Мирная культура средиземноморских островов
Средиземное море. Кто о нём не слышал? Это прекрасные пляжи, жаркое южное солнце, глубины хранящие тайны множества кораблекрушений, затопленных городов и сокровищ. Само по себе это море уникально в географическом смысле. Эти огромные водные пространства буквально замкнуты между берегами Северной Африки и изрезанными берегами Европы. И только Гибралтарский пролив шириной всего в 14 км в своём самом узком месте соединяет море с Атлантическим океаном.
Но не только этим интересно Средиземное море. На его многочисленных островах, изолированных от всего остального мира, развивалось множество интереснейших культур. Это море было настоящим оазисом цивилизаций древнего мира. На берегах Средиземного моря рождались великие государства Древнего Рима и Греции, но если мы окунёмся вглубь веков, там мы встретим мало кому известные островные культуры, от которых не осталось практически ничего. Культуры, которые существовали за несколько тысячелетий до так называемой Древней Греции! И тем не менее их развитие того времени поражает, несмотря на то, что они не знали ни обработки металлов, ни лошади, ни многих других плодов общечеловеческой цивилизации. Если мы отправимся на остров Сардиния, мы встретим множество циклопических строений, таких как «Монте д’Аккоди» (Сардинский зиккурат), «Гробницы гигантов» и «Домус-де-Джанас» (дома фей), Балеарские острова встретят нас могучими «Талайотами» (мегалитические постройки), а на Мальте мы увидим уникальные храмы в форме четырёхлистного клевера, поражающие своими размерами и техникой исполнения. Эти постройки говорят о некогда кипевшей жизни на островах Средиземноморья, но они уже давно пусты. Кроме того, многие из них пустовали, когда древние греки только начинали осваиваться в своих полисах! О жителях этих островов никто не упоминает, они остались лишь в мифах и легендах. Даже остров Крит — колыбель некогда влиятельной Минойской цивилизации, и тот имеет свою мифическую историю. Это один из немногих островов, на которых возникла ранняя письменность, но критские иероглифы до сих пор хранят эту тайну.
Изучая эти немые свидетельства некогда древней культуры Средиземноморья, мы лишь можем на основе находок на этих островах судить об их жизни. Ни на одном из островов не было крепостных стен, защитных рвов и даже оружия. А зачем они были нужны? Ведь водная гладь была отличной защитой в то время. И так было примерно до начала 2 тыс. до н. э. Жители островов мирно обитали на островах и развивали свои культуры, не нуждаясь в доспехах и оружии. Это был настоящий рай с тёплым климатом, богатой морской живностью. И может быть, не зря в греческой мифологии были созданы мифы об «Островах блаженных» на дальнем западе, где некогда жили их предки, не нуждаясь ни в чём.
Но всё это не значит, что жизнь на островах была абсолютно замкнутой, и не существовало никакого обмена. Одно то, что эти люди как-то попали на эти острова, означало, что они были хорошими мореплавателями (по крайней мере, в пределах Средиземноморья). Следуя от одного острова к другому, эти мирные торговцы, колонизаторы или путешественники оставляли свои следы, идентичные на многих островах. Эти маркеры — символы, единственное, что даёт судить о некой общности или преемственности культур островов. Причём, многие из них настолько древние, что отражают в себе самое начало формирования человеческого мировоззрения. Что же несут в себе эти символы? И можем ли мы говорить о том, что за тысячу лет до возникновения цивилизаций Шумера и Египта в Средиземном море существовала своя самобытная и очень распространённая культура, чей символизм и его значение положили основы последующим культурам.
Кардиальная керамика
Примерно в 6 тыс. до н. э. отважные мореплаватели, которые предположительно жили раньше где-то на побережье Восточного Средиземноморья отправились покорять морские просторы. Они волной охватили всё европейское побережье, и первые достигли самых западных островов, принеся с собой керамические изделия. Эти изделия отличались тем, что до того, как высушить на них наносили отпечатки раковин двустворчатых моллюсков, известных как Кардиум (Кардий). С их помощью они делали замысловатые узоры на кувшинах и горшках. В современной науке эта древнейшая культура получила название Импрессо (или культура Кардиальной керамики). О ней мало что известно, кроме того, что это была культура земледельцев, и они уже успели одомашнить коз, овец и коров. Единственная отличительная черта — кардиальная керамика, которую находят археологи в огромном регионе Средиземноморья начиная от Балканского полуострова, заканчивая Балеарскими островами и побережьем Испании.
