Основные элементы административной юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.12.2014

Статья просмотрена: 6708 раз

Библиографическое описание:

Шибанова, Н. В. Основные элементы административной юрисдикционной деятельности таможенных органов РФ / Н. В. Шибанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 552-555. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14491/ (дата обращения: 27.12.2024).

Важное место в деятельности таможенных органов занимает административная юрисдикционная деятельность, содержанием которой является производство по делам об административных правонарушениях, производство по обращениям граждан и дисциплинарное производство.

С момента принятия Конституции РФ, в которой прямо предусмотрено административное судопроизводство, среди ученых и практиков нет единого мнения по вопросам понятий «административная юрисдикция».

Рассматривая понятие административной юрисдикционной деятельности, прежде всего, следует определиться с тем, что понимается под юрисдикцией вообще и административной юрисдикцией в частности. Для ответа на данный вопрос сначала обратимся к «Толковому словарю русского языка» под авторством С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, где под юрисдикцией понимается: «Правомочие производить суд, решать правовые вопросы» [6]. Таким образом, юрисдикция в традиционном понимании этого термина — это суд, судопроизводство (от лат. «jurisdictio»), а также круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций [7].

Следовательно, говоря об административной юрисдикции, необходимо учитывать, что под это понятие можно подвести все имеющие место в государственно-управленческой практике и соответствующим образом урегулированные случаи применения органами исполнительной власти (должностными лицами), а также и субъектами судебной власти всех мер административного принуждения.

В теории административного права административная юрисдикция определяется как административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер [8]. При обилии различных точек зрения все сходятся в едином мнении о том, что одной из сторон всегда выступает орган, осуществляющий управленческую деятельность, и отношения между данным органом и гражданами носят сложный императивный характер.

Исходя из предмета административно-правового регулирования, можно сделать вывод, что административная юрисдикция — это деятельность органов исполнительной власти и суда по разрешению административно-правового спора и по правовой оценке конкретных фактов вытекающих из управленческих правоотношений.

Заметим, что для системы административной юрисдикции, характерно отнесение к ее ведению административно-правовых споров, которые связаны с защитой прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. Подобные споры имеют свой специфический административно-правовой характер, особое положение его субъектов (участников спорного правоотношения), особый порядок рассмотрения и разрешения и т. д., что обусловливает необходимость их специального правового и процессуального правового урегулирования.

Сущность административно-правового спора состоит в том, что он возникает между участниками управленческих отношений по случаю нарушения либо ущемления прав и законных интересов одного участника действиями другого, либо один из них усматривает в действиях другого признаки правонарушений, что вызывает необходимость применения мер административного принуждения.

Любой спор, по своей сути, предполагает наличие, как минимум двух противоположных точек зрения на одно и то же явление. Так, привлекаемое к ответственности лицо может не согласиться с решением государственного органа или должностного лица по поводу применения административного наказания, и обжаловать такое решение.

При наличии любого спора возникает потребность в появлении третьей стороны, способной решить данный спор. В разрешении административно — правовых споров эта сторона должна быть наделена официальными полномочиями, дающими ей возможность разобраться в существе спора и, соответственно, сформировать основу для принятия того или иного решения по данному делу. Разрешение спора, возможно, лишь на основе правовой оценки деяния каждого из его участников. Именно в этом суть юрисдикционной деятельности.

В таком понимании административная юрисдикционная деятельность в области таможенных органов РФ по своему содержанию, а также по назначению имеет отчетливо выраженный правоохранительный характер.

Потребности эффективного использования административных наказаний в укреплении правопорядка в области таможенного дела вновь актуализируют проблему административной юрисдикции. Именно в процессе осуществления таможенными органами этого вида правоохранительной деятельности реализуются практические меры административной ответственности, обеспечивается их превентивное воздействие на правонарушителей и иных лиц и обеспечивается экономическая безопасность.

Производство по обращениям граждан в свою очередь является одним из важных направлений в административной деятельности таможенных органов. Термин «обращения» носит обобщающий характер, объединяя, как правило, изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, ходатайства или жалобы гражданин.

Говоря о дисциплинарном производстве, следует отметить, что суть данного вида административно-юрисдикционного производства заключается в применении к лицам, совершившим дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий, предусмотренных нормами права. Производство по наложению дисциплинарных взысканий на государственных служащих, совершивших служебные проступки (не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших должностные обязанности), в настоящее время регламентировано различными нормативными правовыми актами. Вместе с тем в определенных случаях на государственных служащих распространяются также нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка.

