Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Родной (русский) язык как средство сохранения культуры, традиции, истории народа

Научный руководитель
Русский язык
11.01.2023
6429
Поделиться
Библиографическое описание
Плаксина, В. П. Родной (русский) язык как средство сохранения культуры, традиции, истории народа / В. П. Плаксина, И. А. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3321/.


Родной (русский) язык как средство сохранения культуры,

В статье говорится о родном (русском) языке, проблемой которого стало сохранение народной культуры, традиций, приобщение молодежи к сохранению и трансляции культуры, истории народа.

Ключевые слова: родной русский язык, традиции, ценности народа, сохранение русской культуры.

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

Лев Николаевич Толстой

Самая большая ценность народа — язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Личность ребенка развивается путем приобщения его к истокам родного языка, поэтому актуальной проблемой современности становится — проблема сохранения национальностей и культуры малых народов.

Современное общество в ситуации перманентной трансформации меняет условия жизни и сознание людей, внося существенные коррективы в социальное мышление. Мир сегодня стал информационно единым.

Как известно, с древних времен люди испытывают потребность в общении, необходимости выражать свои мысли, чувства, эмоции, а также передавать накопленные знания из поколения в поколения. Возможно ли это без родного языка? Нет! Ведь именно речь каждого из нас говорит о том, что мы способны мыслить, размышлять, познавать и оставлять что-то после себя.

Каждый народ имеет свой собственный язык, а значит, заслуживает право на существование. И хотим мы того или нет, но у каждого из нас свой, родной именно ему, язык. Он не просто показывает и раскрывает личность конкретного человека, он — колорит и диалект целого народа.

Без языка, нет нации! Без языка, нет страны! Без языка, нет государства! Поэтому родной язык для нас является самой высшей ценностью. И для большинства, живущих на территории Российской Федерации, родным является — русский язык. Именно он наполнен синонимичностью, образными оборотами речи и в тоже время мелодичностью.

Родной язык — это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений. Родной язык считают основой национального языка, духовно-национальной культуры, поэтому в наше время необходимо относится к нему с пониманием и уважением [4; с.12]. Наши связи с прошлым и настоящим традиционной культуры должны поддерживаться, для естественного развития общества. Если они оборвутся, то снизится развитие национальной культуры [1; с.23]. Поддерживать эти связи — наша задача и народов современной России.

Детство — время, когда возможно искренние погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В настоящее время, люди очень редко вспоминают культурные традиции своих предков. Поэтому развитию социально-коммуникативных, физических, познавательных, речевых, художественно-эстетических навыков детей послужит приобщение их к истокам народной культуры. Духовное начало заложено в каждом человеке. Именно поэтому ребенок развивается путем передачи ему культурного наследия, развиваются человеческие отношения, устанавливаются определенные нравственно-патриотические позиции и идет определенная мера общего развития [1; с.24].

Выделяют следующие шаги распространения родного языка:

– многоязыковое образование;

– знакомство с языками и культурными традициями;

– взаимопонимание и терпимость в диалоге.

Каждый язык имеет собственное выражение, которое выражает менталитет и обычаи народа. Для человека отражением окружающего его мира становится язык, культуры, которую создал человек и хранит ее из поколения в поколение. Язык также считают орудием познания, определяет его поведение, мировоззрение, он характеризует своего носителя. По-другому говоря, язык формирует представителя народа как личность, формируя его национальный характер [3; с.9]. В наше время родной язык считают базовым условием сохранения национальной культуры и его компонентов:

– устное народное творчество;

– народные песни;

– литература.

Но не стоит забывать, что сегодняшний ученик — ученик другого мышления и склада ума: он сам может рассказать то, о чем мы можем и не знать, дать толкование или же знать, где, как и с помощью чего найти ответ на любые проблемы. Отсюда и новая цель образования — формирование самодостаточной самостоятельной личности, способной осмыслить возникшую проблему, найти пути ее решения, выбрать способы реализации поставленной цели, что в конечном итоге позволит новому ученику познать мир и себя в этом мире [2; с.36]. Личность с активной жизненной позицией — вот к чему стремится новая система образования.

Модернизация и информатизация — шаг в будущее, направленный на перспективность системы образования.

Величие русского языка известно во всем мире. Но удивительно богатство, практичность и нежность, мягкость и прямота, четкость и ясность, острота и точность нашего родного русского языка. Своим родным языком можно любого человека пожалеть, а можно и врага усмирять. Это все только зависит от тебя самого, от того, как ты будешь его использовать.

«Нация любого человека определяется не его генами, а его родным языком» — вот такую высокую оценку нашему языку дал составитель русского словаря В. Даль. А словарь — это свод правил как надо правильно говорить и писать слова. Русский народ очень тщательно соблюдают эти правила. И в этом причина развития и процветания этого языка без особых изменений.

Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать, уважать культуру других народов. Чтобы знакомить современных школьников с другими народами, нужно знать свою национальную культуру, изучать культуру других народов и бережно относится к ним [1; с.27].

Любой человек не может жить без родного языка, ведь он на нем говорит, думает, пишет, радуется, грустит, видит сны. Вся душа связана с ним. Поэтому русский язык — самый родной язык, это народное богатство, святыня!

И сохранение родного языка становится главной задачей, важным считается отношение к родному языку в семье, а также в образовательном учреждении.

Литература:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева: программа. Учебное методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Земляков А. Е. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и современная школа. — Чебоксары, 1994.
  3. Гасанова У. У. Родной язык в поликультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 398–399.
  4. Мартынова М. Ю. К вопросу о родных языках российских школьников // Известия СОИГСИ. 2018. № 30 (69). С. 73–82.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
родной русский язык
традиции
ценности народа
сохранение русской культуры

Молодой учёный