Кардиальная керамика
Раковины кардиума были первыми инструментами этих древних художников. И что как не эти раковины, послужили толчком к началу общего символизма Средиземноморья. Из более поздних источников греко-римского периода мы узнаём, что двустворчатые раковины использовались в обрядах погребения, как символ воскрешения в загробной жизни. Этот символ, будучи простым инструментом, стал олицетворяться с воскрешением не просто так. Кроме всего прочего раковины символизировали женский половой орган и в связи с этим рождение — новую жизнь и соответственно великую Богиню-мать, которая имела огромнейшее значение в мифах большинства народов не только Европы, но и всего мира. Как мы увидим дальше, развитие культур Средиземноморья, где была распространена кардиальная керамика, в связи с этим, имеет многие другие общие сакральные символы.
Спиралевидные узоры илабиринты
Если мы посмотрим внимательно на подушечки наших пальцев, то заметим на них ещё один типичный для доисторического Средиземноморья символ. Во второй половине 6 тыс. до н. э. кардиальный рисунок на керамике культуры Импрессо неожиданно вырождается. Культура Средиземноморья развивается, меняется, и на сосудах возникают странные вихревые узоры, всё больше и больше приближающиеся к спиралям, подобным тем, что оставляют отпечатки пальцев. Одни из самых ранних спиралевидных узоров встречается на территории Греции в неолитическом поселении Сескло. Это одно из первых крупных поселений в Европе, и мы с уверенностью можем считать, что в период появления спиралевидных узоров на керамике культура Средиземноморья ступила на новый уровень развития. Начали возникать каменные постройки, большие поселения, сменившие сезонное жильё на постоянные дома с крепкими каменными фундаментами.
Мы уже упоминали, на что похожи спиралевидные узоры. И действительно древние художники, которые жили в пещерах, оставляли на их стенах отпечатки своих ладоней и пальцев. Это примитивное искусство могло заложить основу символизма на островах в Средиземном море. В более позднее время в символе закрученной спирали видели солнечный диск, свернувшуюся змею, закрученные стебли растений и многое другое. Но если мы вспомним о культуре Импрессо и о том, что эта культура имела крепкую связь с морем, а среди их первых инструментов для создания узоров на керамике послужили раковины морских моллюсков, то возможно найдём ответ, что за символизм скрывается за этими узорами.
Спиральные раковины, как и двустворчатые, могли натолкнуть этих древних людей на новые идеи. Спирали издревле связывали с движением жизни, Вселенной, движением солнечного и лунного светил, вращение звёзд вокруг полярной звезды (а в те далёкие времена полярной звездой была звезда Тубан или Альфа Дракона). С давних времён небесные светила были единственными ориентирами для моряков, отправляющихся в неизвестность. Тогда ещё не было приспособлений, позволяющих определять точное направление, поэтому эти люди поднимали свой взор к небу, чтобы найти путь. А небо было божественным, сакральным символом, как и море. Поэтому не удивительно, что спираль являла собой символ движения самой Вселенной (интересно, что наша галактика также имеет спиралеобразную форму), символ жизни, меняющегося времени. И судя по всему, так часто встречающиеся спиральные раковины натолкнули древних людей на эти размышления.
Этот символ распространился далеко от Средиземного моря. Мы можем найти изображения спиралей по всей Европе и за её пределами. До этого изолированная культура в долине Нила, такое впечатление, впитала в себя частицы Средиземноморской символики. Возникшая ок. 3600 г. до н. э. Герзейская культура (существовавшая до объединения Древнего Египта в единую цивилизацию) проявляет множество сходств с культурой Средиземноморья. До наших дней считается, что Древние Египтяне, несмотря на то, что издревле ходили на лодках по Нилу, не стремились к путешествиям в «Великую Зелень» (так они называли Средиземное море). Первые материально засвидетельствованные контакты с островом Крит датируются примерно XX в. до н. э. в период Среднего царства. Но как объяснить иначе появление сходной символики в более раннее время, как не контактами с жителями Средиземноморья?