Административно — юрисдикционная деятельность в области таможенных органов осуществляется по следующим основным стадиям:

1)        исследование и анализ ситуации (в разных производствах она может называться по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта и др.), в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах, о существующих проблемах. Эта информация фиксируется на материальных носителях в виде протоколов, актов, справок, схем, отчетов и т. п. и кладется в основу управленческих решений;

2)        принятие решения (приказа, постановления, инструкции), в котором фиксируется воля субъекта власти. Решение — сознательно-волевой акт выбора одной из существующих возможностей. В нем содержится императивная, новая информация, созданная субъектом власти. Будучи административным актом, оно, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает;

3)        исполнение решения. Решение — это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные действия, права, отношения, процессы, блага. В правотворческих процессах заключительной является стадия обнародования акта, доведения его до сведения.

Говоря об административном процессе, отметим, что под процессом вообще понимается порядок осуществления какой-либо деятельности, совокупность действий, совершаемых для достижения определенного результата. Административный процесс связан с реализацией властных полномочий субъектами исполнительной власти, установлением порядка принятия решений в сфере государственного управления и их исполнения, решения индивидуальных дел реализации норм материального права с помощью процессуальных норм, оформления промежуточных и окончательных результатов в официальных (процессуальных) документах. Необходимость в административном процессе возникает, как правило, при принятии управленческих решений; разработке и принятии нормативных правовых и индивидуальных актов управления; рассмотрении обращений и жалоб граждан и юридических лиц; возмещении материального ущерба; применении уполномоченными органами исполнительной власти мер административного принуждения, привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Заметим, что в системе административно-юрисдикционного процесса наиболее полно законом регламентировано производство по делам об административных правонарушениях.

Очень важно подчеркнуть значимость принципов для современного правового режима разрешения административных споров, которые заключается в том, что они определяют средства достижения целей административной юрисдикции. Принципы административной юрисдикции обладают особенностями, которые, во-первых, отражают ее специфику, во-вторых, присущи государственно-управленческой деятельности в целом, и в-третьих, близки по своему характеру принципам правосудия. К числу таких принципов относятся: законность; экономичность; эффективность и оперативность; непосредственность; равенство участников процесса; публичность; гласность; состязательность; национальный язык; объективность; диспозитивность и другие.

На основании вышеизложенного, следует выделить основные элементы (черты) административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов:

1.         Это деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административно — правового спора, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность применения мер административного принуждения;

2.         Содержанием административно-юрисдикционной деятельности является правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административно — правовому спору;

3.         Субъектами административно-юрисдикционной деятельности выступает суд, а также иные органы (должностные лица) государственных органов в пределах своей компетенции;

4.         Административно-юрисдикционная деятельность урегулирована нормами административного права, наделяющими ее участников особыми процессуальными правами и обязанностями;

5.         Результатом административно-юрисдикционной деятельности является принятие властного решения о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

6.         Основной целью административно-юрисдикционной деятельности является восстановление нарушенного права;

7.         Административно-юрисдикционная деятельность имеет срочный характер и сопровождается процессуальным оформлением.

Таким образом, следует заключить, что административно — юрисдикционная деятельность — это урегулированная нормами права деятельность суда и других специально на то уполномоченных государственных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению административно — правовых споров и применению мер административного принуждения, протекающая в особой процессуальной форме и предусматривающая восстановление нарушенного права.

 

Литература:

 

1.         Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. № 237. 25.12.93.

2.         Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (с изм. и доп.).

3.         Административное право России. Учебник /Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 688 с.

4.         Астахов Д. В., Зубач А. В., Костенников М. В., Кардашова И. Б., Куракин А. В., Обыденова Т. В. Участники производства по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. М. В. Костенникова. — М.: Московский университет МВД России, 2005.

5.         Зубач А. В., Сафоненков П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов РФ / М: РТА, 2012.

6.         Ожегов С.И, Шведова Н. Ю. — Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 стр.

7.         Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 2001. С. 1868.

8.                      Сафоненков, П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — Издательство Юрайт, 2014. - 356 с. - Серия: Специалист

9.         Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 415.

 

Основные термины (генерируются автоматически): административная юрисдикция, Административно-юрисдикционная деятельность, административное принуждение, орган, спор, административная юрисдикционная деятельность, административный процесс, исполнительная власть, лицо, юрисдикционная деятельность.


Похожие статьи

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Понятие и виды гражданско-правовой ответственности органов юридического лица

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: общая характеристика

Понятие, сущность и значение системы внутреннего контроля в деятельности коммерческих организаций

Особенности документирования деятельности коммерческой организации

Основные направления совершенствования организации деятельности налогового органа на территориальном уровне

Особенности применения общей системы налогообложения деятельности экспедиторских компаний

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Похожие статьи

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Понятие и виды гражданско-правовой ответственности органов юридического лица

Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: общая характеристика

Понятие, сущность и значение системы внутреннего контроля в деятельности коммерческих организаций

Особенности документирования деятельности коммерческой организации

Основные направления совершенствования организации деятельности налогового органа на территориальном уровне

Особенности применения общей системы налогообложения деятельности экспедиторских компаний

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Задать вопрос