В статье определена суть понятия информационной системы, которая используется предприятием в условиях современного рыка. На основании теоретического материала и практических наработок современных исследователей в данной сфере автором проанализирована и обозначена роль создания качественной архитектуры информационной системы в конкурентоспособной организации.
Ключевые слова: информационная система, информационные технологии, менеджмент предприятия, архитектура ИС, клиент-сервер, система Intranet, OLAP
Постановка проблемы. Сегодня в России существует немало всевозможных предприятий и фирм различных форм собственности, занимающихся производством и реализацией услуг и товаров. Создание новых структур требует не только привлечения большего количества квалифицированных работников, но и внедрения новых прогрессивных методов управления, основанных на современных информационных технологиях. Это, в свою очередь, требует привлечения и разработки новейших средств, методов анализа бизнес-деятельности организаций.
Эффективное решение проблемы компьютеризации процессов управления и принятия решений позволит активно увеличивать объемы продаж, а также основательно анализировать деятельность предприятия на основе отчетности его работников. Особенностью архитектуры информационной среды современных предприятий является распределенность и неоднородность данных, которые она использует [5, c. 65]. Информационное наполнение систем такого типа может иметь довольно сложную структуру и содержать такие ресурсы, как клиентские данные, служебные и нормативные данные, оперативные данные коммерческой деятельности и аналитические данные. При этом способы представления и хранения данных могут быть разными: от баз данных к документам в формате XML, текстов, электронных таблиц и т. д. [6, c. 209].
Согласованное управление и совместное применение различных по содержанию и форме составляющих информационного ресурса систем управления предприятием является важной проблемой, требующей применения разнообразных подходов и средств к ее решению. Одним из способов решения проблем обработки большого количества разнородных данных является их интеграция. Поэтому актуальным является исследование и поиск способов решения проблем управления архитектурой информационных систем (ИС) предприятий на основе прогрессивных методов и технологий интеграции корпоративных информационных ресурсов.
Изложение основного материла. В условиях рыночной экономики внимание администрации предприятий различных сфер деятельности, форм собственности и масштабов фокусируется на оптимизации процесса выпуска продукции (оказания услуг) в целях максимизации прибыли. Несмотря на различия в сферах деятельности (производство, услуги), задачи управления предприятиями похожи и сводятся к организации управления ресурсами, поступающих на вход, для получения на выходе необходимого результата.
В последние годы в России достаточно быстро на больших предприятиях начали внедряться корпоративные информационные системы, основанные на клиент-серверной архитектуре. ИС предоставляет возможность решения таких глобальных задач [5, c. 68]:
- Сделать прозрачным для руководства организацией использование вложенных в бизнес капиталов.
- Предоставить полную информацию для экономической целесообразности стратегического планирования.
- Профессионально управлять затратами, наглядно и своевременно показывать, за счет чего можно минимизировать расходы.
- Реализовать оперативное управление предприятием согласно выбранных ключевых показателей (себестоимость продукции, структура затрат, уровень прибыльности и т. д.).
- Обеспечить гарантированную доходность предприятия за счет оптимизации и ускорения ряда процессов (сроков выполнения новых заказов, перераспределения ресурсов и т. д.).
При выборе автоматизированных систем управления следует учесть, что даже самая совершенная из них не может функционировать в условиях недостаточно четко регламентированного технологического процесса управления в рамках каждого бизнес-процесса.
Под ИТ-архитектурой предприятия будем понимать совокупность методов и средств создания, внедрения и сопровождения элементов ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечение их совместной согласованной эффективной и непрерывной работы [2, c. 42]. Технологии, которые используются в информационных системах на современном этапе ведения бизнеса, описывают такие архитектуры как: технология «клиент-сервер», Intranet-технология, CASE-технология.
Архитектура «клиент-сервер» предусматривает распределение вычислительных задач между сервером и клиентом. Клиент — это однопользовательская рабочая станция, которая выполняет функции взаимодействия с пользователем, она способна осуществить необходимые вычисления и обеспечивает присоединение к удаленным вычислительным ресурсам с базами данных, к средствам их обработки и средств организации интерфейсов. Сервер представляет собой одно- или многопроцессорный компьютер с разделяющимся памятью, обработкой данных, коммуникационными средствами и средствами управления периферийным оборудованием [3, c. 34].
Клиент-серверная технология допускает возможности оптимизации вычислительного процесса благодаря рациональному распределению задач между сервером и клиентом [4, c. 55]. Современные информационные системы менеджмента для организаций и предприятий, в основном имеют клиент-серверную архитектуру.
Intranet-технология возникла главным образом из-за того, что технология «клиент-сервер» не всегда соответствовала требованиям скорости передачи данных, которые выдвигались в реальных информационных системах. Кроме того, клиент-серверной технологии присущ ряд недостатков, которые не способствуют рациональной организации работы ИС. К ним относятся [6, c.210]:
– использование закрытых протоколов в процессе обмена между клиентом и сервером;
– размещение на клиентских компьютерах фрагментов прикладной системы;
– необходимость разработки большого количества сложных клиентских программ в соответствии с ростом информационных потребностей пользователей;
– сложность администрирования и сопровождения системы;
– доступность информационной системы для злонамеренных действий пользователей.
