В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в управлении компанией (корпорацией), раскрываются основные взаимосвязи коммерческой деятельности и новейших технологических разработок в информационной сфере. Кроме этого представлены основные задачи использования ИТ в управлении и пути оптимизации затрат на их применение.
Ключевые слова: управление, информационные технологии, менеджмент, хозяйственная деятельность, информационно-технологические системы.
Информационные технологии способны оказывать значительное воздействие на различные стороны человеческой жизни, в т. ч. на экономику. В высокоразвитых странах проходят, дополняя друг друга, параллельно две революции: как в развитии информационных технологий, так и в бизнесе. В итоге под влиянием информационных технологий сначала возникли методы эффективного управления компанией - всеобщее управление качеством, а и преобразования компаний - реинжиниринг бизнес-процессов и прочие.
Использование систем информации и информационных технологий при интенсивном становлении рыночных отношений является наиболее важным элементом успешного управления и маркетинга. Компании все чаще используют поддержку современных систем информации и информационных технологий, чтобы держать под наблюдением увеличивающиеся внешние, а так же внутренние потоки информации, применять ее для анализа, составления прогнозов, принятия управленческих решений [2, с. 15].
Однако, сегодня ситуация в рассматриваемой сфере характеризуется крайней неопределенностью. Прежде всего, это связано с постоянным увеличением количества технологических предложений, которые требуют высоких инвестиций, а значит и с повышением зависимости от внешних услуг. Внутрифирменные ассигнования на потребности ИТ растут значительно быстрее, нежели прочие затраты предприятия. Притом высший менеджмент слабо осведомлен относительно общих расходов в сфере ИТ.
Во-вторых, изменяется значение ИТ в хозяйственной активности многих предприятий. При осуществлении внутрифирменных процессов функция информационных технологий перестала быть вспомогательной. Она превратилась в важнейший составной компонент продукта или мощностей производства. Хозяйственные риски сегодня во многом обусловливаются рисками в сфере ИТ. Реализация же современных организационных проектов с высокой производительностью, требует полного применения потенциала ИТ посредством телекоммуникационных средств.
Для того чтобы осуществлять контроль над увеличением затрат в сфере ИТ., а так же добиться большей гибкости при решении информационно-технологических проблем, многочисленные предприятия идут, главным образом, двумя путями. Первый определяется тем, что компания создает внутрифирменный информационный технологический участок, предлагающий услуги также внефирменному рынку, доказывая таким образом возможность рентабельного применения своих мощностей.
Чаще компании выбирают другой путь, при котором большая часть собственного информационного технологического персонала переходит в распоряжение создаваемых дочерних предприятий или совместных с информационно-технологическими партнерами предприятий, самостоятельно выступающих в рыночном сегменте. В материнской компании остается только небольшая группа работников, на которую возлагаются задачи информационного руководства [4, с. 76].
Высший менеджмент понимает, какое важное влияние оказывают информационные технологические решения на хозяйственный процесс, а так же культуру предприятия. Потому он ощущает себя ущемленным в плане того, что вынужден делегировать надлежащие вопросы внутрифирменным подразделениям либо внешним организациям. Кроме того первый опыт деятельности внефирменных информационных технологических служб не представляет особых причин для оптимизма по поводу эффективности разрешения указанных проблем.
Можно отметить шесть заинтересованных групп, от каких зависит вынесение решений в области информационных технологий:
- высшее управление, которое обязано управлять ИТ в качестве стратегического потенциала компании;
- специалисты, которые занимаются нахождением системных решений в целях оптимизации особых функциональных задач;
- менеджеры хозяйственных подразделений, которые обязаны использовать ИТ в соответствии с логикой своей хозяйственной активности, чтобы удовлетворять требования клиентов, уменьшать издержки и т.п.;
- менеджеры служб бухгалтерского и финансового учета, если таковые предусматриваются организационной структурой компании;
- поставщики ИТ, которые обязаны предлагать услуги в соответствии с проблемными установками собственных потребителей;
- свое информационно-технологическое подразделение [1, с. 28].
На отдельных предприятиях такие группы интересов не получают должного признания. Высшее руководство зачастую делегирует соответствующие функции группе управленцев, следя за выполнением отдельных заданных показателей. Сознательное воздержание высшего менеджмента от собственных обязанностей ведет к выработке малокомпетентных решений, постановке нереальных задач. Кроме того отсутствует должная мотивация в данной сфере.
В связи с увеличением значения ИТ для обеспечения успеха фирмы такая политика неприемлема. Общефирменное руководящее звено должно найти ответы на два вопроса.
