Интеграция информационных технологий в автоматизированные системы управления в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 4561 раз

Библиографическое описание:

Шоров, К. М. Интеграция информационных технологий в автоматизированные системы управления в современных условиях / К. М. Шоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 191-195. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4500/ (дата обращения: 17.12.2024).

  1. Современные тенденции.

В настоящих условиях российская экономика выходит на новый этап разви­тия, который связан с повышением значения внутренних систем управления пред­приятий, организаций, институтов. Причем это обусловлено не только повышени­ем значения систем управления, но и их выводом на уровень современных требо­ваний, связанных с необходимостью обеспечения конкурентоспособности, эффек­тивности и результативности организаций, фирм, институтов в условиях жесткой рыночной борьбы за потребителя, качество услуг, повышение производительности работников. Рыночные условия предопределяют необходимость повышения управ­ляемости российских предприятий реального сектора экономики тем более, что многие предприятия сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия эффективной системы управления, поскольку за период трансформации экономики им пока не удалось ее построить.

Поиск новых методов создания экономически эффективных систем управле­ния в значительной мере связывается с использованием основных идей интегрированных информационных систем и автоматизации. Именно эти идеи, как считается, позволяют яснее представить и обосно­вать пути рационализации сложных структур, в частности, современных предприятий.

Начальным этапом в разработке отдельных аспектов технологий примени­тельно к управлению является формулирование идей и подходов, направленных на качественное изменение организационного плана экономического пространства предприятий, для обозначения которого используются категории: «реинжиниринг бизнес-процессов», «управление процессами», «электронные методологии». Ак­тивную позицию в данном направлении занимают методологии: RAD, IDEF, Proc­ess Engineer, SHL Transform, Architect.

Анализ показывает, что имеющиеся типовые информационно- технологические продукты пока слабо адаптированы к реалиям российских орга­низаций, что обусловливает в качестве генерального - путь по разработке отечест­венных технологий с использованием эффективных элементов западных техноло­гий. При этом на повестке дня стоит задача создания информационно- технологической основы «новой» российской экономики. Причем создаваться она должна «снизу», в основном звене экономики - на предприятиях, корпораци­ях, фирмах, организациях, институтах.

Новейшие системы управления, как правило, включают:

- информационную подсистему, обеспечивающую сбор, обработку и рас­пределение информации в нужной форме и в требуемое время;

- подсистему разработки и принятия решений на основе данных информа­ционной подсистемы;

- подсистему контроля, способную выявлять ошибки в принятых решениях и корректировать их по необходимости.








При этом особо следует подчеркнуть, что это не просто новые технологии управления, речь идет о создании цивилизованного интегрированного органи­зационно-экономического пространства (среды) управления.

Информатизация экономической организационной среды организаций выдвигает новые научно-теоретические и практические задачи совершенствования организа­ции управления, от решения которых, в конечном итоге, зависит конкурентоспо­собность предприятия. Однако в настоящее время принципы встраи­вания новых информационных технологий в систему управления предприятиями и их совершенствования недостаточно разработаны.

В этой связи уместно заметить, что информационно-технологические интег­рированные системы управления организациями ориентированы на решение следующих ключевых задач:

    • выявление скрытых резервов увеличения результативности деятельности организации;

    • снижение себестоимости продукции и услуг;

    • оптимизация загрузки основных фондов, рабочего времени персонала;

    • повышение управляемости организации посредством реструктуризации, совершенствования методов и процессов управления;

    • качественное изменение методов управления на основе делегирования пол­номочий в принятии управленческих решений па нижние уровни управления, ог­раничение бюрократических форм согласования решений в организации.

Информационные технологии имеют важное значение в формировании кон­курентоспособности предприятия, поскольку позволяют на практике реализовать индивидуальный подход к потребителю, обеспечивая возможность быстро перестраиваться на выпуск новой продукции. Роль управленческой информационной технологии в качестве вспомогательного инструмента управленческого процесса заключается в ускорении ответной реакции хозяйствующего субъекта на возму­щающее воздействие со стороны внешней среды.

  1. Роль ИТ в управленческой системе.

Возрастание роли информации, информационных технологий и телекоммуни­каций в экономическом пространстве способствует изменению предприятий в пла­не обеспечения гибкости и маневренности, экономичности, экологичности, спо­собности развивать и использовать потенциал предприятия, его инновационность.

Вообще циркуляция информации в управлении организацией с использованием компьютерных технологий определяется комплексом реализуемых программ (про­ектов), которые претворяют в жизнь определенную цель (задачу) управления в пределах свойств имеющейся информации. В этих условиях фено­мен целеполагания и фактор ценности сообщений наиболее значимы для получе­ния общего результата работы организации: прибыльности, устойчивости, конку­рентоспособности. эффективности.

