Создание интерактивной игры-викторины «Дяличи» для развития и сохранения традиционной культуры эвенков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Габышева, Татьяна. Создание интерактивной игры-викторины «Дяличи» для развития и сохранения традиционной культуры эвенков / Татьяна Габышева, О. С. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5.1 (57.1). — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/2987/ (дата обращения: 19.12.2024).



Введение

Обоснование актуальности проекта

Актуальность этнического воспитания в современной жизни вызвана необходимостью развития национальной эвенкийской культуры, формированием национального самосознания, освоением детьми родного языка и культуры, истории малой Родины и традиций предков. Любовь к своему родному языку, к Родному краю, конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, работа во благо своей Родины — это очень важно. Любить и жить в своем наслеге, общаться на своем родном языке, соблюдать традиции и обычаи, делать все, чтобы родной язык и традиции сохранились. Жить за пределами своей малой Родины, но продолжать любить и прославлять ее.

Проблема проекта Чем интересна эта тема и чем проблемна? Во-первых, традиции и обычаи эвенков уходят корнями в древность, сохраняя свою основу, по сей день, во-вторых, несмотря на влияние соседних культур, традиции и обычаи сохраняют свою самобытность. Возможно ли создать интерактивную игру-викторину для сохранения культуры и традиций эвенков?

Цель: создать интерактивную игру-викторину для сохранения культуры и традиций эвенков села Тяня.

Задачи:

1) Изучить быт, культуру, традиции и обычаи эвенков села Тяня

2) Выявить роль викторины в развитии личности младшего школьника.

3) Обучиться навыкам работы с программой PowerPoint.

4) Разработать правила игры, категории, вопросы, ответы в программе PowerPoint.

5) Провести внеурочное мероприятие в 4 классе.

Объект исследования: традиционная культура и обычаи эвенков села Тяня.

Гипотеза : мы считаем, что за период своей истории эвенки подверглись влиянию таких соседних народов как, якуты (саха), русские и др. Они заимствуют многие элементы из культур соседних народов, и соответственно растворяются среди соседних народов, в результате чего забываются традиционная культура и обычаи эвенков.

Метод исследования : изучение материалов в сети Интернет, наблюдение, эксперимент.

Практическая значимость интерактивной игры-викторины заключается в том, что она может использоваться на уроках по краеведению в начальных классах в общеобразовательных школах.

Новизна исследования состоит в том, что впервые создана интерактивная игра-викторина для сохранения традиционной культурыи обычаев эвенков села Тяня.

Дорожная карта проекта

Этапы работы над проектом

Сроки

1. Выбор темы проекта. Обоснование актуальности и проблемы проекта.

Август 2021

2. Подбор литературы для работы над проектом.

1–15 сентября 2021

3. Определение цели и задач проекта.

16–30 сентября 2021

4.Изучить быт, культуру, традиции и обычаи эвенков села Тяня

1–15 октября 2018

5. Выявить роль викторины в развитии личности младшего школьника.

16–31 октября 2021

6. Обучиться навыкам работы с программой PowerPoint.

1–10 ноября 2021

7. Разработать правила игры, категории, вопросы, ответы в программе PowerPoint.

11–30 ноября 2021

8. Провести внеурочное мероприятие в 4 классе МКОУ «Тянская СОШ им И Н Кульбертинова»

2 декабря 2021

1.Теоретическая часть.

1.1. Культура и традиции эвенков села Тяня.

Эвенки села Тяня Олекминского района живут рядом с якутами и русскими, поэтому и говор их подвергся влиянию якутского и русского языков. Родным языком к настоящему времени владеет незначительная часть эвенкийского населения — в основном люди пожилого возраста.

Материальная культура и традиции эвенков были тесно связаны с кочевым образом жизни. Основными занятиями этого народа до сих пор остаются оленеводство, охота, рыболовство. Бытовые принадлежности эвенков были приспособлены к кочевому образу жизни и выполнены из подручных материалов. Поэтому большинство тянских эвенков мастерски умеют обрабатывать древесину, бересту, рога, кости, кожу и шкуры.

Летние одежда и обувь эвенки шили из сукна и замши, зимние — из оленьих шкур.

Наряд мужчины состоял из ноговиц, набедренника, нагрудника и распашного кафтана. Женские нагрудники и кафтаны украшали полосками из шкур, конским волосом и металлическими элементами [5].

