Наряду с производством по делам об административных правонарушениях и производством по обращению граждан, административная юрисдикция таможенных органов уполномочена осуществлять дисциплинарное производство. Будучи самостоятельным видом административно-юрисдикционного процесса, дисциплинарное производство характеризуется как урегулированная нормативно-правовыми нормами деятельность, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков, к дисциплинарной ответственности.
Правовая основа дисциплинарного производства базируется на нескольких нормативных актов, регулирующих данный вид правоотношений. Однако основным документом, определяющим права и полномочия субъектов дисциплинарного производства, является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, так как, согласно ст. 2, регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, а также Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ), который устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан.
Также, отдельно для каждого органа исполнительной власти, существуют правовые акты, регулирующие правоотношения относительно сферы применения полномочий. Для нашего исследования актуальным является Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114-ФЗ, который регламентирует дисциплинарные взыскания, налагаемые на сотрудников таможенных органов в случае совершения дисциплинарного проступка.
Рассматривая дисциплинарный проступок, как противоправное явление, заключающееся в нарушении трудовой дисциплины за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке, можно сделать вывод, что сущность дисциплинарного проступка состоит в неисполнении сотрудником (работником) своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора, заключенного работником с конкретной организацией [6].
Целями дисциплинарного производства являются:
1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка;
2) принятие решения о применении дисциплинарного взыскания;
3) обеспечение выполнения принятого решения;
4) выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины.
Реализуя вышеуказанные цели, дисциплинарное производство обладает также следующими принципами, которые охватывают все стадии дисциплинарного производства, а также являются руководящими положениями при рассмотрении дел о дисциплинарных проступках:
1) общепроцессуальные принципы (законности, гласности, объективной истины, демократизма, равенства всех граждан перед законом и др.);
2) специфические принципы (экономичность, оперативность, целесообразность).
Рассматривая признаки дисциплинарного производства, можно выделить такие как:
− дисциплинарное производство является внесудебным, так как выступает в качестве исполнительно-распорядительной деятельности (исключением из данного положения является норма, закрепленная в ч. 2 ст. 248 ТК РФ, согласно которой, при условии истечения месячного срока добровольного возмещения ущерба или при условии несогласия работника возместить причиненный ущерб в добровольном порядке и сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке);
− дисциплинарное производство вправе осуществлять все работодатели, а также руководители негосударственных организации в отношении своих сотрудников;
− особенность дисциплинарного производства состоит в том, что оно реализуется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных — членов легально организованных коллективов;
− дисциплинарное принуждение и дисциплинарное производство является мерой, применяемой в случае дисциплинарные правонарушения, тем не менее, в ряде случаев оно связано с иными неправомерными действиями, а также с нарушениями моральных норм [2].
Также, как и производствах рассмотренных в прошлых главах, дисциплинарное производство имеет свои субъекты, которые классифицируются по трем категориям:
1) субъекты применения дисциплинарных взысканий (лица, занимающие руководящие должности (положение начальника), а также наделенные полномочиями издавать приказ о приеме на службу);
2) субъекты дисциплинарной ответственности (лица, в отношении которых ведется дисциплинарное производство);
3) иные участники дисциплинарного производства, наделенные соответствующими полномочиями.
Наряду с полномочиями, возложенными на субъекты применения дисциплинарных взысканий осуществлять дисциплинарное производство, на них также возложена ответственность в случае:
1) неисполнения требований законодательства о дисциплинарной ответственности;
2) нарушение сроков и процессуальной формы;
3) превышение полномочий, а также неиспользование предоставленных дисциплинарных прав.
Также, регламентируются права и обязанности субъектов дисциплинарной ответственности:
− право ознакомления с материалами дисциплинарного дела;
− использование юридической помощи;
− право давать объяснения и предъявлять доказательства;
− заявлять ходатайства;
− обжаловать решение о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарное производство традиционно подразделяется на несколько стадий, логически сменяющих друг друга:
1) возбуждение дела о дисциплинарном проступке;
2) служебное расследование работодателем (уполномоченным должностным лицом);
3) рассмотрение дисциплинарного дела;
4) вынесение решения (издание приказа) о привлечении работника к дисциплинарной ответственности;
5) обжалование решения о дисциплинарном взыскании;
6) пересмотр решения по делу о дисциплинарном проступке;
7) исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания.
Рассматривая дисциплинарную ответственность, которой подвергаются должностные лица, совершившие дисциплинарный проступок, стоит выделить функции, которые реализует дисциплинарное производство:
− регулятивная, направленная на формирование поведения сотрудника (работника), на определение границы между правомерным и и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;
− превентивная — предупреждение нарушение трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности, так и другими сотрудниками;
− карательная, которая предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных моральных и организационных последствий;
− восстановительная и воспитательная, которая заключается в формировании у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность [7].
Реализуя вышеперечисленные функции, дисциплинарная ответственность классифицируется по двум основным видам, а именно: общая и специальная дисциплинарная ответственность.