Применительно к настоящей статье наиболее конкретизированной и реальной нам представляется следующая трактовка ключевого понятия: «под ин­формационной управленческой интегрированной технологией понимается совокупность методов и средств формирования и воздейст­вия на информацию с целью ее преобразования в соответствии с потребно­стью управления разработкой проектов и организации эффективного взаимо­действия элементов проектного производства — от материальных до трудо­вых».

Следует отметить, что из множества причин, по которым организация работа­ет неэффективно, надо выделить те, которые связаны с информационным обеспе­чением управления, так как, по оценкам западных экспертов, 90% различных не­удач малых и средних фирм связано с неопытностью менеджеров, некомпетентно­стью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной об­становке в связи с недостаточным информационным обеспечением.

Вo многом это определено сменой глобальной парадигмы, отражающей пере­ход от бюрократического, детерминированного механизма хозяйствования к гиб­кой, самоорганизующейся системе рыночного регулирования. Спонтанное форми­рование информационных потоков в рыночных структурах и отсутствие надежного механизма контроля и защиты информации в коммерческой, инновационной и на­учно-технической деятельности приводят к снижению экономической безопасно­сти страны.

Из-за отсутствия единой эффективной концепции формирования и развития информационной системы управления (ИСУ) предприятий проявляются отрицательные тенденции дезинтеграции, обособ­ления и снижения уровня толерантности информационных потоков. Все это от­нюдь не способствует эффективному хозяйствованию отдельных предприятий, а также стабилизации промышленного производства и экономики России в целом.

Основные принципы формирования эффективной информационной технологии организации в современных условиях

Ключевые принципы

Сущность проявления

Форма реализации

1. Открытость

Обеспечение свободного доступа к другим системам

Достижение совместимости объектов по уровню техни­ко-технологического разви­тия, методам сбора и хране­ния, трансформации

2.Стандартизация и унифи­кация

Единство базовых элемен­тов, возможность совмести­мости

Расширение масштабов ис­пользования, возможность получения мультипликаци­онных эффектов

3.Иерархия построения систем

Обеспечение вертикального движения потоков инфор­мации

Обеспечение взаимосвязи, интеграция технологий, расширение движения ин­формационных потоков

4.Интеграция обработки информации

Активное встраивание в управленческие системы, совместимость программно-технических средств

Эффективность передачи данных, гибкость информа­ционного обеспечения управленческих подразделений

5.Стабнильность и развитие технологии

Устойчивость управленческих систем, постоянное со­вершенствование информа­ционного обеспечения управления

Возможность качественного преобразования информаци­онных технологий при со­хранении стабильность. Лучшее удовлетворение по­требностей управления

6.Четкое структурирование технологии

Соответствие действующим организационным структу­рам

Возможность активной ин­теграции технологических процессов по уровням управления

7.Способность активной модернизации

Возможность трансформа­ции технологий, соответст­вующих научно- техническому прогрессу

Постоянная настройка от­дельных элементов системы информации в соответствии с задачами организации

При реализации этих принципов управленческая информационная система, формирующаяся из взаимосвязанных подсистем, обеспечивает удовлетворение по­требности в информации пользователей соответствующего звена управления: операционного, подсистемы поддержки принятия решений тактического звена управ­ления, стратегической информационной подсистемы.

  1. Информационные потоки

Управление невозможно без информации, поскольку она является своеобразной «кровеносной системой» управленческого процесса, однако движение в этой системе может быть различным и даже «особенным». И эти особенности заложены информационно - технологической инфраструктуре управления организаций

Общая схема движения информации в системе предприятия

























Процессы управления обеспечивают согласованность действия структурно- организационных компонентов предприятия, определяя целенаправленность его функционирования. По существу и по своей природе процессы управления являются информационными, поскольку отличаются от материально-вещественных процессов специфическим предметом и продуктом труда — информацией. Реализация функции управления требует использования специфических инструментов - средств информации, а труд в процессе управления имеет специфическую форму обеспечения принятия управленческих решений.

Нужно сказать, что назначение информационно-технологической инфра­структуры в соответствии с принятым подходом заключается в переработке дан­ных в такую форму, которая будет приемлема для выработки и принятия управлен­ческих решений именно в данной организации и в данных условиях.

Проблема информационно-технологического обеспечения управления доста­точно активно разрабатывается, по этой проблеме имеется обширная литература, разработаны различные виды информационно - технологических продуктов. Но все равно актуальными остаются проблемы следующего порядка:

  • использование новейших технологий (в настоящее время большинство из них построено на компьютерной основе);

  • адаптация сделанных разработок к условиям данного предприятия;

  • разработка оригинальных инструментов технологий с учетом специфики предприятия;

  • адаптация персонала к новым технологиям (преодоление сопротивления пер­сонала новациям);

  • организация прямой коммуникации между подразделениями и руково­дством;

  • разработка особых форм интеграции информационно-технологических сис­тем в проектном производстве.