В селе Тяня живут потомственные мастерицы по изготовлению национальной эвенкийской одежды. Трынкина Капитолина Егоровна, Николаева Розалия Егоровна, Николаева Наталья Валерьевна, Заровняева Анастасия Климовна. Они владеют способами и приемами выделки и обработки кожи и шкуры животных, мехов пушных зверей. Имея многолетний опыт в искусстве орнаментации, создают неповторимые, уникальные мотивы, в которых отражается вся культура эвенкийского народа. Мастерицы научили своему искусству дочерей, а они, в свою очередь, передают свой опыт и умение молодому поколению [4].

В таежной среде села Тяня строго выполняются все запреты одё — правила поведения эвенков так как они верят, что душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных.

Некоторые хищники из-за своей свирепости тоже заслужили у охотников-эвенков отдельных культов. С особым трепетом тянские охотники относятся к медведям, считается, что медведи понимают человеческую речь. А потому и обращаться к хозяевам тайги нужно уважительно.

Из охотничьих правил наиболее строго соблюдаются правила и выполняются обряды, связанные с промысловыми животными. Так, добыв медведя, тянские эвенки разделывают его по суставам только ножом и произносят: «Это не мы тебя, дедушка, тревожим, а муравьи кусают тебя». Когда едят мясо, говорят: «Кук», подражая ворону, давая понять тем самым медведю, что его убили вороны. Охота на медведя и все последующие обрядовые действия вместе напоминают своеобразную театральную постановку, в которой роли и порядок действий должен соблюдаться неукоснительно. Нельзя нападать на спящего медведя. Убивают только, разбудив хозяина тайги, когда он вылезет из берлоги.Поскольку эвенки считают своим предком медведя и называют его дедушкой, они не выбрасывают кости съеденного медведя, а складывают в специальный лабаз на высоте двух метров от земли — то есть, как бы хоронят по такому же обычаю, как в древности хоронили людей [6].

У эвенков села Тяня, содержащих оленей сохранились и бытуют практически все распространенные эвенкийские обряды, связанные с оленем. В каждом стаде есть олень-сэвэк, призванный сохранять поголовье. Такого оленя не используют для езды, на него можно грузить только семейные и родовые фетиши — амулеты и предметы для выполнения обрядов. У оленей наиболее важных в структуре стада собирают подшейный волос и хранят в одном месте. Считается, что это так же помогает сохранить поголовье, предохраняет от потерь.

Эвенки обожествляли огонь и представляли дух огня в виде старушки. Они сохранили обычай кормления огня, когда после приготовления пищи в огонь надо бросить лучший кусок. Вероятно, такой обычай возник в незапамятные времена из-за своего благотворного влияния в холодное время года, что привело к появлению представлений об огне, как о добродетельном существе. Так, например, нельзя оставлять нож, иглу острием к огню, нельзя плевать, ругать, лить смолу, воду, а также колоть вблизи дрова и разделывать убитых животных [3].

Любимый праздник эвенков — Бакалдын. Это эвенкийский Новый год, который по обычаю эвенки встречали не 1 января, а после долгой зимы — в самом начале лета. В это время соседствующие роды собирались в одном стойбище и целую неделю обсуждали, кто как перезимовал. А также шесть ночей подряд танцевали Косегор, Дэвэйдэ, Ехарио [2].

Со временем Бакалдын переродился в праздник встреч. Обычно в селе Тяня проходит в марте один день на реке устраивают стойбище, начинают с обрядов встречи солнца и очищения (всех гостей окуривают дымом можжевельника, после чего они должны пройти через расщеплённое дерево-чичипкан). Потом местные жители угощают гостей национальными блюдами, проводятся спортивные состязания и хороводы.

1.2. Викторина как средство развития познавательного интересамладших школьников на уроках краеведения.

Занимаясь по школьной программе, дети получают много информации. Но простого получения информации явно недостаточно для развития интеллекта современного школьника. Его необходимо увлечь. А сделать это можно через развлечение. Один из таких видов полезных развлечений — проведение тематических викторин для школьников.

Викторина — игра, в процессе которой участники должны ответить на ряд вопросов, обычно объединённых общей тематикой. При этом правила игры, способ определения победителя и вознаграждение оговариваются заранее. Викторина является мощным инструментом обучения для младших школьников, позволяя получать знания в игровой форме.

