Информационные технологии в эффективном управлении персоналом вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 13.12.2019

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Асеева, С. Д. Информационные технологии в эффективном управлении персоналом вуза / С. Д. Асеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65179/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: управление персоналом, оценка эффективности деятельности, информационные технологии, высшие учебные заведения.

В настоящее время большое внимание уделяется повышению эффективности работы высших учебных заведений. Для определения эффективности работы существует определенный ряд показателей. За этими показателями стоит эффективная работа сотрудников университета. Целью статьи было провести обзор существующих методов и систем отслеживания эффективности деятельности персонала.

В последние годы во всем мире тенденция роста количества вузов не наблюдается. Но, если рассмотреть количество вузов относительно населения, то с каждый годом количество человек на один вуз возрастает (таблица 1) [1, 7].

Таблица 1

Количество вузов инаселение мира

Страна

Количество вузов (Webometrics 2018)

Количество вузов (Webometrics 2015)

Население

Человек на один вуз

США

3270

3289

327,2 млн

100061

Канада

369

331

37,06 млн

100433

Финляндия

46

47

5,503 млн

119630

Франция

620

571

66,99 млн

108408

Япония

981

989

126,8 млн

129255

Беларусь

57

59

9,5 млн

166666

Испания

263

240

46,72 млн

177642

Турция

182

190

79, 81 млн

436516

Швеция

47

48

9,99 млн

212553

ЮАР

121

130

56,72 млн

468760

Израиль

42

35

8,71 млн

207380

Южная Корея

371

367

51,47 млн

138733

Исландия

9

8

0,35 млн

38888

В России отмечается снижение количества вузов, что связано с их реорганизацией (рисунок 1) [2].

https://lh6.googleusercontent.com/nnuOnSbOZjAX8FLKMwn2b4sgTIhwBLazQIkCJ9CobR8ZTTxdXDYdKdFdbfr1DCHq6v2RsQLfjWYD_NSqlwpKXspycI-LwJRmbwzB17EccTz5lkptvvtSQJCmS2P1cisYVMF8D4mp

Рис. 1. Динамика количества вузов и численности студентов в России

Реорганизация же связана с появлением сети опорных вузов, таких как: Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технический университет, Омский государственный технический университет и другие. Опорный вуз ориентирован на решение задач региональной экономики и на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, следовательно, можно сделать вывод о том, что требования к персоналу должны увеличиться.

В условиях роста конкуренции среди вузов в борьбе за поступающих, а также все возрастающей значимости рейтингов (как российских, так и зарубежных), высшие учебные заведения сталкиваются с задачей повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и, следовательно, необходимостью внедрения современных систем мотиваций, способствующих повышению качества образования, предоставляемого сотрудниками учебных заведений. Квалификация сотрудников вузов зачастую становится одним из ключевых критериев оценки качества образования в учебном заведении, поэтому информационное обеспечение, позволяющее облечить процесс отслеживания качества деятельности высшего учебного заведения, приобретает ключевое значение для современной системы образования [3].

Выделяют несколько подходов к оценке эффективности деятельности: многофакторный, отраслевой, комплексный, критериальный подходы (таблица 2).

Таблица 2

Виды подходов коценке эффективности деятельности

Подход

Отличительные признаки

Многофакторный

- Устанавливается связь между результативным показателем и факторами, влиюящими на него

Отраслевой

- Результаты проведенной оценки сравниваются между собой (рейтинговая оценка деятельности).

Комплексный

- Структурные подразделения вуза представлены в виде процессов с показателями.

Критериальный

- Решается задача максимизации полезного эффекта при минимальных ресурсов

В управлении персоналом в российских вузах выделяют два уровня автоматизации процесса управления персоналом: автоматизация расчета заработной платы, автоматизация учета кадров и управления трудовыми ресурсами [5]. С этой целью персоналом используются следующие программные продукты:

– ERP-системы: платформы SAP, Oracle и другие;

– системы автоматизации управления персоналом отечественного производства: БОСС-Кадровик, программные решения на платформе 1С (такие как 1С: Предприятие, 1С: Университет, 1С: Зарплата и управление персоналом, 1С: Бухгалтерия государственного учреждения);

Таблица 3 демонстрирует примеры успешной автоматизации задач управления персоналом в вузах России [7].

Таблица 3

Информационные системы управления ввузах России

Задача

Программный продукт

Функции

Формирование кадрового состава

БОСС-кадровик

- Установление соответствия претендентов на вакансию требованиям

— Экспертиза внутренних резервов

Oracle Управление персоналом — ПС «Интернет-подбор персонала»

- Размещение вакансий для претендентов на сайте

— Поиск претендентов по представленному резюме

—Хранение истории подбора

Управление качеством персонала

Oracle Управление персоналом

- Оперативный анализ информации и поддержка принятия решений на основе OLAP-технологии

— Планирование эффективных затрат на организационные изменения

Развитие персонала

Oracle Управление персоналом

- Контроль за ходом обучения

— Формирование счетов за услуги по обучению персонала

— Хранение результатов обучения

e-Learning система повышения квалификации персонала: Представители консорциума «Электронный университет»

- Формирование квалификационных требований (профессиональные навыки, компетенции, личные качества)

— Формирование компетенций сотрудников

— Сопоставление знаний и компетенций работника с предъявляемыми требованиями к занимаемой должности.