Преодоление этих недостатков становится возможным при условии введения таких ограничений:
– минимального количества несложных и точно определенных открытых протоколов взаимодействия между клиентом и сервером;
– использование простого стандартного языка описания данных и взаимосвязей между данными;
– размещение прикладной системы на сервере — централизованного управления как серверной частью, так и клиентскими рабочими станциями.
Достижение указанных целей возможно при использовании таких стандартов Internet, как протоколы обмена данными HTTP (HyperText Transfer Protocol) — протокол обмена гипертекстами, FTP (File Transfer Protocol) — протокол передачи файлов; формат представления данных HTML (HyperText Markup Language) — язык разметки гипертекста [1, c. 63].
В последнее время архитектура ИС все чаще служит средой и инструментом для построения систем автоматизации предприятия. Сочетание централизованного хранения информации и распределенных коммуникаций предоставляет удобные возможности для создания корпоративных информационных систем.
Примером системы, построенной на базе Intranet, является система управления ресурсами предприятия Oracle Applications корпорации Oracle. Технология оперативного аналитической обработки данных OLAP (OnLine Analytical Processing) была выделена как особый подход к обработке данных в связи с появлением специальных средств хранения и анализа накопленных учетных данных [1, c. 65].
OLAP-программы представляют собой совокупность средств многомерного анализа данных, накопленных в хранилище данных. Хранилище данных (Data Warehouse) представляет собой предметно-ориентированный, привязанный ко времени и неизменный сбор данных для поддержания процесса принятия управляющих решений [3, c. 35]. Данные в хранилище поступают из оперативных систем, предназначенных для автоматизации бизнес-процессов, а также из внешних источников (например, из статистических отчетов).
Главным назначением хранилища является предоставление информации для анализа в одном месте и в интуитивно понятной структуре. Под хранилищем не обязательно понимать большое скопление данных. Для маленьких хранилищ предназначен отдельный термин — Data Marts (киоски данных или витрины данных) [1, c. 68]. Витрина данных может представлять собой специализированное хранилище, которое обслуживает одно из направлений деятельности компании (например, учет персонала или маркетинг).
Хранилища данных служат местом сохранения и источником информации для средств оперативно-аналитической обработки данных OLAP и могут иметь различную модель построения — MOLAP (многомерную), ROLAP (реляционную) или HOLAP (гибридную).
CASE-технология (Computer-Aided Software / System Engineering) представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения (ПО), поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации [8, c. 322]. CASE предоставляет системным аналитикам, проектировщикам и программистам инструментарий для автоматизации проектирования и разработки ПО.
Выводы. Всовременных условиях информация приобретает такое же значение для деятельности предприятия как финансы, интеллектуальный потенциал, маркетинг, специализация производства, продукция. Это означает, что информация превращается в определенный вид производственных ресурсов и интегрируется со стратегией бизнеса, поскольку потребность в информации определяется исходя из принятой стратегии бизнеса. Кроме того, на стратегическом уровне информация целенаправленно используется как критический корпоративный ресурс, необходимый для достижения целей и удовлетворения потребностей предприятия. Задача заключается в установлении соответствия между производимой и потребляемой информацией. Такую задачу предлагается решать с помощью концепции информационного инжиниринга предприятия через согласование стратегических решений по созданию и развитию ИТ-инфраструктуры и ИТ-архитектуры предприятия со стратегией развития бизнеса.
Система информации конкурентного предприятия должна быть реализована на базе наиболее инновационной современной архитектуры, что позволит организовать эффективную распределенную обработку информации и работать в UNIX — и WindowsNT — средах на устройствах ведущих фирм — производителей вычислительной техники. Как система управления базой данных могут использоваться серверы Oracle, Informix, Microsoft и др. В каждой стране, где используется корпоративная система, она адаптируется к национальным и языковым особенностям, при этом сохраняется возможность одновременного использования нескольких языков и вариантов системы.
Литература:
- Вихляева В. В. Разработка корпоративной информационной системы с использованием Web-технологии Intranet // Актуальные проблемы социально-экономического развития. 2015. С. 65–69.
- Горст А. В. Математические модели для оценки надежности программного обеспечения с архитектурой клиент-сервер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 42–46.
- Ковалев И. В., Голубев И. М., Царев Р. Ю. Модель архитектурной надежности приложений клиент-сервер комплексной системы автоматизации управления предприятием // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2005. № 1. С. 33–36.
- Коробков К. Н. Применение сервис-ориентированной архитектуры в корпоративных информационных системах // Техника и технология. 2008. № 1. С. 54–57.
- Легков К. Е., Буренин А. Н., Емельянов А. В., Оркин В. В. Вопросы системного анализа архитектур систем управления информационными системами и сетями специального назначения // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2016. Т. 10. № 12. С. 65–70.
- Николаев В. Н. Метод и устройство управления информационно-вычислительными ресурсами вида «клиент-сервер» // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 1. С. 208–211.
- Николаев В. Н., Мяснянкина Д. В. Управление технико-экономическими показателями в производственной системе «клиент — сервер» // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2014. Т. 12. № 5. С. 49–52.
- Устимов К. О. Автоматизация реинжиниринга бизнес-процессов на основе современных Case-технологий // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2010. Т. 2. № 12. С. 321–324.