Авторы: Сочнева Елена Николаевна, Морозов Александр Сергеевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 15.11.2016

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Сочнева Е. Н., Морозов А. С. Особенности продвижения инновационных услуг // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 292-295.



В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации и Красноярском Крае.

Ключевые слова: стартап, сфера услуг, инновации, привлечение финансов, инвестиции, субсидии, институты развития, краудфандинг, фонды прямых инвестиций, бизнес-инкубатор

В современном мире доля сферы услуг в структуре ВВП развитых стран достигает 75 %, а относительное число занятых в её отраслях составляет 66–76 %, поэтому усиливается взаимосвязь между динамикой развития сферы услуг и национальной экономики. Растущие потребности общества обуславливают необходимость в инновациях, поэтому наиболее желаемым вектором развития нематериального сектора следует считать инновационное развитие. Названный вектор способствует не только совершенствованию сферы услуг, но и созданию новых секторов экономики, свойственных постиндустриальному обществу, а также диверсифицирует экономику страны и повышает конкурентоспособность продукции, произведённой её резидентами, на мировом рынке.

Следовательно, необходимость в существовании платформ для генерации инновационных решений очевидна. Одной из таких платформ выступает предмет моего исследования — инновационное предпринимательство в сфере услуг. Перед предпринимателями-инноваторами стоит ряд задач и вызовов, которые им необходимо решить, на пути к продвижению на рынок своей инновации.

Первое, на что необходимо обратить внимание стартаперу: является ли его решение инновационным. В общем виде, инновации — это довольно объёмное понятие, т. к. включает в себя и создание уникального продукта или сервиса, и улучшение уже существующего — так называемые инкрементальные инновации — или использование старого решения по-новому.

Следует понимать, что не всякое изобретение уникального продукта или сервиса суть инновация. Изобретение — это получение нового знания, а инновации — это применение данного знания на практике. Классический пример — изобретённый в 1947 г. транзистор, и его первое применение в компьютере лишь в 1961 г.

Касательно инкрементальных инноваций: перед тем, как называть улучшение инновацией, следует сравнить полученный результат с результатом лучшего игрока на рынке. Если по каким-то критериям предложенное нововведение превышает результат лучшего конкурента — имеет место инкрементальная инновация. Если нет, то имеет место улучшение собственного продукта или процесса в попытке догнать лидеров рынка. Яркий пример — создание в Сколково технологии производства 32 нм чипов, которой весь мир пользуется уже более десятилетия.

Инновации в сфере услуг в наиболее общем виде разделяются на технологические и нетехнологические [1, c. 225].

Таблица 1

Классификация инноваций всфере услуг

Технологические

Продуктовые

Включают в себя разработку и внедрение:

– принципиально новых услуг,

– совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик,

– значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения их эффективности или скорости оказания).

Процессные

Включают в себя разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованных методов производства и представления услуг.

Нетехнологические

Маркетинговые

Маркетинговые инновации − это новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие:

– использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта,

– формирование новых ценовых стратегий.

Маркетинговые инновации направлены:

– на более полное удовлетворение потребностей рынка,

– на открытие новых рынков сбыта,

– на расширение состава потребителей услуг с целью повышения объемов продаж.

Организационные

Организационные инновации — это реализация:

– нового метода в ведении бизнеса,

– организации рабочих мест,

– организации внешних связей.

Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации:

– путем снижения административных и транзакционных издержек,

– путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда,

– путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам, или снижения стоимости поставок

Глобальной тенденцией в нематериальном секторе уже к середине 2000-х становится преобладание инноваций, не связанных с технологиями. Технологические инновации в нематериальном секторе имеют скорее вспомогательный характер, а наиболее значимыми являются организационные инновации и поиск исключительно новых ниш на рынке [2, с. 212].

Предположим, что инноватор готов предложить уникальный сервис, который обуславливает создание нового рынка. На пути от стартап-идеи к высокодоходной бизнес-структуре, чтобы предпринять целенаправленные действия, необходимо определить, на какой стадии проработки находится проект [3, с. 95].

