Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 3165 раз

Библиографическое описание:

Новикова, О. И. Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики / О. И. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 564-565. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59984/ (дата обращения: 03.12.2024).



В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационно-коммуникационные технологии, интегрированные информационные системы, управление высшим учебным заведением.

Развитие процессов цифровизации и глобализации экономики ставит перед учреждениями высшего образования задачу эффективного управления в изменившихся условиях рынка.

В современных условиях перед отечественными образовательными организациями поставлена задача совершенствования уровня качества образовательных услуг, повышения научной и образовательной репутации.

Одним из главных показателей эффективности деятельности образовательной организации является вхождение в мировые образовательные рейтинги на лидирующих позициях.

Попадание в рейтинги может служить ориентиром при стратегическом планировании деятельности образовательной организации. Самыми авторитетными международными рейтингами, играющими ключевую роль в формировании репутации и оказывающими влияние на востребованность высшего учебного заведения и его конкурентное положение на мировом рынке образовательных услуг, считаются The World University Rankings, QS World University Rankings и Шанхайский рейтинг. С 2014 г. в России действует программа повышения конкурентоспособности «5–100», которая нацелена на достижение долгосрочных стратегических целей.

Вуз представляет собой, по сути, структуру, аккумулирующую материальные, физические, интеллектуальные ресурсы и трансформирующую их в конечный продукт — знания и навыки, сформированные у выпускников вуза [1, C. 105].

Мировая экономика сегодня стоит на пороге глобальных изменений — трансформации и переформатирования экономического мирового порядка. Страны мира одна за другой объявляют о курсе на строительство цифровой экономики, в которой главными силами развития выступают знания и человеческий капитал, о переходе к Индустрии 4.0, Обществу 5.0. [3, С. 253].

Россия обладает значительным «информационным» потенциалом и большим количеством высококвалифицированных кадров. Благодаря данным решающим факторам страна способна занять лидирующие позиции в «цифровом» мире, разрабатывать свои собственные приложения и различные популярные на весь мир интернет — системы. Однако для этого необходима организация четко слаженной схемы взаимопомощи и сотрудничества с другими странами на базе научных исследовательских организаций и институтов [2, С. 63].

Основные предпосылки организации перехода к цифровой экономике в России:

– развитие физической инфраструктуры доступа к Интернету;

– рост числа пользователей сети Интернет;

– развитие электронной коммерции;

– развитие ИТ-отрасли страны;

– развитие национальной системы электронного правительства.

В данных условиях экономической системы основными критериями эффективности управления образованием могут выступать следующие:

– качество образовательного процесса;

– расширение и модернизация учебных планов и обучение студентов в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий;

– расширение региональной сети вуза в целях эффективного использования ресурсов и исследований за счет участия обучающихся и преподавателей в региональном и международном процессе обмена компетенциями и опытом;

– диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение инвесторов, заинтересованных в профессиональных кадрах вуза.

В условиях формирования цифровой экономики в целях оптимизации управления ВУЗом и научной организации учебного процесса всё большее применение находят интегрированные информационные системы.

Интегрированные информационные системы представляют собой идеологию планирования и управления крупными организациями с помощью автоматизации и оптимизации информационных процессов всех подразделений в единой информационной среде, на основе единой базы данных — для подготовки и принятия решений [4, C. 52].

Основными принципами внедрения интегрированных информационных систем в ВУЗе служат следующие:

– создание единой базы данных для всех задач и уровней управления;

– определение программного и информационного обеспечения;

– поощрение разработки новых информационных технологий и приложений;

– внедрение единого электронного документооборота на всех уровнях управления;

– применение современных статистических и геоинформационных системы.

– применение современных сетевых и информационно-коммуникационные технологий в качестве средства использования информационных ресурсов.

Информационно-коммуникационные технологии представляют собой агрегированное понятие, которое описывает различные способы, методы, алгоритмы и устройства обработки информации, которые являются основой развития цифровой экономики.

Таким образом, внедрение элементов современной цифровой экономики способствует повышению эффективности управления образовательной организаций, в том числе, снижению затрат на управление учебным процессом, развитию межвузовских информационных систем, обеспечивающих более интенсивный обмен информационными ресурсами в регионе и отрасли [5, C. 103].

В связи с этим для образовательной организации на первый план выходят задачи развития информационно-образовательной среды, расширения возможностей региональных и международных коммуникаций и обмена знаниями.

Литература:

  1. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула. — СПб.: Гуманистика, 2007. — 280 с.
  2. Винникова А. С., Жалобина А. В. Стадии цифрового развития России. Проблемы и перспективы / Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых // сборник статей и тезисов докладов XV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. — Челябинск, 26 февраля 2019 г. — С. 63.
  3. Грибанов Ю. И. Факторы и условия цифровой трансформации социально-экономических систем / Вестник алтайской академии экономики и права // Алтайская академия экономики и права (Барнаул). 2019, № 2. — С. 253.
  4. Плюснина Л. К. Особенности формирования имиджа университета предпринимательского типа в условиях глобализации. // Электронный журнал Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ». 2018, № 3. — С. 52.
  5. Прохоров А. В., Жмырева Н. А. Роль репутации Вуза в конкурентной среде. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018, № 4. — С. 103.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, образовательная организация, Россия, высшее учебное заведение, единая база данных, развитие, система, уровень управления, учебный процесс.


Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, цифровая экономика, интегрированные информационные системы, управление высшим учебным заведением

Похожие статьи

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Проблемы осуществления налогового контроля в условиях цифровизации

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.

Роль менеджмента в цифровой экономике

Актуальность выбранной темы статьи определяется тем фактом, что в современной цифровой экономике общество становится все более зависимым от информационных технологий, эффективного управления данными и необходимости трансформации управления знаниями.

Современные проблемы информатизации и перспективы преодоления цифрового неравенства в России

В статье автор выявляет актуальные проблемы развития информационного пространства и определяет ключевые тенденции цифровизации в современных условиях.

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Социальные последствия развития цифровой экономики в современной России

В данной статье авторы исследуют социальные последствия развития цифровой экономики в современной России, анализируя существующие тенденции.

Цифровизация государственного управления в сфере образования

В статье автор определяет применение технологий цифровизации в системе государственного управления в сфере образования, выявляя соответствующие проблемы и предлагая варианты по их разрешению.

Похожие статьи

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Формирование будущего цифровой экономики и общества

В статье рассматриваются проблемы развития «Цифровая экономика», как происходит переход к информационному обществу, как воздействует Интернет-технология на создание и ведение бизнеса.

Проблемы осуществления налогового контроля в условиях цифровизации

В статье рассматриваются актуальные вопросы модернизации налогового контроля в условиях цифровой экономики. Выделены проблемы внедрения цифровых технологий в сферу налогового контроля и описаны цифровые риски его осуществления.

Роль менеджмента в цифровой экономике

Актуальность выбранной темы статьи определяется тем фактом, что в современной цифровой экономике общество становится все более зависимым от информационных технологий, эффективного управления данными и необходимости трансформации управления знаниями.

Современные проблемы информатизации и перспективы преодоления цифрового неравенства в России

В статье автор выявляет актуальные проблемы развития информационного пространства и определяет ключевые тенденции цифровизации в современных условиях.

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Социальные последствия развития цифровой экономики в современной России

В данной статье авторы исследуют социальные последствия развития цифровой экономики в современной России, анализируя существующие тенденции.

Цифровизация государственного управления в сфере образования

В статье автор определяет применение технологий цифровизации в системе государственного управления в сфере образования, выявляя соответствующие проблемы и предлагая варианты по их разрешению.

Задать вопрос