В настоящее время хорошо прослеживается важность информационных технологий (далее ИТ) в развитии компании. Помимо этого, развитие ИТ привело к тому, что появились новые виды деятельности: разработка и внедрение ИС, создание сайтов, а также программирование, обеспечение информационной безопасности и т. д. В нынешнее время уже трудно представить развитие компании без информационных систем, технологий, без ИТ-отделов, которые уже перестают быть, как вспомогательные средства развития бизнеса.
В данной статье рассматриваются теоретические подходы к понимаю сущности информационных технологий, рассматриваются различные точки зрения понимания термина ИТ как российских, так и зарубежных авторов. Актуальность темы исследования обусловлена интенсивным внедрением и тем, что использование информационных технологий дают возможность рационально управлять всеми видами ресурсов предприятия и повышают эффективность управления бизнес-процессами.
Ключевые слова: информация, технологии, информационные системы, информационные технологии.
Сегодня развитие и использование информационных технологий в компании очень актуальный вопрос, которому уделяют и уделяли в свое время достаточно много внимания различные авторы. В их работах, монографиях, статьях, книгах и диссертациях рассматриваются вопросы о информационных системах, технологиях, их классификации, модификации, даются определения и информация о новейших информационных технологиях, как применяются они в различных сферах деятельности человека.
В 1958 году авторами Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер была опубликована статья в журнале Harvard Business Review на тему ИТ, в которой они впервые употребили термин «информационные технологии» в своём современном понятии [1]. Приведенное в статье определение было сложено из трёх категорий, а именно: принятие решений с использованием помощи компьютерных программ, различных методов обработки и для моделирования мышления более высокого порядка применялись статистические и математические методы.
Когда появились первые информационные системы и начало происходить их развитие, то в это же время, примерно с 60-х годов 20 века начали активно развиваться и ИТ.
Многие экономисты старого и нашего времени приводили высказывания и подтверждения, что применение ИТ и правда способствует быстрому развитию компании, что это приводит к модернизации и изменении структур национальной экономики, к формированию мирового рынка капитала, к повышению конкурентоспособности компании, к развитию электронной коммерции, к росту объемов торговли и инвестиций (также международных), к продвижению и созданию новых товарных брендов.
В своей статье [2] российский исследователь Анацкая А. Г. рассматривала ИТ, как способ повышения конкурентоспособности, за счёт роста производительности предприятия, которая в свою очередь достигается путём использования капитала и трудовых ресурсов.
Другой российский автор Александров А. В. в своей статье «Информационные технологии в управлении» [3] раскрыл понятие ИТ, как технологии, которые связаны с обработкой информации.
Информативная значимость характеризуется тем, что руководитель вместе с тем считается и собственником, приемником, представителем, а кроме того распространителем данных осуществляет получение данных с различных источников, берет на себя административные решения, осуществляет аналитическую обработку подобранной данных и распространяет её [4].
Информационные технологические процессы используются в обстановках современной компании при осуществлении различных административных процессов. Обширно распространены пакеты прикладных проектов с целью автоматизации офисной работы. В последнее время обширно используются коллективные ИС, облачные вычисления, интернет-технологические процессы (веб-технологии).
Еще в конце 20-го века П.Друкер предвидел столь радикальные перемены в бизнесе, точнее в менеджменте. В 1998 году в своей статье «Рождение новой компании» он писал, что все компании, которые были успешны со второй половины 20 века, и которые берутся в пример, исчерпают в ближайшее десятилетие резерв эффективного менеджмента [5].
П.Друкер называл те компании, которые строились на применении информационных технологий — информационно ёмкими. Он отмечал, что в нынешних условиях происходит переход от физического массового труда к труду умственному, который подразумевает, что обязательной составляющей умственной работы должна стать инновационная деятельность работников, которые должны превращать информацию в необходимые знания [6].
В 1960 году был введен термин «информационное общество» одновременно в США и Японии такими авторами и научными деятелями как Ф. Махлупа и Т. Умесао. Данный термин также был использован в работах М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Кац и другими. Развитие и применение ИТ помогает другим формам производства развиваться, расти и функционировать эффективнее. Автоматизация информационных, производственных, управленческих процессов и технологизация современного общества призваны не только более эффективно использовать природные, материальные ресурсы (информация знания, финансы, сырье и тд.), но и обеспечивать потребности общества в услугах, включая информационные и товарах [4].
Для полного понимания сущности «информационные технологии в управлении» следует проанализировать такие понятия, как «информация» и «технология», которые считается неоднозначным, и в настоящее время имеется большое число определений данных терминов.
Экономическая сущность информации складывается в том, что это сведения и знания, которые предусмотрены с целью избежания потерь, либо увеличения доходов и уменьшения неопределенности управления [7].
К. Перселл и М. Кранцберг в своих научных работах полагают, то что фактическая область технологических процессов включают в себя задачи и систему рабочей работы [8].
По мнению Дж. Гэлбрэйта, «технология» означает систематизированное применение научного или иначе организованного знания для решения практических задач [9].
Другой автор Э. Янч рассматривал технологию как обощение всех областей практического использования науки о поведении, об обществе и физической науки. [10].
