«Народ, который не знает своей культуры и истории — презренен и легкомыслен»
Н. М. Карамзин
История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны, пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство.
Культуру Руси можно сравнивать с величавым деревом, крона которого имеет тысячи листьев, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Ещё А. С. Пушкин в письме к П. Я. Чаадаеву писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков» [1, с 105,106].
Патриотизм — это чувство любви к Родине. Россия — родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусство, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность [1, с. 5].
Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, всё больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили, в какие игрушки играли наши прапрабабушки, как был устроен быт наших предков. «Погружение» в мир отечественной культуры при изучении данной темы представляет учащимся возможность осознать себя в традиции; формирует у него целостную картину мира; знакомит с элементами материальной и духовной культуры, жизненным укладом русского народа, развивает навыки поисковой, исследовательской деятельности.
Государственные стандарты второго поколения ставят перед нами ряд важнейших задач. Одна из них – формирование у детей ценностного отношения к Родине, к её культурно — историческому прошлому, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, воспитание духовно — нравственной личности.
Всё выше сказанное определяет актуальность и выбор темы нашего долгосрочного исследования «Как люди жили в старину», защиту которой мы вот уже шестой год представляем на районном конкурсе исследовательских и творческих проектов детей младшего школьного возраста «Я — исследователь». Составили план, в который включили темы, являющиеся предметами исследования:
1. 2012 г. — «Строительство русской избы»
2. 2013 г. — «Утварь и убранство русской избы»
3.2014 г. — «Русский костюм»
4. 2015 г. — «Куклы наших прапрабабушек»
5. 2016 г. — «Русский самовар»
6. 2017 г.- «Народный фольклор»
7. 2018 г. — «Русская тройка»
8. 2019 г. — «Праздники и обряды»
Главной целью нашего исследования является изучение традиций и обычаев русского народа, приобщение к истокам русской культуры. Достижение поставленной цели требовало решения таких задач, как изучения материала по различным источникам, познакомиться с технологией изготовления старинных кукол, особенностями строительства русской избы, с особенностями конструкции крестьянской одежды и русского самовара, выяснить какой утварью люди пользуются до сих пор и защита проекта на районном конкурсе молодых исследователей. Также основной задачей являлось изготовление некоторых старинных кукол, самовара, а также для практического применения на уроках изготовление брошюр и толковых словарей.
Мы кратко опишем из того, что изучили по теме исследования.
Строительство русской избы. Строительство начиналось с валки леса. Во время укладки первого венца избы проводили обряд жертвоприношения курицы или барана. Под брёвна первого венца укладывали деньги, шерсть или зерно — символы богатства и семейного тепла. Много терпения требовалось, чтоб возвести крышу. Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня. Считалось, что это священное животное оберегало дом. Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе, иногда в два этажа, со светёлкой. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», — так считали наши предки. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки.
Утварь и убранство русской избы. Русскую избу трудно было представить без многочисленной утвари, которая накапливалась десятилетиями. По словам Владимира Даля в русской деревне утварью называли «всё движимое в доме». Утварь — эта посуда для заготовки и хранения пищи и одежды. В русской деревне употреблялась в основном деревянная, гончарная утварь, а также изготовленная из бересты, соломы, корней сосны. Для праздничного убранства избы использовались рушники — полотенца из белой ткани чаще домашнего производства. Во внутреннее убранство русской избы входило тёплое и холодное помещение, имелся бабий кут, красный угол. Избам придавали черты человека: лицо — передняя часть избы, очи — окна, чело — верхняя часть под крышей. В ходе изучения утвари и внутреннего убранства русской избы мы поняли, что дом в жизни человека имеет большое значение. С дома начиналась жизнь человека.
Русский костюм. Каждый знает, что портной — это человек, который шьёт одежду. А вот почему его называют? А потому, что в древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Многие столетия портными были только мужчины. Крестьяне умели не только ткать грубое сукно, они сами кроили и шили одежду. Простой люд стремился украсить себя, и в народе было придумано много способов окраски тканей. Краску делали, используя разные растения зверобой, василёк, чернику, кору ольхи и многие другие. Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шёлка, доходившей до колен. Нарядные рубахи вышивали шёлком или золотом. Считалось, что вышивка — «оберег» предохраняла, оберегала. Мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был кафтан. Иногда под кафтан надевали зипун. У женщин главной частью одежды была сорочка, сшитая из холста. Поверх сорочки надевали сарафан. До того как появились юбки, они носили понёву. Обязательным атрибутом и мужской, и женской одежды был кушак, символ благосостояния.
Куклы наших прабабушек. В старину дети играли в игрушки, которые для них из природных материалов делали взрослые. Игрушки — куклы и животные изготовлялись из соломы, дерева, шишек, мха. Кукол могло быть у девочек очень много — больше 70. Каждая девочка берегла свои куклы, и, когда вырастала, передавала их своим детям. Кукла — это образ человека, как в зеркале люди могут увидеть себя. Для разных случаев делали разных кукол: при рождении ребёнка — нянюшку, на свадьбу — жениха и невесту, отдельную куклу делали для сохранения домашнего очага. Тщательно подбирали ткани для будущей куклы: красный — солнце, огонь; жёлтый — божественный цвет, тепло; зелёный — здоровье, молодость. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребёнку.
Русский самовар. Самовар — неотъемлемая часть самого дома, передавался из поколения в поколение. На Руси его называли сбитенники, так как самым любимым напитком на Руси был сбитень, приготовленный из мёда и пряных трав. Русский самовар ценили по весу. Первое время самовар изготавливали вручную. Процесс был сложным. Самовар никогда не был просто предметом быта, а всегда занимал почётное место в центре стола и даже жизни русских людей. Когда семья собиралась переезжать или отправлялась в дальнее путешествие, в повозку первым делом укладывали именно самовар. Самовар является символом России.
Рис. 1. Количество семей, сохранивших старинную утварь
На одном из этапов каждого исследования были проведены опросы учащихся школы и педагогов: «Знаете ли вы из чего делали куклы прошлого?», «Какую старинную утварь вы знаете?», «В какую одежду одевались люди прошлого?», а также был проведён опрос среди населения села Заречный: «Есть ли у вас самовар и пользуетесь ли вы им?», «Какая старинная утварь у вас есть?» (рис.1). По итогам опросов можно было выяснить, что у многих жителей нашего села есть самовар и некоторые из них им пользуются, собираясь всей семьёй, у многих семей сохранились горшки, деревянные ложки, сундуки, ухват, лукошко и в каждом доме есть кочерга, в отличии от учащихся, взрослые знают большую часть старинной русской одежды и знают из чего делали старинные куклы. Также учащейся были изготовлены из ткани старинные куклы «столбушка», «нянюшка», куклы из дерева и сучков, соломы (рис. 2). Из солёного теста был изготовлен самовар (рис. 3). Для практического применения на уроках были выпущены брошюры «Технология изготовления куклы «Нянюшка», технология изготовления куклы «Столбушки», словарь терминов устройства самовара, толковые словари «Старинная утварь» и «Старинная русская одежда».
Вывод: Работая над темой нашего исследования, мы соприкасаемся с историей своего народа развиваем личностную культуру, как основу любви к Родине.
Рис. 2. Изготовление кукол «Столбушка», «Нянюшка», куклы из дерева и сучков, соломы
Рис. 3. Самовар из соленого теста
Литература:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры /Князев О. Л., Маханева М.Д.//Учебно-методическое пособие. 2 –е изд., 1998.
- О жизни, быте и нравах русского народа /Костомаров Н.И., Забелин И. Е., АО «Учебная литература», 1996.
- Проектная деятельность: родители и дети / Захарова М. А., Костина Е. В.,2010.