Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 28.06.2021

Статья просмотрена: 1329 раз

Библиографическое описание:

Сухоруков, Р. Е. Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе / Р. Е. Сухоруков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82893/ (дата обращения: 19.11.2024).



Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важнейшим этапом работы по раскрытию преступлений. В практической деятельности периодически возникают ситуации, когда следователь физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, необходимых в конкретной ситуации. Решением данной проблемы и является четкое, слаженное, согласованное взаимодействие следователя с органами дознания.

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от четко налаженной и согласованной деятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сочетания процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу.

На данный момент в данной сфере было выявлено несколько проблем.

В частности, проблема по использованию результатов ОРД в качестве доказательств. Данная информация должна быть интегрирована в уголовный процесс максимально быстро и полно. Включение результатов ОРД в уголовный процесс требует пересмотра некоторых действующих норм, внесения в них соответствующих коррективов для обеспечения единства и цельности. Процесс включения результатов ОРД в уголовный процесс должен соответствовать следующим принципам. В уголовном судопроизводстве подлежит исследованию любая информация, имеющая доказательственное значение для раскрытия преступления и изобличения виновного, независимо от способа и формы ее получения, за исключением прямо запрещенных законом. Назначение уголовного процесса — исследовать поступающую информацию с соблюдением процедур, обеспечивающих объективность ее проверки. Подобно тому, как ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы, так и не имеет заранее установленной силы ни одна процессуальная форма их получения и исследования. Попытки сделать исчерпывающим перечень источников доказательств в законе находятся в противоречии с принципами развития науки и практикой расследования преступлений.

Важное значение для организации взаимодействия следователя и органов дознания имеет правовая регламентация и в совершенствовании нуждаются правовые основы взаимодействия следователя и органов дознания. Также представляется целесообразным дополнить перечень видов доказательств, указанных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, таким видом доказательств, как «результаты оперативно-розыскных действий» или заменить слова «иные документы» фразой «и другими документами, предметами, полученными в ходе оперативно-розыскной деятельности». Возможно, стоит внести изменения и в ч. 2 ст. 86 УПК РФ, дополнив перечень субъектов представления доказательств оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Соответственно нуждается в серьезных коррективах и статья 11 ФЗ об «Оперативно-розыскной деятельности». В этой норме должно быть дано: а) четкое определение результатов ОРД; б) наименование и перечень документов и предметов, составляющих содержание результатов ОРД; в) порядок введения результатов в уголовное судопроизводство. Оперативно-розыскная деятельность изначально нацелена не только на получение данных, важных для подготовки и проведения следственных действий, выявление признаков преступления (становясь поводом и основанием для возбуждения уголовного дела), но и на раскрытие преступления, т. е. получение данных, подтверждающих факт совершения преступления и указывающих на лицо, его совершившее. Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут содержать относимую доказательственную информацию и поэтому при определенных условиях могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

Фактическое содержание данных, полученных в результате ОРД, практически не меняется, а изменяется только их форма при облечении их в уголовно-процессуальные доказательства, путем производства следственных действий. И если изначально был нарушен порядок проведения ОРМ, нарушена процессуальная форма оформления ОРМ и передачи их результатов дознавателю, следователю, суду, то в дальнейшем на их основе не могут быть сформированы доказательства, отвечающие требованиям допустимости и достоверности. Представляется правильным, чтобы к результатам ОРД предъявлялись более строгие требования, приближенные к требованиям, предусмотренным к доказательствам в уголовном процессе. Прежде всего, результаты ОРД должны отвечать свойствам допустимости и достоверности. Для этого порядок производства оперативно-розыскных мероприятий и передача их результатов должны быть максимально преданы гласности и регламентированы ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В УПК РФ на данный момент не закреплены общие положения взаимодействия следователя с органами дознания: принципы, условия и основные формы. В этой связи предлагается дополнить УПК РФ новой статьей следующего содержания: «Взаимодействие следователя с органом дознания должно осуществляться по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, при строгом соблюдении конституционного принципа законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах строгого разделения функций следователя и органа дознания, самостоятельности оперативных сотрудников органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, руководящей и организующей роли следователя за своевременным и качественным расследованием преступлений».

Внимания заслуживает и проблемы межличностных отношений между участниками данного взаимодействия. На этапе рассмотрения сообщения о преступлении и в процессе расследования преступлений у следователя и сотрудников органов дознания нередко возникают конфликты. Порой оперативные сотрудники выходят за рамки своих служебных обязанностей. Главной объединяющей фигурой взаимодействия является следователь. Именно он в соответствии со ст. 163 УПК РФ организует работу следственной группы, в том числе определяет формы, направления и пределы взаимодействия с должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако и следователь, в свою очередь, не должен поручать органу дознания важнейшие процессуальные действия, которые связаны с необходимостью принимать по делу процессуальные решения и оценивать доказательства и требуют от сотрудника органа дознания достаточно глубокого и полного знания материалов уголовного дела и достаточного опыта производства следственных действий. Органу дознания следует поручать только проведение оперативно-розыскных мероприятий, производство отдельных следственных действий, исполнение постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а равно о содействии при их осуществлении.Если следователь обладает возможностью для проведения необходимых процессуальных действий самому, то он не должен перекладывать свои обязанности на сотрудников органа дознания. Вынесение поручения считается оправданным и обоснованным только тогда, когда у следователя объективно отсутствует возможность самостоятельно осуществить эти процессуальные действия.

Таким образом, подводя итог, следует сделать вывод о том, что один следователь и даже группа следователей без помощи органов дознания, наделённых правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, не в состоянии справиться с расследованием многих преступлений. Взаимодействие данных субъектов обусловлено, прежде всего, тем, что, как следователь, так и органы дознания, обладают специфическими, только им присущими, средствами раскрытия преступлений. Расследование преступлений представляет собой сложный процесс с многочисленными правоохранительными органами в качестве участников (МВД, Следственный комитет РФ, ФСБ, ФСИН).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ: по сост. на 17 июня 2021 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (ч. 1). — Ст. 4921.
  4. Волынский А. Ф. Организация раскрытия и расследования преступлений: проблемы и пути решения // Российский следователь. 2016. N 1. С. 7–11.
  5. Гаврилин Ю. В., Шурухнов В. А. Некоторые проблемы организации взаимодействия органов расследования с подразделениями ФСИН и пути их разрешения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 4. С. 10–14.
  6. Мазунин Я. М. Негласная деятельность следователя: пора признать данность // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 1. С. 136–140.
  7. Плеснева Л. П. Формы взаимодействия следователя с органами дознания // Сибирский юридический вестник. 2015. № 4. С. 119–125.
Основные термины (генерируются автоматически): орган дознания, оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, результат ОРД, РФ, действие, следователь, Взаимодействие следователя, качество доказательств, уголовное судопроизводство.


Похожие статьи

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений

Проблемы распределения судебных расходов между участниками гражданского и арбитражного процессов

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

Проблемы восстановления прав реабилитированного в уголовном судопроизводстве

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Роль личности педагога в образовательном процессе

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Проблемы понятия и взыскания дебиторской задолженности в гражданском процессе

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве

Похожие статьи

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений

Проблемы распределения судебных расходов между участниками гражданского и арбитражного процессов

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

Проблемы восстановления прав реабилитированного в уголовном судопроизводстве

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Роль личности педагога в образовательном процессе

Проблемы и перспективы совершенствования нормотворческой деятельности правоохранительных органов (на примере МВД РФ и ФСИН России)

Проблемы понятия и взыскания дебиторской задолженности в гражданском процессе

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования

Актуальные вопросы, связанные с принципом неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве

Задать вопрос