Общая дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что может быть возложена на всех работников, согласно правилам внутреннего трудового распорядка, тогда как специальная дисциплинарная ответственность строго определяет круг лиц, в отношении которых применяются специальные меры дисциплинарного взыскания. Также специальная дисциплинарная ответственность отличается тем, что строго ограничивается круг уполномоченных лиц и органов, осуществляющих дисциплинарное взыскание, которое также обжалуется в особом порядке.
Дисциплинарное производство в таможенных органах характеризуется применением дисциплинарных взысканий, регламентированных правовыми нормами в отношении государственных служащих, совершивших должностной проступок. Так, должностным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на государственных служащих таможенных органов, а также в однократном нарушении дисциплины, нарушении нормативных правовых актов, в числе которых находятся федеральные законы, указы Президента РФ, а также вступившие в силу решения суда.
Согласно ст. 29 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
− замечание;
− выговор;
− строгий выговор;
− предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
− увольнение из таможенных органов.
Также, ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, помимо основных положений, содержащихся в данной статье, важным является то, что перед наложением дисциплинарного взыскания может проводиться служебная проверка, которая также регламентируется в указанном федеральном законе.
Согласно ст. 59, служебная проверка осуществляется по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. По результатам служебной проверки должны быть всесторонне, объективно и полностью установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы Российской Федерации от 16.11.1998 № 1396, порядок организации и проведения служебной проверки определяется председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Также, если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия.
Порядок обжалования решений о привлечении дисциплинарной ответственности также устанавливается вышеуказанным уставом. Так, в случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности, он имеет право обжаловать данное решение начальнику вышестоящего органа и (или) в суд. В свою очередь, начальник вышестоящего органа обязан всесторонне и объективно рассмотреть жалобу и безотлагательно вынести решение не позднее месяца со дня получения жалобы. Важно также и то, что обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
Анализируя актуальные проблемы дисциплинарного производства, можно сделать вывод, что учеными-исследователями данной специфики выделяется ряд проблем, замедляющих эффективное производство в случае совершения дисциплинарного проступка [6]. Настоящим исследованием выделяется проблема проведения служебной проверки, выступающей в качестве процедуры, осуществляющей комплекс мероприятий, направленных на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дисциплинарного проступка или обстоятельств, опровергающих сведения, порочащие честь и достоинство государственного служащего.
Изучив нормативные правовые акты, регламентирующие условия проведения служебной проверки, можно сделать вывод, что применение данной меры дисциплинарного расследования является факультативным процессом, инициатором которого является руководитель государственного органа, либо государственный служащий. Несмотря на закрепленные законодательно основания, при которых проведение служебной проверки является безотлагательной мерой, считаем возможным и необходимым установление служебной проверки как обязательной стадии дисциплинарного производства, применительно к любому виду государственной службы. Также, результатом данной законодательной реформы является более развернутое регламентирование процесса проведения служебной проверки, полномочий участников служебной проверки, а также перечня процессуальных документов, являющихся основанием для проведения служебной проверки, и документов, составляемых в ходе ее проведения.
Таким образом, в ходе изучения особенностей дисциплинарного производства был проведен анализ правового регулирования, регламентирующего порядок привлечения лиц, совершивших дисциплинарный проступок к ответственности, а также исследованы сущность, цели, признаки и субъекты дисциплинарного производства.
Анализ и исследование актуальных проблем позволил выявить направление, в отношении которого были предложены меры, способствующие повышению эффективности дисциплинарного производства и предупреждению совершения дисциплинарных правонарушений государственными служащими.
Результатом рассмотренных в данной главе вопросов, посвященных особенностям и путям совершенствования правового регулирования направлений административной юрисдикционной деятельности таможенных органов стало определение сущности и правовых основ трех видов производств, входящих в компетенцию административной юрисдикции таможенных органов, а именно: производство по делам об административных правонарушениях, производство по обращениям граждан, дисциплинарное производство. Выявление данных основ позволило проанализировать эффективность применения таможенными органами и их должностными лицами правовых регламентацией в целях реализации поставленных целей и задач, а также рассмотреть ряд актуальных проблем производств, входящих в компетенцию административной юрисдикции таможенных органов и предложить возможные решения, направленные на усовершенствование выделенных направлений производства по делам об административных правонарушениях, производства по обращениям граждан, а также дисциплинарного производства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 27.12.2018)
- Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. От 11.12.2018)
- Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации от 16.11.1998 № 1396
- Сафоненков П. Н. Правовые основы административной юрисдикционной деятельности таможенных органов: учебник для бакалавриата и магистратуры / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — М.: Из-во Юрайт, 2016. — 356с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс
- Статья «Дисциплинарное производство в Российской Федерации. Административно-процессуальное право» // Э. Л. Лещина, А. Д. Магденко, Интернет-ресурс: URL: http://zakoniros.ru/?p=18503 (дата обращения: 08.01.2019)