Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 1231 раз

Библиографическое описание:

Кусанова, А. К. Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов / А. К. Кусанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 466-468. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15529/ (дата обращения: 27.12.2024).

В современных условиях развития России, все большее значение приобретает правильное функционирование механизмов контроля и надзора. Контроль и надзор — важнейшие формы административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, которые они обеспечивают выполнением следующих задач: с одной стороны — исполнением принятых ими решений, оформленных в виде правовых актов, а с другой — защиту прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц.

Контроль и надзор — это важный элемент управления, обеспечивающий законность и правопорядок [9].

Контроль и надзор придают необходимое ускорение происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов построения правового государства.

Неэффективные контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов (либо их отсутствие) очень часто становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут за собой значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь намеченное, тормозят экономическую деятельность в целом, и, следовательно, приносят вред государству.

Вступление России во Всемирную торговую организацию ставит цели повысить качество решений административно-правовых задач, вопросов и споров, которые максимально будут содействовать международной торговле. Эти цели определяют требования к деятельности Федеральной таможенной службы, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в частности, в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов [2].

Необходимость общего исследования проблем контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов вызывается и рядом других причин. Теоретическими причинами — потребностью комплексного анализа сущности и содержания контроля и надзора в качестве форм административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, их сходства и различий, взаимодействия и взаимообусловленности, четкого определения функциональной принадлежности; практическими — необходимостью повышения эффективности деятельности таможенных органов в сфере контроля и надзора.

Увеличение объема служебных операций, осуществляемых контрольно-надзорными должностными лицами таможенных органов в административно-юрисдикционной сфере требуют скорейшей разработки и принятия Концепции контрольной и надзорной деятельности. В ее содержание следует включить общетеоретические и методические разработки, а также обоснованные конкретные предложения по дальнейшему научному освоению и организационно — правовому совершенствованию механизмов контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, по их надлежащему законодательному регулированию.

Такая концепция должна стать основой для подготовки и принятия закона о контроле и надзоре в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации [5].

Актуализировали потребность осуществления качественного, надлежащего контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов изменения, происходящие в нашей стране. Возникли многочисленные проблемы, решение которых стало необходимым и чрезвычайно важным. К таким проблемам относятся: проблема осуществления контроля и надзора таможенными органами в административно-юрисдикционной деятельности с превышением полномочий; проблема отсутствия эффективного контроля и надзора таможенными органами в административно-юрисдикционной деятельности, когда они должны осуществляться в полной мере.

Еще одной проблемой функционирования системы таможенных органов является наличие многочисленных контрольных и надзорных дублирующих функций административно-юрисдикционного характера, а также то, что их исполнение требует сложной внутриведомственной координации [8].

Решение данных проблем окажет положительное воздействие на эффективность работы таможенных органов, осуществляющих контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности, и, следовательно, положительно повлияет на таможенное управление и регулирование экономических отношений.

Исследуются также правовые нормы, регулирующие основы и порядок осуществления контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации, а также нормы международного таможенного права, в том числе таможенного права государств — участников Таможенного союза. [1].

Источником административной юрисдикции изначально выдвигается возникающий в деятельности таможенных органов административно-правовой конфликт или спор.

Исходя из этого, в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов выделены три производства. По предметному составу конфликтов предложена следующая классификация видов административной юрисдикции таможенных органов: производство по делам об административных правонарушениях; производство по жалобам на решения, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа; дисциплинарное производство [3].

Важным здесь становится понятие «механизма» реализации контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.

Под механизмом реализации контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов понимаются взятые в единстве методы и принципы их осуществления, нормы, права, правоотношения. Правовая основа, представляющая собой совокупность нормативных актов, регламентирующих осуществление таможенного контроля и надзора в административно-юрисдикционной деятельности — является наиважнейшим элементом механизма реализации рассматриваемой функции [5].

Контроль и надзор выступают как важнейшие виды обратной связи, при помощи которых таможенные органы получают информацию о фактическом состоянии дел, выполнении принятых решений. Контроль и надзор используются для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения негативных процессов. Они являются специальными юридическими, организационно-правовыми средствами обеспечения законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.

Таким образом, главными регулирующими основами порядка осуществления контроля и надзора таможенными органами Российской Федерации в административно-юрисдикционной деятельности являются правовые нормы, а также нормы международного таможенного права, в том числе таможенного права государств — участников Таможенного союза.

 

Литература:

 

1.         Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (с изм. и доп.).

2.         Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 27.12.2014) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»).

3.         Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 415.

4.         Бахрах Д. Н. Административное право России: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010.

5.         Гречкина О. В., Давыдова Е. В. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц / под ред. проф. А. Б. Зеленцова. Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2009.

6.         Зубач А. В., Сафоненков П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов РФ / М: РТА, 2012.

7.         Кобзарь-Фролова М. Н. Статья: К вопросу о понятии и сущности административной юрисдикции // Административное и муниципальное право. — 2013. — N 2. — С. 70–73.

8.         Новиков А. Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: моногр. — СПб., 2008.

9.         Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела: учеб.- практ. пособие. М.: МЦФЭР, 2005.

10.     Сафоненков, П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — Издательство Юрайт, 2014. — 356 с. — Серия: Специалист.

Основные термины (генерируются автоматически): административно-юрисдикционная деятельность, надзор, орган, контроль, Российская Федерация, административная юрисдикция, норма, Таможенный союз.


Похожие статьи

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Основные элементы административной юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Управление деятельностью таможенных органов на основе процессного подхода

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Нормативное регулирование и учет внешнеторговых бартерных сделок

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: общая характеристика

Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики Республики Казахстан

Похожие статьи

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы

Основные элементы административной юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Управление деятельностью таможенных органов на основе процессного подхода

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Нормативное регулирование и учет внешнеторговых бартерных сделок

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: общая характеристика

Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики Республики Казахстан

Задать вопрос