Умственные способности школьника развиваются благодаря не только учёбе, но и интеллектуальным соревнованиям. Школьные викторины развивают логическое мышление, мыслительные способности, эрудированность. Обычно вопросы для использования в игре подбираются исходя из школьной программы или с учётом тематики предполагаемого мероприятия. Можно организовать как узкоспециализированные викторины, так и викторины, охватывающие различные области знаний.

В начальной школе учение становится ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Главную роль в этой деятельности теперь играет личная заинтересованность школьника, его мотивация. Очень важно сформировать у ребёнка познавательный интерес как одну из важнейших слагаемых учебной мотивации. Краеведческий материал как никакой другой даёт учителю большую возможность развивать познавательный интерес. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы. других народов, других людей. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины. От близкого, знакомого, родного ребёнок продвигается к неизведанному новому, которому ещё предстоит стать близким, родным. Развивая познавательный интерес, активность и самостоятельность на материале краеведения, мы воспитываем думающего, гармонично развитого человека — гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе.

Удивление и любопытство обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание. Поэтому очень важно на уроке удивлять ребёнка, приложить всё своё умение, воздействовать на эмоции и чувства ребёнка, воздействовать на все его анализаторы

Викторина — это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Викторины можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование викторины при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить краеведческие знания и умения младших школьников.

Викторины должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков, ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая вопросы с программным материалом по краеведению, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.

Познавательные викторины требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности, развивают внимание, зрительную память.

Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

С целью повышения познавательной активности и интереса у учащихся викторина может быть проведена в форме путешествия, соревнования, игры, эстафеты, устного журнала.

Таким образом, создавая благоприятные условия для развития познавательного интереса у младших школьников, на практике убедилась в том, что викторины играют немаловажную роль [1].

2.Практическая часть работы

2.1.Описание проектного решения

Мы разработали правила игры, задания и вопросы для игроков путем долгого корректирования, изучения материалов о традициях, культуре и быте эвенков села Тяня.

Идея игры. Игра состоит из пяти категорий (см.Приложение 1)и рассчитана на двух и более участников. На каждом слайде (категории игры) размещаем фотографию, в которой изображены иллюстрации по теме. Затем «прячем» фотографию под прямоугольниками, которые нумеруем. В процессе игры участник называет цифру прямоугольника, «кликает» по нему «мышкой», и фрагмент рисунка становится виден. Задача игрока — ответить на вопросы по категориям. Если игрок этого не угадал, то следующий шаг (открывание квадратика с цифрой) переходит к игроку другой команды.

В нашу игру могут играть учащиеся начальных классов. Цель игры: ответить на вопросы по категориям и набрать наибольшее количество очков.

Задачи игры:

  1. Воспитание у детей уважение к культуре, быту, обычаям и традициям эвенкийского народа.
  2. Расширение словарного запаса: эмкэ, кумалан, авса, муручун, батан,а, муннукан, туксаки, асиктакан, эне, нинакин, умук,иманна, тугэни, бега, дылача, муннукан, Моты, Багдама, Иргичи, Илан, Олло, дыгин, алагумни, бадялаки, качикан, мирэ, коколло, егин, гудей, гиркиитд.
  3. Расширить знания детей о эвенках — героях Великой Отечественной войны.

В каждой категории по 5 вопросов от 10 до 50 баллов.

Каждый игрок выбирает категорию и номер вопроса. Чем сложнее вопрос, тем больше очков. Игроки по очереди отвечают на вопросы.

Категории игры:

 Предметы быта эвенков.

  1. Как называется детская люлька (колыбель) из дерева или бересты?-Эмкэ (Бээ) -10 баллов.
  2. Как называется коврик, сшитый из небольших кусков оленьего меха?-Кумалан-20 баллов.
  3. Как называется коробка для женского рукоделия с твердой (чаще берестяной) основой, обтянутая ровдугой.-Авса-30 баллов.
  4. Как называется шкатулка для хранения святынь семьи и рода?-Муручун -40 баллов.
  5. Как называется вьючная сумка, в которой перевозили продукты и вещи?- Батан,а-50 баллов.

 Загадки (Тагивкар).

  1. «Дюганидусинарин, тугэнидубагдарин»- Туксаки -10 баллов.
  2. «Тугэничулама, дюганичулама»- Асиктакан -20 баллолв.
  3. Н,исиндуикэнмэикэдерэн,
  4. Н,исиндунимнакрвэулгучэндерэн,
  5. Н,исиндуанивурваанидяран,
  6. Н,исинэвэсоматаявдерэн?- Эне -30 баллов

 Традиции, обычаи эвенков

 Гордость родины

Анаграммы

2.2. Процесс работы в программе PowerPoint .

