Сохранение традиций и национальных культур народов России в рамках школьного проекта: «Мы великая и сильная Россия!» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научные руководители: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №5 (8) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 03.10.2016

Статья просмотрена: 6042 раза

Библиографическое описание:

Мамедов, А. К. Сохранение традиций и национальных культур народов России в рамках школьного проекта: «Мы великая и сильная Россия!» / А. К. Мамедов, Л. Л. Гатапов, С. В. Голубничева, Р. М. Денисов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/556/ (дата обращения: 22.12.2024).



Мы живём в самой прекрасной многонациональной стране мира — Россия. В условиях современной глобализации становится актуальной забота о сохранении национальных традиций и культур народов России. Каждый народ исторически проживающий на территории страны формировал эту поистине уникальную культуру, которая объединятся общей идей: «Мы великая и сильная Россия!» [1]. Каждый народ, который жил и живёт в России, всегда ощущал себя частью большой страны. Мы вместе сражаемся бок о бок за Родину! Мы вместе делаем величайшие открытия, покоряем Космос, исследуем океаны и страны [8].

В современном мире, мы часто слышим в средствах массовой информации, как негативно относятся к нашей стране, как её критикуют и пытаются выставить агрессором на мировой политической арене, в защиту страны мы всегда слышим обращения нашего Министерства иностранных дела [2]. Мы, дети России не желаем мириться с таким отношением к нашей стране. И поэтому выступаем за то, чтобы мир больше узнал о России, о её народах, о её традициях, о её национальностях, о её красоте и стремлении сохранить мир на Планете. Быть может тогда, когда правда о том, что Россия никогда не будет агрессором, а лишь всегда выступает в качестве миротворца позволит изменить мнение о нашей стране.

В нашей школе в рамках проведения государственного праздника «День народного единства» был реализован общешкольный проект, выходом которого было проведение школьного фестиваля «Мы едины и непобедимы», в рамках мероприятий состоялись классные часы на тему: «Мы единый народ — мы великая Россия!».

Наш класс 4 б решил провести классный час в новом формате, это не привычная беседа классного руководителя и обучающихся, а увлекательное путешествие в историю национальных культур и традиций народов России.

Для осуществления реализации проекта мы проделали большую подготовительно работу. Актив нашего класса провёл анкетирование с целью выявить национальный состав класса. По итогам проведённого анкетирования мы выявили, что в классе обучаются: русские — 64 %, татары 15 %, армяне — 3 %, узбеки — 3 %, казахи — 11 %, буряты — 3 %, азербайджанцы — 1 %. Таким образом в одном классе присутствуют 8 разных национальностей, при этом по процентному соотношению сразу становится видно, что есть малочисленные национальности.

На втором этапе подготовки, мы поделились на группы, и каждая из них занималась поиском научного материала о национальной культуре. Занимаясь поиском материала, мы обратились в национальные общества, расположенные в Астраханской области: «Дуслык» — национальное татарское общество, «Жолдастык» — национальное казахское общество, «Арев» — национальное армянское общество, «Узбекистон» — национальное общество узбекского народа, «Азербайджан» — национальное азербайджанское общество. Также мы посетили музей города Астрахани и научную библиотеку им. Н. К. Крупской.

Материал, который нашли группы, мы объединили, для того, чтобы каждый в нашем классе мог познакомиться с различными народами. Мы оформили это в виде красочных стенгазет, где были размещены историческая справка о народе, представлен национальный рисунок или узор, а также стихи национальный поэтов с переводом на русский язык, а также фотографии и рисунки национальных памятников и природных мест проживания народов.

Наш классный час «Мы единый народ — мы великая Россия!» мы начали с прослушивания Гимна России. Затем каждая группа представила небольшую историческую справку о национальных культурах, и постаралась показать национальный колорит с помощью танцев и песен. По итогам классного часа, мы все собрались за круглым праздничным столом, где смогли отведать национальные блюда. Ниже мы представим Вам выдержки из выступления, обучающихся о национальных культурах нашего класса:

В нашем классе самой малочисленной группой оказались азербайджанцы. Азербайджан — страна, свято соблюдающая свои многовековые национальные традиции. В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие бережно хранимые национальные традиции можно наблюдать в ходе театрализованных представлений на народных праздниках или на торжествах в честь встречи почетных гостей. Азербайджанцы были представлены ещё в дореволюционной Астрахани. В источниках того времени их обозначали как «персы» (обобщённое название для выходцев из Персидской державы) или «татары» (например, «шемахинские татары») [4]. В советское время доля азербайджанского населения в Астрахани была сравнительна невелика. Она стала возрастать только в последней четверти XX — начале XXI в. Азербайджанцы — мусульмане-шииты (хотя среди них немало и суннитов — в основном, выходцев из Северного Азербайджана). По согласованию с руководством Астраханского регионального духовного управления мусульман, для отправления своих религиозных нужд азербайджанская диаспора г.Астрахани получила в своё распоряжение бывшую татарскую Криушинскую мечеть (на совр. ул. Бакинская, 141). Средствами от пожертвований мечеть недавно была полностью отреставрирована и получила порядковый номер 38 и новое наименование — мечеть Бакы (т. е. Баку).

