Обзор методов интеграции информационных систем, их преимуществ и недостатков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.06.2018

Статья просмотрена: 31020 раз

Библиографическое описание:

Думченков, И. А. Обзор методов интеграции информационных систем, их преимуществ и недостатков / И. А. Думченков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 176-177. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51296/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие информационной сферы повлекло за собой информатизацию общества. В настоящее время активно происходит автоматизация процессов в различных видах деятельности. Яркими примерами являются такие проекты, как «Портал ГосУслуг», «ЕМИАС», «Электронный дневник», которые позволяют выполнять различные действия, такие как оплата коммунальных услуг, запись к врачу, отслеживание успеваемости школьника, не выходя из дома. В связи с этим необходимо понимать, какие из методов интеграции информационных систем являются оптимальными для каждого конкретного случая.

В данной статье будут рассмотрены наиболее популярные и используемые методы интеграции.

‒ Интеграция на уровне брокеров. Преимуществом данного метода является универсальность: как правило, в любой ситуации можно реализовать дополнительный программный модуль, который может обращаться в другие системы различными способами. Например, такой модуль может обращаться к одной системе через базу данных (БД), а к другой с помощью RPC (англ. Remote Procedure Call — Удалённый вызов процедур). Недостатками такого подхода интеграции является трудоёмкость и сложность реализации, и, как следствие, высокая стоимость разработки, внедрения и поддержки.

‒ Интеграция на уровне интерфейсов (физических, программных и пользовательских). Данный вид интеграции разрабатывался как один из видов «лоскутной интеграции», целью которой являлось объединение распределённых программных приложений, реализованных разными разработчиками в разное время, в подобие единой системы. Приложения связывались по принципу «каждый с каждым», что, в конечном итоге, затрудняло их взаимодействие и создавало ряд проблем и ошибок. Также осложнялось использование унаследованных (Legacy Software) и встроенных (Embedded System) систем. Описанный подход интеграции удобен для небольшого количества программных приложений. Для большого числа приложений он является малоэффективным и не обеспечивает построение качественно новых запросов к объединяемым данным. Таким образом, агрегирование данных не принесёт выигрыш. На настоящий момент, проблема интеграции на уровне интерфейсов решается на базе внедрения информационных подсистем, которые реализуются стандартными приложениями с открытыми программными интерфейсами (англ. Open Application Programming Interface, OAPI — Открытый программный интерфейс приложения, Открытый интерфейс прикладного программирования).

‒ Интеграция на функционально-прикладном и организационном уровнях. Данный вид интеграции построен на объединении нескольких однотипных или похожих функций в макрофункции, в которых перераспределяются ресурсы, потоки данных, управление и механизмы исполнения. Как следствие, это влечёт за собой реорганизацию информационных структур, бизнес-процессов и, соответственно, перестройку схем их информационного и документационного обеспечения. Преимущества данного вида интеграции:

  • прозрачность и управляемость процессов;
  • процессы становятся менее затратными;
  • сокращается количество обслуживающего персонала;
  • сокращается число ошибок.

Недостатком интеграции такого вида является значительная трансформация или комплексный реинжиниринг всей сети процессов, что может повлечь за собой определённые риски. Целесообразно проводить данную интеграцию в случае, если организация готовится к внедрению корпоративной информационной системы (КИС) на платформе популярного решения. Это, в свою очередь, требует унификации и приведения бизнес-процессов к определённому стандарту. Или если организация перестраивает свою деятельность в связи со сменой приоритетов, расширением и освоением новых сегментов рынка.

‒ Интеграция на уровне корпоративных программных приложений. Данный вид интеграции предполагает совместное использование исполняемого кода, а не только внутренних данных интегрируемых приложений. Программы делятся на компоненты, которые затем интегрируются при помощи стандартизованных программных интерфейсов (API) и специализированного связующего программного обеспечения (ПО). Такой подход позволяет создать из этих компонентов универсальную программную платформу (ядро), которая может быть использовано всеми приложениями. Каждое приложение будет иметь только один интерфейс для взаимодействия с этим ядром, что значительно облегчает задачу интеграции. Систему, построенную на таком интеграционном подходе, легче администрировать, поддерживать и масштабировать. Возможность повторного использования функций в рамках имеющейся среды позволяет существенно сократить сроки и стоимость разработки приложений. Обязательным этапом оценки возможности интеграции приложений, которые предполагается связывать в рамках определённого проекта, является анализ внутренней архитектуры приложений. Этот анализ может быть осложнён тем, что, как правило, разработчик приложений, являющихся готовыми программными продуктами, не раскрывает всех деталей внутренней структуры приложений.

‒ Интеграция при помощи Web-сервисов. Данный вид интеграции является передовым и стремительно развивающимся подходом к интеграции приложений. Он базируется на предоставлении стандартного для Web-служб интерфейса доступа к приложениям и их данным. Примером может являться стандартный протокол доступа к объектам — SOAP (англ. Simple Object Access Protocol — простой протокол доступа к объектам). Так, при помощи SOAP, браузер пользователя может одновременно сравнить данные на нескольких выбранных веб-сайтах и представить клиенту сравнительный отчет. Другой пример: сотрудники одного географически распределенного предприятия могут единовременно использовать корпоративные приложения, доступ к которым осуществляется через соответствующие Web-сервисы (портальное решение). Web-сервисы похожи на подход EAI, но с одним главным отличием — EAI-решения, в своём множестве, выпускаются как частные случаи для связи определённых продуктов. Соответственно, подключить к уже используемому EAI-решению еще одну стороннюю систему будет довольно трудной и длительной задачей. По своей природе Web-сервисы существенно более унифицированы и стандартизованы. Поскольку Web-сервисы базируются на общих и единых для Консорциума Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C-консорциум) стандартах, они могут работать везде, где используется сеть Интернет.

‒ Интеграция на уровне данных. Данный вид интеграции подразумевает, что несколько программных приложений могут обращаться к одной базе данных или в несколько баз данных, связанных репликациями. Преимуществом такого вида является низкая стоимость интеграции. К недостаткам можно отнести следующее: если база данных не экранирована хранимыми процедурами и не имеет необходимых ограничений и защиты целостности (например, в виде указания каскадных операций и триггеров), то взаимодействие различных приложений с данной БД может явиться причиной ошибок и приводить данные в противоречивые состояния. В случае если БД экранирована и поддерживается целостность хранимых данных, то в одновременно взаимодействующих с одной БД приложениях будут дублироваться части программного кода, выполняющие одинаковые или схожие операции. Кроме того, при внесении изменений в структуру базы, необходимо отдельно переписывать программный код всех приложений, работающих с такой БД.

‒ Интеграция на уровне сервисов. Данный вид интеграции основан на фиксации интерфейсов и форматов данных с обеих сторон. Преимуществом является организация стремительной отработки межкорпоративной бизнес-логики. Такой подход интеграции имеет и недостаток: поскольку изначально он базируется на «запоминании» или фиксации, то при изменении данных, структур или процессов образуются проблемы и ошибки, что приводит к разработке узконаправленных, частных решений.

‒ Интеграция на уровне пользователя. Данный вид относится к неавтоматизированной интеграции, и основан на взаимодействии пользователей друг с другом: обмен данными и файлами между системами через ручное копирование, оправку почты и т. д. Является наиболее простыми видом\подходом, и часто применяются в тот момент, когда происходит подготовка внедрения программных систем, а деятельность компании не может прерываться.

Основные термины (генерируются автоматически): вид интеграции, приложение, SOAP, баз данных, Интеграция, API, EAI, OAPI, RPC, программный код.


Задать вопрос