Во-первых, необходимо точно определить, каковой вклад обязана внести информационная технология в производственный процесс. Внимания тут заслуживают 3 аспекта: 1) информационная технология в качестве функции обеспечения производственного процесса, к примеру в области коммуникаций либо автоматизации производства, и при генерации либо передаче управленческих знаний и сведений для управления хозяйственными процессами; 2) ИТ в качестве интегрального составного компонента продукта; 3) ИТ в качестве организационного инструмента в целях формирования виртуальных форм компании.
Во-вторых, кто обязан выполнять перечисленные и прочие функции. На основной план выдвигается вопрос о механизме координации для некоторых видов информационных технологических услуг. Решение возможно найти в применении указанных выше специализированных внутренних фирменных подразделений и внешних фирменных филиалов. Возможно и решение в виде образования стратегических альянсов между своим подразделением, а так же внешними партнерами. В 2-х последних случаях компания теряет непосредственный контроль над собственным информационно-технологическим потенциалом. Следует сказать, что такие услуги могут быть эффективны лишь при тесной совместной работе с поставщиками этих услуг. Общефирменное управление должно искать пути для устранения либо компенсации слабых мест в собственной работе [2, с. 318].
Рассмотренные преобразования требований к группам интересов в области информационных технологий обусловлены динамикой развития компании и внешней среды. Ключевые аспекты этого развития, а также их влияние на значение ИТ в управлении компанией состоят в следующем.
Направленность на максимальное сближение с клиентом потребовала от компаний перехода к горизонтальным структурам. Принятие решений в рамках децентрализации привело резкий рост необходимости в информации относительно процесса изготовления товаров и услуг. Появилась необходимость в более детальном ознакомлении третьей стороны с положением дел в надлежащих хозяйственных областях. В современной обстановке обеспечение информацией по каждому направлению должно работать безупречно.
Использование ИТ должно нивелировать организационную сложность компании. Ранее это достигалось из-за возложения на компьютеры вычислений и обработки документов в очень больших количествах. Сейчас речь идет относительно того, чтобы постоянно усложняющиеся горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей совершенствовались с помощью новейшей коммуникационной технологии.
Быстрое развитие локальных систем влечет отказ от традиционных рабочих полей информатики, а так же широкое привлечение телекоммуникационных средств. Организационно это приводит к ликвидации границ компании. Все труднее становится установить, где оно начинается, а так же где кончается. Создание либо эксплуатация соответствующей структуры коммуникации для подобных "виртуальных компаний" относятся к задачам информационного управления. Дело притом состоит в обработке информации, а также и рациональном распределении информации [1, с. 249].
Кроме того, организация должны учитывать на профессиональном уровне все новые и важные для ИТ аспекты. Примером может служить вопрос о технологическом и хозяйственном значении системы "Интернет". Именно на информационно-технологической службе лежит ответственность за создание здесь платформы, на которой станет возможной квалифицированная психологическая подготовка персонала, включая общефирменный менеджмент.
Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников (а также внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решений может стать критически важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе с тем объединение по вертикали и горизонтали информационно-технологических систем, возникших в условиях децентрализации, кажется почти невозможным. Во всяком случае в классических областях ИТ опыт на этот счет отсутствует. Тем не менее, интеграция должна произойти.
Постановка подобной цели необходима высшему менеджменту для управления изменениями. Организационным рычагом в ее достижении могут стать виртуальные, сверхотраслевые предпринимательские интеграционные группы. Возможно, такие группы смогут даже управлять функцией ИТ. Целью в этом случае мог бы стать интеграционный подход к взаимосвязанным технологическим, социальным, функциональным и хозяйственным процессам.
Применение информационной технологии относится к наиболее противоречивым проблемам внутри компании. Руководство предприятий зачастую отказывается их решать, т. к. не чувствует своей достаточной компетенции. Решения, как правило, возлагаются на руководителей служб информации или специализированные сторонние организации. Хозяйственные риски, которые связаны с информационными технологиями, постоянно увеличиваются, и неясно, сколько еще руководство компаний будет недооценивать данный важный ресурс. Правда, в настоящее время высший менеджмент начал внимательнее относиться к информационной технологии в управлении компанией. Именно от него обязаны исходить решающие инициативы для изменения ситуации в рассматриваемой сфере.
Литература:
1. Бажин, И. И. Информационные системы менеджмента. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 688с.
2. Коуров, Л. В. Информационные технологии.- Мн.: «Амалфея», 2000. - 191 с.
3. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения / Б. Г. Литвак. - М.: Дело, 2008. - 439 с.
4. Титоренко, Г. А. Информационные технологии управления. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 439 с.