Астрахань — один из крупных центров татарской культурной и общественной жизни. Татары проживали в Казанской татарской слободе. С 1892 г. функционировало медресе «Низамия». Выходили газеты «Азат халык» (1917–1919), «Ирек» (1917), «Ислах» (1907), «Тартыш» (1917–1919), «Идель» (1907–1914; возобновилась с 1991). Издавались журналы «Азат ханым» (1917–1918), «Магариф» (1909), «Туп» (1907) и др. Татары являются третьей по величине этнической группой в Астраханской области, составляя порядка 7 % её населения. Татарская культура всегда очень яркая, красочная. В городе часто проходят мероприятия, праздники. Многие татары в Астрахани занимаются сельским хозяйством и представляют свою продукцию на городские рынки. За районом, в котором расположена наша школа (Казачий), есть посёлок Мошаик, исторический центр татарской культуры. В этом селе есть кладбище, и особые захоронения, к которым в период празднования мусульманских праздников приезжают паломники из других регионов [7].

Очень близкая культура к татарской — казахская, их язык и культура во многом схожи и имеют длительную и сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов прослеживаются у племен эпохи неолита. Следы стоянок найдены при археологических раскопках в долине реки Бухтармы на востоке Казахстана. Астраханские казахи — выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. Астраханские казахи в основном вели степной и кочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием [6]. Сейчас очень много именно казахов вовлечены в работу административного и управленческого аппарата города. Таким образом эта культура поднялась за последние годы на более высокое положение в Астраханской области, это невозможно не заметить и не оценить.

Уникальная национальность и культура представлена в нашем классе — буряты. Духовная культура бурят многогранна — наследие империй и государств кочевников, союзов племен охотников. Видение о происхождении мира наполнено глубочайшим смыслом и символикой. Согласно ему, сначала существовал хаос. Из хаоса образовалась вода — колыбель мира, что соответствует современным научным версиям. Из воды появился цветок, а из цветка — девушка. От нее исходило сияние, которое превратилось в солнце и луну, рассеяло мрак. Эта божественная девушка — символ созидательной энергии — создала землю и первых людей: мужчину и женщину. Высшим божеством стало Хухэ Мунхэ Тенгри — Вечно Синее Небо, воплощение мужского начала. Земля — женское начало. На небе живут боги. Во времена их правителя Асаранга-тенгри небожители были едины. После его ухода власть стали оспаривать Хурмаста и Ата Улан. В итоге никто не одержал победу и тенгрии разделились на 55 западных, добрых и 44 восточных, злых. Между ними продолжает идти борьба. Исторические связи нижневолжского и среднеазиатского регионов были давними и прочными, уходящими своими корнями в хазарскую и золотоордынскую эпохи. В конце XVI в. или в первой четверти ХVII в. в русской Астрахани возник один из первых восточных гостиных дворов — Бухарский, на котором останавливались купцы из Средней Азии. На основе этого двора в Астрахани и начала формироваться среднеазиатская диаспора.

В 1996 г. при областной администрации было зарегистрировано объединение узбекистанцев «Астраханская областная общественная организация узбекской культуры «Узбекистон» [5]. С момента своего создания общество вело активную работу. Так, в 1997 г. именно в узбекском обществе родилась идея проведения праздника Навруз. С тех времен и по сегодняшний день Навруз проводится в городском Центральном парке культуры и отдыха «Аркадия»; сейчас праздник отмечается с большим размахом, в нём принимает участие большинство национальных общин региона. Общество также организовало в Астраханском этнографическом музее экспозицию, посвященную узбекской культуре.