  1. Титульный слайд. На титульном слайде лучше всего разместить название игры.

  1. Кнопка перехода. К каждой кнопке перехода прикрепляем гиперссылку на соответствующий слайд, добавляем анимацию и эффект триггера.

  1. Этапы игры. Создаём нужное количество слайдов согласно числу категорий и вопросов в викторине. На каждом слайде размещаем фотографию, изображающую предметы быта эвенков, например. Затем помощью эффектов анимации и триггеров задаём нужный эффект«прячем» фотографию под прямоугольниками, которые нумеруем. С «открывания» объекта.

  1. Ответ. На каждый слайд нужно добавить название предметов быта, например, которое при нажатии на кнопку будет появляться на экране. Так участники смогут узнать правильный ответ.

  1. Завершение викторины. За каждый правильный ответ начисляются баллы. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. В качестве символического приза на финальный слайд можно добавить изображение диплома или анимацию с поздравлением победителя.

Заключение.

В заключении хочется отметить,что цель — создание интерактивной игры-викторины для сохранения культуры и традиций эвенков– достигнута. В нашу игру можно играть с большим интересом, что было опробовано и подтверждено на учениках 4 класса.

Ученики увлеченно играли в нашу интеллектуальную игру во внеурочное время. В течение игрыучащиеся проявляли высокую активность и инициативу в решении поставленных задач.

Я полагаю, что все учащиеся смогли расширить имеющиеся знания о родном крае, его традициях и культуре.

Я надеюсь, что наша игра-викторина поможет всем желающим улучшить свои знания по культуре и быте эвенков, а также сохранить обычаи и традиции. В перспективе было бы интересно создать еще больше интересных интерактивных игр для сохранения культуры и традиций эвенков.

Литература:

  1. Викторина как средство развития познавательного интереса: https://infourok.ru/viktorina-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-796862.html
  2. Олекминские эвенки: статистическое, историко-культурное исследование:https://cyberleninka.ru/article/n/olekminskie-evenki-statisticheskoe-istoriko-kulturnoe-issledovanie
  3. Уроки истории:https://school1208.ru/raznoe/evenki-narod.html
  4. Научно-методический журнал для учителей, педагогов образовательных учреждений коренных:https://davaiknam.ru/text/nauchno-metodicheskij-jurnal-dlya-uchitelej-pedagogov-obrazova-v7-page-5
  5. Олекминские эвенки Якутии в системе промышленного освоения Севера в XIX-XXI веках: https://cyberleninka.ru/article/n/olekminskie-evenki-yakutii-v-sisteme-promyshlennogo-osvoeniya-severa-v-xix-xxi-vekah
  6. Олекминские эвенки: статистическое, историко-культурное исследованиеhttps://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:12612:14473127


Похожие статьи

Конспект музыкально-театрализованного занятия в форме квест-игры для детей средней группы по теме «Путешествие в осенний лес»

Конспект музыкально-театрализованного занятия в форме квест-игры для детей подготовительной группы по теме «Волшебное путешествие в осенний лес»

Конспект игровой викторины «Знатоки казачьей одежды» для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет)

Конспект интерактивного спектакля в младшей группе с участием родителей на тему «Ранней весной»

Конспект квест-игры на тему «Формирование у дошкольников основ экологической безопасности»

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Приобщение к истокам национальной культуры народов, проживающих в Астраханской области, на уроках русского языка и литературы

Сценарий квест-игры «Станция ЗОЖ» для совместной деятельности родителей и детей подготовительного возраста

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры»

Похожие статьи

Конспект музыкально-театрализованного занятия в форме квест-игры для детей средней группы по теме «Путешествие в осенний лес»

Конспект музыкально-театрализованного занятия в форме квест-игры для детей подготовительной группы по теме «Волшебное путешествие в осенний лес»

Конспект игровой викторины «Знатоки казачьей одежды» для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет)

Конспект интерактивного спектакля в младшей группе с участием родителей на тему «Ранней весной»

Конспект квест-игры на тему «Формирование у дошкольников основ экологической безопасности»

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Приобщение к истокам национальной культуры народов, проживающих в Астраханской области, на уроках русского языка и литературы

Сценарий квест-игры «Станция ЗОЖ» для совместной деятельности родителей и детей подготовительного возраста

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры»

Задать вопрос