Намного позже спирали начали играть ещё более важную роль. Спираль начала обозначать не только движение Вселенной, но и циклы человеческой жизни, рождение и смерть, увядание и воскрешение.
«Спирали, образуемые движением воды, материнской и священной стихии, считались проявлениями жизни Вселенной, которую воспринимали как одушевленное существо; таким образом, спираль — это образ жизни».
И этот образ жизни Средиземноморские цивилизации несли за собой в разные уголки света. Щупальца осьминога, завёрнутые в спираль, очень часто изображавшиеся на Минойской (Крит), а затем Микенской (Греция) керамике, связывались с дождём, громом, водой и морем.
Надписи, имеющие под собой сакральный божественный смысл, оставляли после себя Этруски, жившие в Италии за сотни лет после. Упоминая о спиральных надписях, стоит вспомнить и загадочный, до сих пор нерасшифрованный (в отличие от этрусской надписи) Фестский диск, настолько же неизвестные тартессийские надписи, найденные в Испании. Загадочные спирали мы можем найти по всей Европе до самой Британии и Ирландии на мегалитических сооружениях и в гробницах. Для пришельцев кельтов спираль оставалась сакральным символом и после заката строителей мегалитов. Могло ли это значить, что древние мореплаватели с островов Средиземноморья выходили в Атлантику и достигали этих земель, как после них это делали тартессийцы и финикийцы в погоне за оловом и серебром (многие античные историки рассказывают о том, что они привозили эти металлы из рудников, находящихся за Гибралтарским проливом)? Или они путешествовали по суше? Могла ли эта символика создаваться независимо в разных центрах — этого точно тоже нельзя сказать. Но совпадения с тем, что эта символика постоянно встречалась в мегалитических сооружениях и наряду с другими отличительными чертами, о которых речь пойдёт дальше, трудно назвать случайными.
Керамика из Сескло 5 тыс. до н. э.
Герзейская культура. Египет. Ок. 3400 г. до н. э.
Культура Оциери. Сардиния. Ок.3800–2900 до н. э.
Спиралевидные узоры в мегалитиическом храме Таршиен. Мальта. Ок. 2800 г. до н. э.
Фестский диск. Крит
Спираль подталкивает нас к созерцанию другого символа, который стал визитной карточкой Восточного Средиземноморья — лабиринт. По своей сути спираль и есть в каком-то образе символ лабиринта. Однако же если спираль имеет округлую форму, то лабиринт зачастую имеет острые грани (хотя встречаются и спиральные лабиринты) и напрямую связан с неким обрядом, прохождением испытания.
Мы все помним знаменитую легенду о лабиринте Минотавра, связанную с островом Крит (Минойская цивилизация Крита названа в честь мифического царя Миноса, который и содержал Минотавра в лабиринте) и Тесее, отправившемся в лабиринт, откуда нет выхода. В этом сложном испытании ему помогла Ариадна, дав нить, благодаря которой Тесей нашёл путь обратно.
Есть ещё один интересный миф, который повествует нам о бегстве мастера Дедала (построившего тот самый лабиринт Минотавра) от царя Миноса. Все мы помним судьбу Икара, который слишком высоко взлетел к солнцу. Но мало кто помнит о том, что Минос отыскал-таки Дедала на острове Сицилия. И вычислил скрывавшегося от него там мастера, предложив толпе умельцев испытание. Оно заключалось в том, чтобы пропустить нить через спиральную раковину! Только Дедал мог справиться с этим. Он привязал нить к муравью и пустил его в раковину. Так Минос вычислил беглеца.
И снова испытание, снова связь со спиралью жизни и с раковиной. Это говорит о том, что миф несёт за собой определённый сокрытый, понятный лишь немногим смысл. Лабиринты, в своей архитектурной форме, напрямую связаны со спиралями и со Средиземноморской культурой.
Одно из первых изображений лабиринта так же относится к поселению Сескло
Изображение лабиринта. Сескло. 5 тыс. до н. э.
Древнейший построенный лабиринт находился в Древнем Египте и был построен фараоном Аменемхетом III (1853–1806 гг. до н. э.). Его описывает древнегреческий историк Геродот.