По численность узбекской диаспоры в Астраханской области достигает 15 тысяч человек. В основном узбеки в Астрахани занимаются торговлей, они торгуют на крупнейшем рынке Астрахани — Больших Исадах. В крытом павильоне, называемом Узбек-базаром. В целом, узбекская диаспора в Астрахани хорошо интегрирована в общество. Ряд узбеков являются успешными предпринимателями, владельцами торговых точек, магазинов, есть несколько узбекских кафе. Крайне важным представляется то, что по инициативе лидеров узбекской общины традиция возродилась традиция мужских собраний — джура, уже на новом месте, в Астраханской области. Старшие члены общины еженедельно собираются по пятницам, готовится небольшое угощение. За угощением ведутся беседы, обсуждаются важные проблемы. Если члены общины считают, например, что существует та или иная проблема с некими молодыми людьми, их (и даже их родителей) могут пригласить на собрание. По примеру старших молодые члены узбекской общины также организовали молодежную джуру [5].

Изученные источники позволяют сделать вывод, что астраханская армянская община в течение более чем двух веков занимала важное место в экономической и социально-культурной жизни не только Астрахани, но и региона в целом. Основными причинами особой привлекательности Нижнего Поволжья, и в частности Астрахани, для армянских переселенцев были выгодное географическое положение города, а также покровительственная политика русского правительства в отношении восточных переселенцев, среди которых армяне пользовались особыми привилегиями [3].

В Астрахани действовали также армянское епархиальное училище, а также приходские школы. Немало учеников-армян обучалось и в русских учебных заведениях. Все это способствовало появлению среди астраханских армян большого количества образованных и культурных людей. На развитие культурно-просветительской деятельности астраханских армян очень большое влияние оказала армянская типография (Халдаряна), которая была переведена в Астрахань в конце XVIII в. Это была первая в России армянская типография. Благотворное взаимовлияние армянской и русской культур играло важнейшую роль в укреплении связей и контактов этих двух народов.

В Астраханской области русские представлены потомками переселенцев из центральных губерний России: Воронежской, Нижегородской, Тамбовской, Пензенской и др., которые смогли сохранить свои самобытные обычаи, традиции. Прежде всего, они сохранили свои особенности в строительстве и украшении домов, а также кулинарные.

Исследуя национальную культуру различных народов, мы пришли к выводу, что невозможно «в двух словах» описать, то что народ создавал веками. Каждая культура включает в себя, историю народа, историю быта, особенности национальных костюмов, различие в языке, кулинарные традиции, особенности менталитета и т. д. Каждое из этих направления имеет огромнейший пласт научного материала и порой лишь по одной области и даже теме можно проводить целые научные исследования и защищать диссертации.

Таким образом, культура и традиция — это тот, что мы передаём из поколения в поколение. Но что мы сможем передать, если не сможет это узнать? Таким вопросом мы задались в начале нашего большого проекта. «Как мы сможем передавать, то, что мы не знаем? — А что мы не знаем? Культуру и историю собственных народов!». Поэтому, чтобы мы с гордостью могли сказать фразу «Мы, дети России!», надо изучать с большим увлечением и интересом историю, географию, литературу, национальные языки своей родной страны. Беречь национальные традиции и культуру каждого народа России!

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, Выступления и стенограммы, 22 сентября 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50864

2. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова для программы «Вести в субботу», Нью-Йорк, 24 сентября 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches//asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2468390

  1. Армяне. Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etnokonf.astrobl.ru/document/581
  2. Всероссийский Азербайджанский конгресс. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vakrf.ru/
  3. Зотова Н. А. Узбекская и таджикская общины в Астраханской области // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань, 11 апреля 2007 г. / Сост. и отв. ред. А. В. Сызранов, Д. В. Васильев. Астрахань, 2007. С. 151.
  4. Казахи. Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etnokonf.astrobl.ru/document/576
  5. Памятники истории и культуры РФ. Министерство культуры РФ 1.1. 1.9.8. Индекс Паспорт объекта «Мошаик» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nasledie-ast.ru/index.php/arkheologiya/poselenie-moshaik/25-poselenie-moshaik
  6. Сорокин А.С,. О многообразии государственностей в России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://histrf.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Астрахань, Астраханская область, Россия, культура, классный час, класс, народ, традиция, армянская типография, великая Россия.


Похожие статьи

Социальная интеграция детей с проблемами в развитии в рамках программы «Люблю тебя, мой край родной!»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина»

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Духовно-нравственное воспитание на примере проекта "Мы помним тех, кто за нас боролся"

Непосредственно образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша Родина — Россия!»

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий

Реализация проекта «Здоровый педагог — успешные дети!»

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Социальная интеграция детей с проблемами в развитии в рамках программы «Люблю тебя, мой край родной!»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина»

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Духовно-нравственное воспитание на примере проекта "Мы помним тех, кто за нас боролся"

Непосредственно образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша Родина — Россия!»

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий

Реализация проекта «Здоровый педагог — успешные дети!»

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос