокого уровня взаимодействия следствия и оперативных служб. Обычно при расследовании таких преступлений на итоговые результаты расследования большее влияние оказывают именно оперативные подразделения, а не следователь. С целью эффективного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений прошлый лет, преступлений, по которым не установлены лица, которые их совершили по серийным преступлениям, формируются специализированные следственно-оперативные группы. Безусловно и бесспорно, взаимодействие в рамках такой специализированной СОГ видится наиболее эффективной и результативной формой взаимодействия следователя и оперативных сотрудников. Это обусловлено тем, что, во-первых, следователь уже не несет единоличную ответственность за результаты расследования, а во-вторых, сводится к возможному минимуму формализм в действиях оперативных сотрудников.

Также необходимо сказать о том, что одной из проблем взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, является игнорирование факта психологической несовместимости его субъектов. Считается, что игнорирование такой совместимости зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что непосредственным образом негативно сказывается на процессе как самого взаимодействия, так и предварительного расследования уголовного дела.

Подводя итог вышесказанному можно отметить тот факт, что одной из основных проблем взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, является формальное отношение к исполнению последним поручений следователя. Причем следователь зачастую сам формирует предпосылки к этому направляя такие поручения без наличия на то необходимости или не указания конкретных действий, которые оперативным сотрудникам необходимо реализовать. Также считается, что повысить эффективность такого взаимодействия можно посредством предоставления оперативными сотрудниками, выполняющими поручения следователя, промежуточной информации о ходе и результатах его исполнения следователю.

Литература:

  1. Зеликов А. В. Об актуализации взаимодействия органов предварительного расследования с органами дознания в российском судопроизводстве // Закон и право. — 2009. — № 10. — С. 86–90;
  2. Паутова Т. А. Взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами дознания при возбуждения и расследовании уголовных дел: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Тюмень, 2005. — 211 с.;
  3. Яндырханов З. М. Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 598–601.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, поручение следователя, следователь, орган, орган дознания, предварительное следствие, преступление, сотрудник, том, уголовное дело.


Похожие статьи

К вопросу о взаимодействии следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Формы взаимодействия следователя с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

О сходстве правовых характеристик результатов оперативно-розыскной деятельности и получения доказательств в уголовном процессе

Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Основные следственные ситуации, возникающие в ходе расследования дел о взяточничестве, и меры, предпринимаемые следователем для их решения

Понятие и сущность уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу

Результаты оперативно-розыскной деятельности как доказательства: проблемные аспекты использования в доказывании по уголовным делам

Похожие статьи

К вопросу о взаимодействии следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Формы взаимодействия следователя с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок)

О сходстве правовых характеристик результатов оперативно-розыскной деятельности и получения доказательств в уголовном процессе

Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

Процессуальный порядок действий органов и должностных лиц, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства (на примере МВД России)

Основные следственные ситуации, возникающие в ходе расследования дел о взяточничестве, и меры, предпринимаемые следователем для их решения

Понятие и сущность уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу

Результаты оперативно-розыскной деятельности как доказательства: проблемные аспекты использования в доказывании по уголовным делам

Задать вопрос