«И вот они решили оставить общий памятник, а решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера, близ так называемого Города Крокодилов. Я видел внутри этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. А между тем храмы в Эфесе и на Самосе — весьма замечательны. Конечно, пирамиды — это огромные сооружения и каждая из них по величине стоит многих творений, вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит и эти пирамиды.
В нем двадцать дворов с воротами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая, друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других.
По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать мне их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий, с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход».
Реконструкция лабиринта Аменемхета III
Стоит отметить, что именно в этот период Древний Египет наладил тесный контакт с жителями Крита (египтяне называли их кефтиу). Что послужило причиной создавать подобную постройку, можно понять по рассказу Геродота. Этот лабиринт имел огромное сакральное значение. Нижняя его часть представляла собой усыпальницу, верхняя же храм или дворец. То, что греки называли лабиринтом, представляло собой разветвлённую структуру комнат, лишь отдалённо напоминающую его символический прототип. Но именно такое ощущение складывалось и у Артура Эванса, впервые открывшего миру Кносский дворец. Именно он связал этот дворец с лабиринтом Минотавра, благодаря его сложной и разветвлённой структуре. Мифы оживали, а вместе с ними и сакральное значение символов — спирали и лабиринта.
Кносский дворец с высоты птичьего полёта
И как уже говорилось ранее, спирали очень часто изображались на мегалитических сооружениях, которые, несомненно, стали символом доисторической Средиземноморской культуры.
Мегалитические сооружения
На острове Мальта находится подземное сооружение, записанное в список всемирного наследия. Это Гипогей (в оригинале Хал-Сафлиени). В отличие от лабиринтов Миноса и Аменемхета III оно не полностью создано человеческими руками. В древности эти пещеры были созданы природой, но после появления человека на Мальте, он придал им свою форму. Подземные пещеры с незапамятных времён были жилищами и местами культового значения для древнего человека. Вот он — настоящий лабиринт подземных ходов и залов. Гипогей состоит из нескольких уровней (этажей) и использовался в культовых целях (в частности, для захоронений). В росписях и рельефах этого храма так же можно было найти спирали, являющиеся отличительным знаком культур Средиземноморья. Но самое интересное это то, что один из его уровней в точности повторяет архитектурные формы, находящихся на поверхности мегалитических храмов Мальты, которые создавались в период 3600–2500 гг. до н. э.
Мегалитические храмы Мальты являются уникальным творением Средиземноморских людей. Они старше египетских пирамид и греческих храмов. Имея форму четырёхлистного клевера в плане, они стали первыми культовыми сооружениями в Средиземноморье. Но кому там поклонялись?
Именно там мы находим объекты поклонения, присущие практически всем культурам Средиземноморья. Фигурки тучной женщины Богини-матери, символизирующие жизнь, плодородие и женское начало, а так же изображения быка, его рогов — символ мужского начала и перехода к животноводству в регионе. Ещё одни отличительные символы Средиземноморья, имеющие определённо религиозный характер.
Мегалитические сооружения стали появляться и на других островах. Культура Оциери на Сардинии создавала сооружения дольменного типа, названные «Домус де Джанас» (дома фей) так же имеющие культовое значение и гигантские гробницы, названные «Гробницами гигантов» за их размеры. Культура Лос-Мильярес на территории Испании, имевшая связи со Средиземноморьем, так же начинает воздвигать мегалиты. Они начинают появляться во всех регионах Европы (преимущественно в прибрежных районах) и на островах. Эти невообразимые сооружения из грубо-обработанных камней до сих пор хранят в себе множество тайн. Они чётко спланированы, имеют ориентации по сторонам света и звёздам. На них можно найти странные насечки, отдалённо напоминающие движение Луны и звёздного скопления Плеяд — звёзд мореплавателей. Встречаются самые разнообразные формы и размеры. Даже в Древнем Египте, подземный храм Осирион имеет сходство со своими родичами в Средиземном море. А пирамиды являют собой будто венец творения этих древних инженеров, математиков и астрономов, которые умели вычислять расстояния и направления не хуже нас, не имея при этом сложных измерительных приборов.
Нам остаётся только гадать, что происходило рядом с этими постройками, но точно известно, что многие из них использовались в религиозных обрядах и, в частности, в обрядах захоронения, а значит, символизировали собой божественную власть, загробный мир и возрождение после смерти. Не удивительно, что в них часто изображались спирали и другие символы, определяющие рождение и испытания.
