Совершенствование контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.09.2022

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Чёрман, Ш. Н. Совершенствование контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации / Ш. Н. Чёрман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94804/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье выдвинуты меры, направленные на совершенствование правового регулирования контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое регулирование оперативно-розыскная деятельность, контроль, таможенные органы Российской Федерации.

В условиях реализации масштабного проекта реорганизации таможенных органов Российской Федерации, направленного на создание единой системы электронных таможен и центров электронного декларирования, значимость оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации значительно возрастает, поскольку наиболее эффективным способом выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших в сложившейся оперативной обстановке является оперативно-розыскная деятельность, правом осуществления которой в соответствии со пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] (далее — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности») наделены таможенные органы Российской Федерации.

Социум характеризуется определенной степенью упорядоченности, организованности. Вызвано это прежде всего необходимостью согласования интересов, потребностей отдельных социальных групп.

В значительной мере, достижение указанного согласия осуществляется посредством социального регулирования. В свою очередь, в системе социального регулирования важнейшая роль отведена правовому регулированию, определяемому С. Н. Братусем как «установленные нормами права границы поведения людей» [4, с. 71].

В доктрине превалируют следующие дефиниции правового регулирования.

По мнению В. М. Горшенева, правовое регулирования является «особым способом воздействия государства на общественные отношения, основное назначение которого состоит в том, чтобы организовать подчинение воли участников субъектов общественных отношений воле государства... организационные стороны указанного способа воздействия составляют правотворческая и правоприменительная деятельность» [5, с. 31–32].

Смежную дефиницию представил Ф. Н. Фаткуллин, который полагает, что под правовым регулированием понимается «специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений» [6, с. 57].

В свою очередь С. С. Алексеев считает, что «правовое регулирование не ограничивается деятельностью государства, компетентных органов, должностных лиц по созданию правовых норм, а также условий их осуществления, и завершается фактической реализацией участниками правоотношений субъективных прав и юридических обязанностей» [7, с. 71].

Вопреки отсутствию в доктрине единообразного похода к дефиниции, назначение правового регулирования остается неизменным: функциональным, управленческим.

Правовое регулирование контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации, как представляется, равным образом носит прежде всего функциональный характер, поскольку посредством положений законодательства Российской Федерации регламентируются общественные отношения между контролирующими и подконтрольными субъектами, связанные с реализацией контрольных функций.

В настоящее время, основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим совершенствование оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации, является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [3].

Указанная стратегия представляет собой документ стратегического планирования, определяющий целевые стратегические направления развития таможенной службы Российской Федерации.

Представляется необходимы выделить следующие основополагающие меры, предусмотренные стратегией, направленные на совершенствование контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации:

1) формирование информационного массива и шаблонов электронных дел оперативного учета;

2) цифровизация документирования оперативно-розыскной деятельности;

3) создание специализированной информационной системы обеспечения оперативно-розыскной деятельности и служебной деятельности подразделений, осуществляющих противодействие коррупции.

Вместе с тем, по мнению автора настоящего исследования, приведенные меры носят прежде всего организационно-технический характер.

В целях совершенствования правового регулирования контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации, на основании осуществленного сравнительно-правового анализа положений законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, регламентирующих контроль за оперативно-розыскной деятельностью таможенных администраций государств-членов Евразийского экономического союза, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» [2], автором настоящего исследования выдвинута к дальнейшему рассмотрению концепция проекта федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [См. Приложение № 1 Концепция проекта федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»].

Представляется необходимым выделить наиболее значимые положения указанного проекта, отличные от действующего оперативно-розыскного законодательства:

1) предусмотрены дефинитивные положения, содержащие основные понятия, используемые в концепции проекта федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», способствующие унификации понятийно-категориального аппарата уголовного, уголовно-процессуального, административного, административно-процессуального, оперативно-розыскного законодательства, исключая полисемию;

2) предусмотрены положения, регламентирующие основы оперативно-розыскного производства, в частности порядок представления, а также использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности;

3) предусмотрены положения, регламентирующие обеспечение оперативно-розыскного производства;

4) предусмотрены положения, регламентирующие процессуальный статус участников оперативно-розыскного производства;

5) предусмотрены положения, регламентирующие судебный контроль за оперативно-розыскной деятельности;

6) предусмотрены положения, регламентирующие процедуру обжалования действий (бездействий) и решений руководителей, руководителей подразделений, должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также судебных решений о разрешении проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина;

7) предусмотрены положения, регламентирующие организацию прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В целях формирования надлежащей правоприменительной практики приложение к концепции проекта федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит унифицированные формы бланков оперативно-служебных документов в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Подводя итог настоящего исследования, предусмотренные концепцией проекта федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» положения способствуют совершенствованию правового регулирования контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов Российской Федерации.