В настоящее время имеется много подходов и определений понятия «информационные технологии», некоторые из них представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сущность понятия «информационные технологии»
№ |
Сущность понятия «информационные технологии» |
Сторонники |
1 |
ИТ если рассматривать в узком смысле — это совокупность процедур и методов, которые совершаются при получении необходимой информации на основе какой-либо совокупности средств, которые помогают производить обработку данных.А если рассматривать данное определение в широко смысле, то — это набор процессов, где информация является основной перерабатываемой продукцией. |
В. А. Пархомов В.М, В. Г. Квачев, Глушков, В. И. Скурихин, С. С. Свириденко, Ю. Р. Валькман, З. В. Архипов и др. |
2 |
ИТ — это некий процесс, который использует совокупность программных средств и методов, которые используются для повышения эффективности работы компании и процессов использования ИР, снижения трудоёмкости и для хранения, обработки, сбора и передачи нужной информации. |
Пархомов В. А., Архипов З. В. |
3 |
Новейшие ИТ — это организованные на базе средств связи и вычислительной техники современные виды информационного обслуживания. |
С. С. Свириденко |
4 |
ИТ — это средства для обработки и передачи информации и данных, необходимое для этого оборудование, а также технология, техника, процессы и методы. |
О. Н. Чирченко |
5 |
ИТ представлены как «симбиоз человека и машины», где машина исполняет обработку полученных данных посредством сложных операций, которые аналогичны мышлению человека. |
Р. Тилл, А. А. Ляпунов, Г. Клаус, П. Р. Гофштеттер, А. И. Китов, Р. Тилл |
Источник: составлено автором по материалам [11]
В статье «Информационные технологии» [12], которая была написана Корнеевой И. К. и Ксандопуло Г. Н. представлены методы, средства, понятие и структуры ИТ. Такая совокупность как, коммуникационной и компьютерной техники представлена техническими средствами ИТ.
В настоящее время нет единого и чёткого понятия, что означают информационные технологии. Если рассматривать федеральные документы, то в законе № 149-ФЗ информационные технологии рассматриваются как «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [13]. Если рассматривать данное понятие по ГОСТУ 34.003–90, то здесь «информационные технологии — это приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных» [14]. А в стандарте ISO/IEC 38500:2008 данное понятие определено как: «информационные технологии — это ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации» [15].
Вывод. На сегодняшний день в условиях развивающегося рынка информация является одним из самых важных ресурсов. Владение той или иной информацией, а именно умение ее анализировать, извлекать и принимать, становится конкурентным преимуществом для любой компании. Информационные системы и технологии стали жизненно важным компонентом успешного бизнеса и организаций. Информационные системы составляют важное поле изучение делового администрирования и менеджмента, так как они считаются основным функционалом в деловых операциях. В настоящее время формула успеха в бизнесе проста: стимулировать инновации с помощью информационных технологий.
Литература:
- «The World’s Technological Capacity to Store, Communicate, and Compute Information», Martin Hilbert and Priscila López (2011), Science (journal), 332(6025), 60–65; free access to the article through here: martinhilbert.net/WorldInfoCapacity.html
- Анацкая Алла Георгиевна Формирование у студентов вуза компетенций в сфере управления информационной безопасностью в контексте профессиональных стандартов // Вестник СИБИТа. 2016. № 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-studentov-vuza-kompetentsiy-v-sfere-upravleniya-informatsionnoy-bezopasnostyu-v-kontekste-professionalnyh-standartov (дата обращения: 25.02.2019).
- Александров Александр Василев Информационные технологии в управлении // ПНиО. 2015. № 4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-upravlenii-2 (дата обращения: 23.02.2019).
- Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Milenium. Maiden (Ma.) Oxford: Blackwell Publ., 1998.
- Drucker P. F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995.
- Друкер П. «Рождение новой компании» / В кн. Управление знаниями. Серия «Классика Harvard Business Review» — М.: Альпина Бизнес букс, 2016.
- Шевко Н. Р. Эволюция представлений о сущности информации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-suschnosti-informatsii (дата обращения: 01.03.2019).
- Гудгарц, Р. Д. Использование новых информационных технологий в управлении кадрами [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. — № 1. — 2013. — URL: http: // www.mevriz.ru/articles/2003/1/ 1648.html (дата обращения: 01.03.2019).
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. [Электронный ресурс]. — URL: http: // gostbase.ru/gost/52653–2006 (дата обращения: 02.03.2019).
- Плескач, В. Л. Информационные системы и технологии на предприятиях [Электронный ресурс]. –URL: http: // uchebnikionline.com /informatika/informatsiyni_sistemi_i_tehnologiyi_na_pidpriyemstvah_-_pleskach_ vl/kontseptsiya_erp.htm (дата обращения: 02.03.2019).
- Пергунова, О. В. Оценка экономической эффективности использования информационно — коммуникацион- ных технологий на промышленных предприятиях: [Электронный ресурс]. дис....канд.экон.наук. — Оренбург, 2015. С.14–17. — URL: http: // www.osu. ru/ds/212_ 181_04/58/58_dis_01.pdf (дата обращения: 03.03.2019).
- Корнеев И. К., Машурцев В. А. Информационные техно логии в управлении. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 158 с. — (Серия «Вопрос — ответ»). URL: https://nashol.com/2012021463479/informacionnie-tehnologii-korneev-i-k-ksandopulo-g-n-mashurcev-v-a-2007.html (дата обращения: 7.03.2019).
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. — Доступ из справ.- правововй системы «Гарант»
- Информационная технология. комплекс стандартов на автоматизированные системы. автоматизированные системы. термины и определения: гост 34.003–90. м.: изд-во стандартов, 1991. 26 с
- Корпоративное управление информационными технологиями: iso/iec 38500:2008 [электронный ресурс]. — url: http://bookre.org/reader?