Качество и важность используемой управленческой информации (в общей трактовке это средство обоснования решений) играют решающую роль в процеду­рах их принятия. В этой связи управленческая информация должна отвечать сле­дующим характеристикам: достоверность, полнота, точность, актуальность и удоб­ство использовании.

В качестве основных направлений развития информационной интеграции предприятия можно отметить следующие:

  • организацию информационного обмена с поставщиками и потребителями;

  • применение современных методов проектирования с использованием сети Интернет;

  • создание электронных каталогов организационно-проектной продукции, услуг сервисных служб и др.;

  • предоставление потребителем технической документации в электронном виде.

Материально-техническая база информатизации общества включает компью­терные. автоматизированные и коммуникационные средства. Отсюда непосредст­венно следует несомненная важность интегрированных систем связи и процессов компьютеризации как материальной основы процесса информатизации. Конкрет­ные технические средства определяют структуру и функционирование любой ин­формационной системы в качестве основной компоненты.

Важная компонента функционирования - это факторы, комплексное действие которых приводит информационную систему в движение:

      • наличие стимула и возможностей производства информационной системы;

      • желание и возможности передачи информационной системы на соответст­вующий материально-технический носитель;

      • наличие стимула и возможностей приобретения информационной системы;

      • желание и возможности передачи информационной системы с материально- технического носителя.

Заключение.

Новые условия развития экономики диктуют необходимость разработки управленческой информационной системы, что требует выработки новых мето­дов для обработки возрастающего объема информации, а также наличия:

  • достаточной мощности объема для переработки информации;

  • оперативности и способности к быстрой трансформации;

  • возможности восприятия информации для персонала;

  • достаточности информации для принятия решений;

  • цели, ориентированность на определенные управленческие уровни;

  • гарантии достоверности поставляемой информации в пределах времен­ных интервалов;

  • периодичности поставки информации;

  • способности к перспективной адаптации и ориентации на возможные из­менения.

Данные общеметодологические требования дополняются в настоящих усло­виях новыми инструментами и механизмами формирования, структурирования и использования информации, в частности:

  • рациональной децентрализацией управления, передачей права и обязанно­стей принимать решения и ответственностью за принятое решение перед подчи­ненными;

  • управлением знаниями, накоплением и распространением опыта сотрудни­ков, аккумулированием интеллектуального потенциала организации;

  • ориентацией на обеспечение эффективности управленческой деятельностью;

  • овладением персоналом современных продуктов компьютерных технологий.

Применение этих технологий на практике содействует в конечном итоге по­вышению конкурентоспособности предприятия.

Следует в этой связи подчеркнуть, что информационные технологии отнюдь не самоцель, а основа современных интенсивных наукоемких технологий, наце­ленная на повышение эффективности взаимодействия менеджеров и руководите­лей предприятий. Разработка нового поколения технологий, способных обеспечить высокоэффективное интеллектуальное взаимопонимание и производственное взаимодействие между специалистами - сложная задача ближайшего будущего, требующая применения принципиально иных знаний и методов.



Литература:
  1. Мильнер Б.З. «Теория организации», М.: Инфра – М, 2007 г.

  2. Воробович Н.П. «Методологические основы создания информационных технологий управления строительными проектами» М., 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, процесс управления, предприятие, информационная подсистема, конечный итог, проектное производство, российская экономика, управленческая информационная система, управленческий процесс, экономическое пространство.


Похожие статьи

Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе

Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Роль информационных технологий в управлении банковскими рисками

Проектирование инновационных компьютерных технологий для подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Проектные предпосылки внедрения интегрированного контроллинга в промышленности

Преимущества интегрированных систем менеджмента в условиях перехода организаций к устойчивому развитию

Проблемы внедрения автоматизированных систем документооборота и делопроизводства

Моделирование технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в сфере информационных технологий

Похожие статьи

Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе

Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера

Использование информационно-аналитических систем для повышения эффективности управления предпринимательскими структурами

Роль информационных технологий в управлении банковскими рисками

Проектирование инновационных компьютерных технологий для подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Проектные предпосылки внедрения интегрированного контроллинга в промышленности

Преимущества интегрированных систем менеджмента в условиях перехода организаций к устойчивому развитию

Проблемы внедрения автоматизированных систем документооборота и делопроизводства

Моделирование технологии формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в сфере информационных технологий

Задать вопрос