В период 3100–2500 гг. до н. э. строительство мегалитов неожиданно начинает сходить на нет. Исконная культура Мальты приходит в упадок, в храме Таршиен возникают следы кремации человеческих останков, не свойственных первозданной Средиземноморской культуре, на Сардинии появляются следы иноземной культуры (строители Нурагов) и следы оружия, определяющие смену мирной культуры на более воинственную. Грецию захватывают племена, находящиеся на более низком уровне развития, чем аборигены (пеласги, лелеги и карийцы). Но более низкий культурный уровень развития, не говорит о том, что эти племена были слабы. Они приносят с собой бронзовое оружие, лошадей и колесницы, о которых не знали их предшественники. Мирная жизнь Средиземноморья оказывается перед угрозой, водные пространства уже не являются преградой для захватчиков. Так начинается сложный период для Средиземноморской культуры, но её символы по-прежнему живут. И именно они сохранились в последующих цивилизациях (уже исторических): Микенской, Минойской и Древнеегипетской.
Подземный храм Гипогей (Хал-Сафлиени). Мальта. Ок. 4000 г. до н. э.
Джгантия. О. Гозо. Мальта. Ок. 3600 г. до н. э.
Гробница гиганта. Сардиния. Ок. 2500 г. до н. э.
Осирион. Египет.
Богиня
Аспекты богини-матери, связанны с плодородием, защитой, деторождением и воскрешением в загробной жизни. Эта тучная дама изображалась на множестве статуэток эпохи палеолита задолго до возникновения культур Средиземноморских островов и её изображения распространились на огромной территории от Испании до Западной Сибири. Кем бы ни были поклонники этой богини, в том же образе они и принесли её в Средиземное море. Такой она встречается нам в мегалитических храмах Мальты. Более того есть предположение, что сами храмы отображают формы этой богини: непомерно широкие бёдра и груди.
Да, эта женщина явно не была идеалом красоты, но её формы символизировали её плодовитость, как матери всего сущего. Именно женское начало в тот период считалось основополагающим для народов Средиземноморья. Подобные традиции долго сохранялись у некоторых племенных групп в Африке. На рельефах храма Хатшепсут в Египте изображалась экспедиция в загадочную страну Пунт, которая предположительно находилась где-то на восточном побережье Африки. И жена вождя страны Пунт показана именно с такими формами.
В Средеземноморье богиня получила новое развитие в искусстве. На некоторых островах, таких как Сардиния или Килкладские острова, фигурка женщины ещё больше упрощалась, превращаясь в крестообразную плоскую форму с двумя выступающими грудями. То же самое наблюдается и в Герзейской культуре долины Нила и, возможно, даже египетский символ — анх, символизирующий жизнь и возрождение имеет те же самые корни.
Так или иначе, со временем, богиня приобретает более стройные формы и множество новых аспектов. В Минойской культуре она уже предстаёт элегантной женщиной, держащей в руках двух змей и с обнажённой грудью. Интересно и то, что на минойских фресках женщины очень часто изображались с оголённой грудью, что говорит нам о сохранении традиции спустя много сотен лет. Нам почти ничего не известно об истинном имени и истории этой богини, но мы можем увидеть её в более поздних мифах в качестве киприйской Афродиты, финикийской Астарты, древнеегипетских Нейт и Исиде и в более поздней греческой культуре в качестве матери-земли Геи, Персефоны и Деметры, древнеримской Юноне.
Неа-Никомедия. Греция. Ок. 7600 до н. э.
Хал-Сафлиени. Мальта. Ок. 4000 г. до н. э.
Герзейская культура. Египет. Ок. 3400 г. до н. э.
Богиня со змеями. Крит. 2 тыс. до н. э.
Крупный рогатый скот
О другой отличительной черте храмов мы тоже уже упоминали. Судя по всему, в древнем Средиземноморье распространялся культ быка. Впервые обилие коровьих и бычьих рогов встречается на территории нынешней Турции в неолитическом поселении Чатал-Хююк. Судя по всему первобытные мореплаватели, которые открыли острова Средиземного моря и пришли предположительно откуда-то с Ближнего Востока уже знали о важности крупного рогатого скота в хозяйстве. Он давал человеку пропитание и был олицетворением силы и мощи. В отличие от богини бык символизировал мужское начало и производящую силу.
