Родной (русский) язык как средство сохранения культуры, традиции, истории народа | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Актуальная тема исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 11.01.2023

Статья просмотрена: 4570 раз

Библиографическое описание:

Плаксина, В. П. Родной (русский) язык как средство сохранения культуры, традиции, истории народа / В. П. Плаксина, И. А. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3321/ (дата обращения: 16.11.2024).



Родной (русский) язык как средство сохранения культуры,

В статье говорится о родном (русском) языке, проблемой которого стало сохранение народной культуры, традиций, приобщение молодежи к сохранению и трансляции культуры, истории народа.

Ключевые слова: родной русский язык, традиции, ценности народа, сохранение русской культуры.

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

Лев Николаевич Толстой

Самая большая ценность народа — язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Личность ребенка развивается путем приобщения его к истокам родного языка, поэтому актуальной проблемой современности становится — проблема сохранения национальностей и культуры малых народов.

Современное общество в ситуации перманентной трансформации меняет условия жизни и сознание людей, внося существенные коррективы в социальное мышление. Мир сегодня стал информационно единым.

Как известно, с древних времен люди испытывают потребность в общении, необходимости выражать свои мысли, чувства, эмоции, а также передавать накопленные знания из поколения в поколения. Возможно ли это без родного языка? Нет! Ведь именно речь каждого из нас говорит о том, что мы способны мыслить, размышлять, познавать и оставлять что-то после себя.

Каждый народ имеет свой собственный язык, а значит, заслуживает право на существование. И хотим мы того или нет, но у каждого из нас свой, родной именно ему, язык. Он не просто показывает и раскрывает личность конкретного человека, он — колорит и диалект целого народа.

Без языка, нет нации! Без языка, нет страны! Без языка, нет государства! Поэтому родной язык для нас является самой высшей ценностью. И для большинства, живущих на территории Российской Федерации, родным является — русский язык. Именно он наполнен синонимичностью, образными оборотами речи и в тоже время мелодичностью.

Родной язык — это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений. Родной язык считают основой национального языка, духовно-национальной культуры, поэтому в наше время необходимо относится к нему с пониманием и уважением [4; с.12]. Наши связи с прошлым и настоящим традиционной культуры должны поддерживаться, для естественного развития общества. Если они оборвутся, то снизится развитие национальной культуры [1; с.23]. Поддерживать эти связи — наша задача и народов современной России.

Детство — время, когда возможно искренние погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В настоящее время, люди очень редко вспоминают культурные традиции своих предков. Поэтому развитию социально-коммуникативных, физических, познавательных, речевых, художественно-эстетических навыков детей послужит приобщение их к истокам народной культуры. Духовное начало заложено в каждом человеке. Именно поэтому ребенок развивается путем передачи ему культурного наследия, развиваются человеческие отношения, устанавливаются определенные нравственно-патриотические позиции и идет определенная мера общего развития [1; с.24].

Выделяют следующие шаги распространения родного языка:

– многоязыковое образование;

– знакомство с языками и культурными традициями;

– взаимопонимание и терпимость в диалоге.

Каждый язык имеет собственное выражение, которое выражает менталитет и обычаи народа. Для человека отражением окружающего его мира становится язык, культуры, которую создал человек и хранит ее из поколения в поколение. Язык также считают орудием познания, определяет его поведение, мировоззрение, он характеризует своего носителя. По-другому говоря, язык формирует представителя народа как личность, формируя его национальный характер [3; с.9]. В наше время родной язык считают базовым условием сохранения национальной культуры и его компонентов:

– устное народное творчество;

– народные песни;

– литература.

Но не стоит забывать, что сегодняшний ученик — ученик другого мышления и склада ума: он сам может рассказать то, о чем мы можем и не знать, дать толкование или же знать, где, как и с помощью чего найти ответ на любые проблемы. Отсюда и новая цель образования — формирование самодостаточной самостоятельной личности, способной осмыслить возникшую проблему, найти пути ее решения, выбрать способы реализации поставленной цели, что в конечном итоге позволит новому ученику познать мир и себя в этом мире [2; с.36]. Личность с активной жизненной позицией — вот к чему стремится новая система образования.

Модернизация и информатизация — шаг в будущее, направленный на перспективность системы образования.

Величие русского языка известно во всем мире. Но удивительно богатство, практичность и нежность, мягкость и прямота, четкость и ясность, острота и точность нашего родного русского языка. Своим родным языком можно любого человека пожалеть, а можно и врага усмирять. Это все только зависит от тебя самого, от того, как ты будешь его использовать.

«Нация любого человека определяется не его генами, а его родным языком» — вот такую высокую оценку нашему языку дал составитель русского словаря В. Даль. А словарь — это свод правил как надо правильно говорить и писать слова. Русский народ очень тщательно соблюдают эти правила. И в этом причина развития и процветания этого языка без особых изменений.

Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать, уважать культуру других народов. Чтобы знакомить современных школьников с другими народами, нужно знать свою национальную культуру, изучать культуру других народов и бережно относится к ним [1; с.27].

Любой человек не может жить без родного языка, ведь он на нем говорит, думает, пишет, радуется, грустит, видит сны. Вся душа связана с ним. Поэтому русский язык — самый родной язык, это народное богатство, святыня!

И сохранение родного языка становится главной задачей, важным считается отношение к родному языку в семье, а также в образовательном учреждении.

Литература:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева: программа. Учебное методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Земляков А. Е. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и современная школа. — Чебоксары, 1994.
  3. Гасанова У. У. Родной язык в поликультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 398–399.
  4. Мартынова М. Ю. К вопросу о родных языках российских школьников // Известия СОИГСИ. 2018. № 30 (69). С. 73–82.


Ключевые слова

традиции, родной русский язык, ценности народа, сохранение русской культуры

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе православных традиций, которые призваны содействовать росту уникального потенциала отечественной культуры и образования, сохранению и развитию национальны...

Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста

Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества, в духовно-нравственном воспитании учащи...

Армянские традиции воспитания детей

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории, но и как с...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе православных традиций, которые призваны содействовать росту уникального потенциала отечественной культуры и образования, сохранению и развитию национальны...

Значение пословиц в духовно-нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста

Целью данной статьи является воспитание молодого поколения продолжателями нашей национальной культуры, а также в ней речь идет о значении пословиц, как неразрывной части узбекского устного народного творчества, в духовно-нравственном воспитании учащи...

Армянские традиции воспитания детей

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории, но и как с...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Задать вопрос