В статье раскрывается сущность понятия «умные технологии», обосновывается необходимость перехода к постиндустриальному обществу посредством дальнейшей информатизации и применения высоких технологий в социальной сфере.
Ключевые слова: умные технологии, информатизация общества, технологические парадигмы.
Обработка информации – объективно существующая реальность и процесс, порождающий расширенное воспроизводство знаний. Подобно тому, как ответы на одни вопросы порождают большее количество новых, но более высокого порядка, информация по мере развития человечества накапливалась и увеличивалась, порождая необходимость в разработке более совершенных методов её сбора, хранения, накопления, изменения, защиты и транспортировки [7].
Умные технологии – это название для современных высоких технологий, которым принадлежит высокая степень внутренней самоорганизации, большое количество обратных связей, как положительных, способствующих «разгону» системы и ее последующей эволюции, так и отрицательных, контролирующих систему, не дающих «пойти вразнос», обеспечивающих ее нормальную, ритмичную жизнедеятельность. Примеры умных технологий: умный дом, умный город, умные часы, умный огород и др. [2]
В основе функционирования любой умной технологии, с научной точки зрения, должен лежать ряд принципов, определяющих их качественные и количественные характеристики, а также определять их структуру и модель поведения. Например, любая умная технология должна подчиняться «законам самоуправления», свидетельствующая о наличии внутренней синергии и возможностей самостоятельно обрабатывать максимальное количество внешних сигналов, на основе которых принимать управляющие воздействия.
Заметим, при этом, что такая самоуправляемая система подразумевает сохранение закона перехода количественных изменений в качественное, при котором количество сигнала на входе или выходе системы уменьшается, а качество его растет. Кроме того, чем качественнее сигналы на входе в систему и на выходе, тем выше становится качество управляющего системой лица, принимающего решения.
Все вышеуказанные взаимодействия объединены в 3 основных закона «умных технологий», следствиями которых являются:
1. «Парадигма Тоффлера» - один управленец может обслуживать несколько систем (в режиме разделения времени). В расширенном варианте - «социально-синергическая парадигма»: несколько управленцев могут обслуживать несколько систем. При этом внешняя синергия управления усиливает внутреннюю синергию систем, которые , в свою очередь становятся компонентами «умной» технологии [2].
2. «Парадигма встроенного синхронизма» - умная технология (сумма технологий) в состоянии самостоятельно синхронизировать саму себя за счет внутренней синергии компонентов и внешней синергии управления [2].
С появлением персональных компьютеров происходит существенное изменение понимания роли информации в современной жизни общества. Теперь это новый ресурс, а иногда и способ заработка, «кто владеет информацией, тот владеет миром». О скорости распространения информации свидетельствует и другое общеизвестное высказывание о том, что на одном конце Планеты только подумали о каком-либо действии, на другом конце эту идею уже реализовали [5,7].
Использование информационных технологий в своей деятельности для большинства компаний сегодня – объективная необходимость. Многие показатели оценки качества работников фиксируются различными программами ЭВМ. Одними эта информация используется, другими – нет. Особенность человеческого мозга такова, что чем большее количество альтернатив, и чем большее количество критериев у них, тем сложнее сделать правильный рациональный вывод без помощи средств ЭВМ. Применение последних при этом облегчает выбор ЛПР, но не всегда учитывает другую составляющую – совокупность социальных, экономических и правовых отношений между работниками [6].
Говоря о социальной сфере в контексте применения умных технологий, сложно не отметить тот факт, что она сама является одновременно и объектом и субъектом сферы высоких достижений. Каким бы образом не функционировала социальная сфера – как часть государственной политики протекционизма, или её обеспечение целиком отдано механизму рыночных отношений, а обязанности возложены на организации, фирмы и граждан, или каким-либо другим способом, – от эффективности её функционирования и развития зависят такие показатели, как совокупный человеческий капитал, уровень и качество жизни населения, уровень производительности труда и др. [4]
Примененние высокоинтеллектуальных технологий в социальной сфере стимулирует всё большее использование современных систем поддержки принятия решений, экспертных систем в различных видах экономической деятельности, что приведет к росту теоретической компоненты и породит усиливающийся научный интерес к социальной сфере. В свою очередь, постоянно растущий интеллектуальный потенциал общества будет являться основой для формирования постиндустриальной экономики на начальном этапе, и постиндустриального общества – в его завершающей стадии. Доступность и высокий уровень обслуживания систем на базе «умных технологий» стимулирует возможности информатизации общества в новом ракурсе – процессы доведения информации с помощью средств вычислительной техники сменятся на процессы реализации и разработки одних высоких технологий с помощью или при поддержке уже существующих «умных технологий». То есть налицо усиливающийся эффект спирали нанотехнологического процесса, порождающего открытия всё более нового и нового порядка.
Вместе с тем, для достижения такого синергетического эффекта, необходимо уже на ачальных стадиях выбрать главные ориентиры, определяющие дальнейшие этапы развития. И первым таким ориентиром уже не одно десятилетие является информатизация общества, закладывающая основы тех направлений, речь о которых шла выше.
Одним из изнаправлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [1].
Процесс информатизации так же затронул и экономические отрасли. Их радикальное усовершенствование и приспособление к современным условиям стало возможным благодаря массовому использованию новейшей компьютерной и теле оммуникационной техники, формирование на её основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации [1].
В последнее время модернизации социальной и экономической составляющим общества уделяется значительное внимание. Речь здесь идет не только о проработке определенных механизмов взаимодействия и реализации ряда государственных программ, а скорее об эффекте связанном с их реализацией. Ориентация на экономику знаний для России в этой связи порождает множество различных вопросов в области образования, ибо именно эта сфера является основной «кузницей кадров» нового общества [3].
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфе ре, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида [1].
Фактически, благодаря современным информационным технологиям, процесс получения образования и накоплени человеческого капитала является непрерывным, а его качественная составляющая неуклонно растет. В частности, речь идет не только о повышении доступности многих информационных сред, банков и баз знаний, но и об их качественном наполнении. Сегодня экспертные системы обучают и предоставляют значительные возможности в видах эккономической деятельности в социальной сфере по осуществлению всевозможных функций и операций.
Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от её источника к потребителю и зависящих от формы её представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что вне дрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях становится визуализация мысли, информации, знаний. К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции [1].
Литература:
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования./И.В. Роберт – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
2. Умные технологии. [электронный ресурс] // Википедия, режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Умные_технологии (дата обращения 03.01.2017)
3. Яковлев А.С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования./А.С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. - №4(14), 2010, С. 127-131
4. Яковлев А.С. Роль экономики и государства в изменении тенденций развития социальной сферы./А.С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. - №2(8), 2009, С. 26-31
5. Яковлев, А.С. Инновационные возможности 3D-технологий в продвижении продукции интернет-магазинов. /А.С. Яковлев, Е.Е. Ставцева. // Научные записки ОрелГИЭТ. Альманах. – Орел.: ОрелГИЭТ, 2011
6. Яковлев, А.С. Применение информационных технологий в принятии управленческого решения/А.С. Яковлев // Молодой ученый, – №18(122), 2016, С.309-311
7. Яковлев, А.С. Суперкомпьютеры мира: новые проблемы, или новые возможности? /А.С. Яковлев, С.П. Курдогло // Молодой ученый, – №6-3(110), 2016, С.46-48