«Обычно бык олицетворяет мужской принцип, солярную возрождающую силу, посвященную всем небесным богам, а также плодовитость, мужская производительная сила, царское происхождение».
На минойских фресках изображается необычная игра с быком, которая определённо имела сакральный смысл. Даже в древнегреческой легенде о заселении острова Крит, Зевс принимает форму быка, чтобы похитить дочь финикийского царя Агенора Европу. (между прочим, имя этой девушки, означающее «закат, запад», и дало название этой части света). На острове Крит он вступает с ней в связь, и она рождает трёх братьев, один из которых — Минос, получает власть на острове и устанавливает законы. Разве не символизирует это заселение западных островов Средиземноморья с востока и появление культур со всеми теми признаками, о которых мы говорили?
Легенда о Минотавре так же указывает на этот культ. Он существовал и на других островах, и даже испанская коррида является явным отголоском игр с быками, подобным тем, что проводились на Крите.
В древнеегипетской культуре бык тоже имеет очень глубокий след. Священный бык Апис, который содержался в столице Египта Мемфисе, был олицетворением творца — бога Птаха, а позже и олицетворением Осириса. Богини Нут и Хатхор очень часто представали в образе небесных коров.
Изображение быка в мегалитическом храме. Мальта
Сосуд в форме быка. Глаза имеют спиральный узор. Килкладские острова
Бронзовая фигурка быка. Аргарская культура. Испания
Игры с быком. Минойская фреска.
Послесловие
Помимо символов Средиземноморья, которые были распространены на большой территории, существуют и другие, менее явные. Это, например, зубчатый орнамент в виде треугольников, напоминающих солнечные лучи. Характерные для островов Корсика, Сардиния и древних культур Испании глаза в форме солнца и шахматный орнамент, подобный тому, что мы видим на подоле платья Богини со Змеями с острова Крит. Но эти символы требуют более подробного разбора и поисков.
Разбор этих символов древнего Средиземноморья говорит о том, что в незапамятные времена острова этого моря были связаны некой таинственной силой, скрывающейся в символизме их культуры. Увы, эти культуры обречены на полное молчание, потому что в отличие от древнегреческой и древнеегипетской, они не имели письменности. И не смотря на это, они воздвигали прекрасные храмы, создавали предметы искусства и первыми штурмовали просторы Посейдона, добравшись до самого Атлантического океана. Был ли у них какой-то общий центр, прародина — об этом мы можем только гадать, и лишь их символика даёт нам немногие ответы. Минойская культура, несомненно, впитала в себя все эти составляющие (за исключением мегалитических сооружений) и люди Крита имели письменность! Может быть, когда нам удастся расшифровать таинственные критские иероглифы и знаки Фестского диска, мы узнаем немного больше о тех культурах, которые остались лишь в легендах, а некоторые и вовсе не упоминаются. Но пока лишь немые остатки древних культур могут дать нам ответы на тайны, о которых молчат острова Средиземноморья.
Литература:
- David H. Trump, Malta, Prehistory and Temples (3 ed.). — Midsea Books Ltd, 2008.
- Globalegyptianmuseum.org: The Global Egyptian Museum [Электронный ресурс] — Directed by Dirk van der Plas & Mohamed Saleh, 2006 -. — Режим доступа: http://www.globalegyptianmuseum.org, свободный. — Загл. с экрана.
- Symbolarium.ru: Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс] — Е.: Александр Грефенштейн, 2012 -. — Режим доступа: http://www.symbolarium.ru, свободный. — Загл. с экрана.
- Timothy, D. Impressed Ware Culture // The Concise Oxford Dictionary of Archaeology (2 ed.). — Oxford University Press, 2008.
- Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. — Л.: 1972. 600 с.
- Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. — М.: Прогресс, 1992. — 620 с.
- Зубов, Андрей. Доисторические и внеисторические религии. История религий. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 560 с.
- Ильинская, Л. С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. — М., 1988. 176 с.
- Рошаль, В. М. Энциклопедия символов. — М.: АСТ, 2008
- Уилсон, Д. Культура Древнего Египта. Материальное и духовное наследие народов долины Нила. — М.: Центрполиграф, 2017. — 414 с.