Приложение 1

Концепция проекта Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Общая часть

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Действие Федерального закона в пространстве

Статья 3. Действие Федерального закона по кругу лиц

Статья 4. Действие Федерального закона во времени

Статья 5. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Глава 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Статья 6. Назначение оперативно-розыскной деятельности

Статья 7. Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Статья 8. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Статья 9. Равенство граждан перед законом

Статья 10. Конспирация

Статья 11. Сочетание гласных и негласных методов и средств

Статья 12. Единоначалие и коллегиальность

Статья 13. Единство и централизация

Статья 14. Наступательность

Статья 15. Прогнозирование

Статья 16. Соразмерность

Статья 17. Неприкосновенность жилища

Статья 18. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Глава 3. Участники оперативно-розыскной деятельности

Статья 19. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Статья 20. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 21. Обязанности органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность

Статья 22. Взаимодействие органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность

Статья 23. Оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации

Статья 24. Оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности Российской Федерации

Статья 25. Оперативные подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны

Статья 26. Оперативные подразделения таможенных органов Российской Федерации

Статья 27. Оперативные подразделения Службы внешней разведки Российской Федерации

Статья 28. Оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний

Статья 29. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации

Статья 30. Руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Статья 31. Руководитель подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Статья 32. Должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Статья 33. Лицо, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 34. Лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия

Статья 35. Прокурор

Статья 36. Суд

Статья 37. Специалист

Статья 38. Переводчик

Статья 39 . Представитель общественности

Статья 40. Адвокат

Статья 41. Социальная и правовая защита участников оперативно-розыскной деятельности

Особенная часть

Глава 4. Оперативно-розыскное производство

Статья 42. Общие положения оперативно-розыскного производства

Статья 43. Обстоятельства, подлежащие установлению при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Статья 44. Документирование оперативно-розыскной деятельности

Статья 45. Собирание информации

Статья 46. Проверка информации

Статья 47. Правила оценки информации

Статья 48. Представление результатов оперативно–розыскной деятельности

Статья 49. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Статья 50. Оперативно-розыскные мероприятия

Статья 51. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Статья 52. Общие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Статья 53. Основания и порядок рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Статья 54. Опрос

Статья 55. Наведение справок

Статья 56. Сбор образцов для сравнительного исследования

Статья 57. Проверочная закупка

Статья 58. Исследование предметов и документов

Статья 59. Наблюдение

Статья 60. Отождествление личности

Статья 61. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Статья 62. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Статья 63. Прослушивание телефонных переговоров

Статья 64. Снятие информации с технических каналов связи

Статья 65. Оперативное внедрение

Статья 66. Контролируемая поставка

Статья 67. Оперативный эксперимент

Статья 68. Получение компьютерной информации

Статья 69. Неотложные оперативно-розыскные мероприятия

Статья 70. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Статья 71. Протокол оперативно–розыскного мероприятия

Статья 72. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 73. Участие представителей общественности

Статья 74. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий лиц

Статья 75. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Глава 5. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 76. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 77. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 78. Применение мер безопасности в отношении граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 79. Порядок применения мер безопасности

Статья 80. Отмена мер безопасности

Статья 81. Меры безопасности

Глава 6. Обеспечение оперативно–розыскного производства

Статья 82. Меры обеспечения оперативно–розыскного производства

Статья 83. Доставление

Статья 84. Задержание

Статья 85. Личный досмотр

Статья 86. Изъятие

Статья 87. Уничтожение или приведение в негодность предметов, документов и других материальных носителей информации

Статья 88. Ограничение использования сетей связи и средств связи

Статья 89. Приостановление услуг связи

Глава 7. Финансовое и материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Статья 90. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Статья 91. Материально-техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Глава 8. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 92. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 93. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 94. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 95. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Специальная часть

Глава 9. Заключительные положения

Статья 96. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 97. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Глава 10. Перечень бланков оперативно-служебных документов

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 06.08.2001, № 32, ст. 3335.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 01.06.2020, № 22, ст. 3572.
  4. Братусь С. Н. Имущественные и организационные отношения и их правовое регулирование в Союзе Советских Социалистических Республик. Вопросы общей теории советского права // г. Москва, издательство: «Госюриздат», 1960.
  5. Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании // г. Москва, издательство: «Госюриздат», 1960.
  6. Фаткуллин Ф. Н., Фаткуллин Ф. Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие // г. Казань: издательство: «Спектр», 2000.
  7. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве // г. Москва, издательство: «Юридическая литература», 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, Российская Федерация, правовое регулирование, концепция проекта, орган, оперативно-розыскное производство, положение, правовое регулирование контроля, глава, мероприятие.


Ключевые слова

контроль, таможенные органы Российской Федерации, правовое регулирование оперативно-розыскная деятельность

Похожие статьи

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Современное состояние и направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России

В статье рассмотрены современное состояние, определены проблемы и основные направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.

Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье исследованы нормативно-правовые источники в рамках деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения информаци...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Прокуратура РФ как орган надзора в области налогов и сборов

Данная статья посвящена анализу роли прокуратуры РФ в осуществлении надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются особенности надзорной деятельности и полномочия прокуроров, приводится статистика правонарушений в сфере э...

Правовые аспекты организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды

В статье рассматриваются некоторые аспекты порядка организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды.

Актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В статье автор рассматривает актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также предлагает возможные пути их законодательного решения.

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Похожие статьи

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Современное состояние и направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России

В статье рассмотрены современное состояние, определены проблемы и основные направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.

Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье исследованы нормативно-правовые источники в рамках деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ

В статье рассматриваются проблемы совершенствования системы информационной безопасности в органах государственной власти РФ, проанализирована система информационной безопасности, полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения информаци...

Основные принципы деятельности прокуратуры и их значение для соблюдения прав предпринимателей

В статье рассмотрены основные принципы деятельности прокуратуры. В статье произведен анализ значения принципов деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Прокуратура РФ как орган надзора в области налогов и сборов

Данная статья посвящена анализу роли прокуратуры РФ в осуществлении надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются особенности надзорной деятельности и полномочия прокуроров, приводится статистика правонарушений в сфере э...

Правовые аспекты организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды

В статье рассматриваются некоторые аспекты порядка организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды.

Актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В статье автор рассматривает актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также предлагает возможные пути их законодательного решения.

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Задать вопрос