Также высшие учебные заведения используют самостоятельно разработанные системы расчетного и учетного типа:

1.Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС). Разработанная информационная система (ИС) «Рейтинг кафедры» основывается на данных различных систем корпоративной информационной среды (КИС) ВГУЭС: управление персоналом, рейтинг преподавателей, учет учебно-методической обеспеченности, учет контингента студентов и аспирантов, учет договоров по платной образовательной деятельности, управление учебным процессом, успеваемость;

2.Орловский Государственный Технический Университет (ОГТУ). Автоматизированная ИС рейтинговой оценки деятельности кафедр и ППС представляет собой web-приложение, созданное с помощью следующих технологий и инструментариев: HTML, CSS, PHP, JavaScript, SQL, Apach;

3.Алтайский Государственный Технический Университет (АлтГТУ). Разработанная на кафедре «Информационные системы в экономике» информационно-аналитическая система (ИАС) «Кафедра» позволяет автоматизировать выполнение части функций кафедры, касающихся управленческой, учебно-организационной и методической деятельности [6].

Несмотря на то, что существует множество автоматизированных систем управления персоналом, успешно реализуемых в вузах, не решен вопрос компьютерной поддержки принятия решений по выбору показателей эффективности деятельности ППС и не определены механизмы стимулирования персонала, обеспечивающие выполнение оптимального набора этих показателей, что и является задачами дальнейших исследований.

Литература:

  1. Ranking Web of Universities (2018) [Электронный ресурс] from: http://www.webometrics.info/
  2. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России. О состоянии и перспективных направлениях развития сети высших учебных заведений [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.bgsha.com / download / files / u4_metod _ upr /legal- documents/2.pdf
  3. Ким, Т. Э. Пять наиболее признанных глобальных рейтингов высших учебных заведений и учебных программ [текст]: / Ким Т. Э. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — № 16. — 2013. — С. 56–60.
  4. Новиков, Д. А. Механизмы стимулирования в многоэлементных организационных системах / Новиков Д. А., Цветков А. В. — М.: ООО «НИЦ «Апостроф». — 2000. — 182 с.
  5. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики [текст] / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула — СПб.: «Гуманистика». — 2007. — 280с.
  6. Кравец, А. Г. Методы и программные средства оценки эффективности деятельности преподавателей опорных вузов / А. Г. Кравец, С. Д. Асеева // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2016. — № 1. — C. 90–102.
  7. Дюсекеев К. А. Управление эффективностью деятельности научно-педагогического персонала вуза [электронный ресурс]//режим доступа: http://www1.vstu.ru/files/thesis_defence/15874/dyusekeev__kanagat_abetovich.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): управление персоналом, вуз, Россия, CSS, HTML, PHP, SAP, SQL, Государственный Технический Университет, оценка эффективности деятельности.


Похожие статьи

Применение современных информационных технологий в управлении персоналом

В статье рассмотрены возможности современных информационных технологий на примере использования автоматизированных систем управления персоналом.

Возможности и функции информационно-образовательной среды в управлении образовательным процессом

Развитие проектного метода в системе образования

Информационные технологии в компании: использование и результат

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Риски в образовании

Статья посвящена исследованию состояния изученности опыта управления рисками в общеобразовательных организациях, выявлению значения рисков в системе образования.

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку

Цифровые технологии в системе управления персоналом

В статье, автором освещается вопрос внедрения и использования цифровых технологий в системе управления персоналом.

Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций

Статья посвящена рассмотрению путей повышения качества освоения профессиональных компетенций студентами технических специальностей.

Похожие статьи

Применение современных информационных технологий в управлении персоналом

В статье рассмотрены возможности современных информационных технологий на примере использования автоматизированных систем управления персоналом.

Возможности и функции информационно-образовательной среды в управлении образовательным процессом

Развитие проектного метода в системе образования

Информационные технологии в компании: использование и результат

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Риски в образовании

Статья посвящена исследованию состояния изученности опыта управления рисками в общеобразовательных организациях, выявлению значения рисков в системе образования.

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку

Цифровые технологии в системе управления персоналом

В статье, автором освещается вопрос внедрения и использования цифровых технологий в системе управления персоналом.

Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций

Статья посвящена рассмотрению путей повышения качества освоения профессиональных компетенций студентами технических специальностей.

Задать вопрос