Лабиринт

Рис. 1. Стадии стартап-проекта

Согласно аналитическому отчёту ОАО «РВК» и ООО «Эрнст энд Янг» [4, c. 7], в России в ходе программы инкубации выживают 86 % стартапов, однако после завершения программы на плаву остается только около трети проектов (27 %). Маловероятно, что приведённый мной тип стартап-проекта (уникальный сервис) продвинулся дальше стадии раннего роста, но если он «дожил» до этого этапа, то представляет достаточно серьезный интерес для фондов прямых инвестиций.

Каждая стадия развития проекта связана с необходимостью поиска источников финансирования. Инновационного предпринимателя в большей степени интересуют привлечённые средства (инвестиции) и государственные субсидии. Следовательно, в процессе продвижения своего инновационного сервиса следует работать над инвестиционной привлекательностью проекта, которая подтверждается бизнес-планом, результатами инвестиционного анализа и оптимально выбранной финансовой моделью стартапа, а также осуществлять мониторинг программ поддержки инновационного развития.

Проводить инвестиционный анализ и приступать к написанию бизнес-плана целесообразно на этапе бизнес-планирования. На ранних стадиях проекта, при условии отсутствия необходимости в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), как правило, не требуется большого количества финансовых вложений. Если к собственным средствам необходимо добавить привлечённые, то предпринимателю следует обратить своё внимание на такой способ привлечения денежных средств, как краудфандинг (от англ. сrowd funding). Например, воспользоваться услугами крадуфандинг-платформы Boomstarter, которая работает по следующему принципу: для получения финансирования нужно разместить описание проекта на Boomstarter, указать минимальное количество средств, которое необходимо собрать за заявленный срок. Если проект не соберёт нужное количество средств к определённому сроку, то деньги вернут спонсорам.

Стоить заметить, что в начале жизни стартапа требуется не столько финансовая, сколько консультационная и институциональная поддержка. На федеральном уровне система институтов развития в сфере инноваций представляется следующими организациями: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», ФГАУ «Российский фонд технологического развития», гос. корпорация «Внешэкономбанк» и ОАО «РОСНАНО».

Начинающему инноватору, в первую очередь, следует сфокусироваться на локальных и региональных мерах поддержки инновационной деятельности. В соответствии со стратегией инновационного развития красноярского края был издано распоряжение о создании краевого государственного автономного учреждения «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» (КРИТБИ). КРИТБИ — один из центральных элементов инновационной инфраструктуры края по поддержке стартапов, который оказывает инновационным проектам услуги по продвижению бизнеса, привлечению финансирования, а также консультационные и сервисные услуги. В рамках программы инкубации оказывается сопровождение резидента (экспертиза проекта на инновационную составляющую, оценка рынка проекта, бухгалтерское сопровождение и т. д.) сопровождение проекта (помощь в заполнении заявок в Фонд содействия инновациям, консультирование по вопросам составление бизнес-планов и т. д.), доступ к работе в центре прототипирования и помощь PR-отдела.

В завершении, отметим, что макроэкономическая ситуация, вызванная текущим кризисом, и с точки зрения валютной волатильности, и ограничений импорта высоких технологий из-за рубежа, не должна стать камнем преткновения для инновационного развития России и Красноярского края, в частности, а скорее наоборот — послужит стимулом к поиску новых сценариев развития отечественной экономики.

Литература:

1. Покровская Л. Л. Реализация инноваций как фактор развития сферы услуг // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 9. — С. 225–228.

2. Т.Д Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко. Сфера услуг: экономика. — М.: КноРус, 2007. — 328 с.

3. Безрукова Т. Л., Степанова Ю. Н., Шанин И. И., Дуракова Ю. В. Современное состояние и развитие стартапов // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1–1. — С. 95–97.

4. Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России // РВК – Российская Венчурная Компания. URL: http://www.rvc.ru/analytics/ (дата обращения: 01.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): сферы услуг, инновационного развития, развития сферы услуг, нематериальном секторе, сфере услуг, поддержки инновационного, поддержки инновационного развития, инновационного развития красноярского, динамикой развития сферы, инновационного развития России, институты поддержки инновационного, вектором развития нематериального, стадия развития проекта, прямых инвестиций, общем виде, уникального продукта, фактор развития сферы, уникальный сервис, программы инкубации, доля сферы услуг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос