Изучение и анализ национальных узоров с целью автоматизации процесса их создания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 09.05.2015

Статья просмотрена: 882 раза

Библиографическое описание:

Мухаммедова, Р. Б. Изучение и анализ национальных узоров с целью автоматизации процесса их создания / Р. Б. Мухаммедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/90/17359/ (дата обращения: 19.11.2024).

Всякое произведение искусства носит в себе печать времени. В жизни есть вечные, не преходящие начала и рядом с ними следы времени, века. Творчество в каждую эпоху отмечено определенным стилем, устойчивыми мотивами, которые приняли от предыдущих поколений, прообразы которые мы неизбежно встречаем в далекой старине, в мифах и легендах. Если обратиться к древним изобразительным мотивам, то можно заметить, что у различных народов истоки и смысл образов был идентичен. Любые изображения изначально носили религиозный, мистический, магический смысл. Они передавались из поколения в поколение и порою забытые символы, имеющие только эстетическое звучание, подсознательно оказывают на нас магическое влияние.

Круг, крест, ромб — наиболее популярные символы солнца в традиционном искусстве всех народов. В Средней Азии эти символы существуют издавна, часто в сочетании с другими солярными и астральными знаками. В ряду символических знаков первое место занимают квадрат, разделенный на четыре части, крест с четырьмя точками, круг с вписанным в него крестом, и другие близкие по характеру геометрические фигуры. Круг — оберег от злых сил, это символ Бога, Солнца, Вселенной. Это самая гармоничная и совершенная фигура, имеющая множество смыслов. В самом названии узора, включающего круг, уже была заложена охранная магия. Иногда «солнце» походило на колесо со спицами и шляпками на ободе («Колесо жизни»). Центр колеса безмерная тоска, обод — неизмеримая окружность, его внутреннее пространство заключает в себе добро и зло, жизнь и смерть, тьму и свет. Изображение «Колеса жизни» связано с крестом, свастикой — символами солнца, огня небесного, «вихревого знака». Оно имело два смысла ecли оно направлено направо — это символ вечного движения, рождения, ecли влево — символ разрушения, смерти. В Индии колесо бога солнца — это круг со спицами, а в Согде колесо с перлами — это своего рода ожерелье, символ светила и царства света, куда вступает усопший.

Солярные знаки и символы издавна сочетались с животным миром астрального значения. В искусстве горцев Средней Азии небесные светила обозначались большей частью кружком или диском. В степной зоне распространены бараньи рога. Кресты с вздутиями в центре, прямые и косые сочетались с украшениями каплевидной и грушевидной формы. В них усматривается еще и стилизация растительных форм. В Средней Азии крест был известен в виде равноконечного креста, крестообразных ступенчатых фигур, вписывавшихся иногда в окружность, и сочетания треугольников. Кресты из треугольников чередуются порой с крестами, вписанными в полуокружность. На Востоке крест символизировал солнце, композиция из Луны с крестом означала неразрывность, единство мужского и женского начал, символ супружества.

Треугольник — глаз Бога, символ расставания, основанием вниз — мужской символ, основанием вверх — женский. Соединенные вместе они давали начало новой жизни. Если треугольники имели общее основание, то получался ромб — символ женского начала или солярный знак.

Квадрат — олицетворение четырех частей света, символ дворца небесного, вечность. Одним из самых распространенных мотивов мусульманского орнамента является восьмиконечная звезда. Ее значение символично. Арабская надпись «Аллах» включает четыре вертикальных линии, передающие буквы этого слова. Если из них составить квадрат, то он будет являться символом Каабы. Если этот квадрат повернуть на 45° и наложить на второй такой же, то образуется восьмиконечная звезда. Пятиконечная звезда в исламском искусстве — символ краткости жизни, полумесяц — символ ислама, процветания и роста. Пятиугольник — пять заповедей ислама. Звезды — символ независимости и божественности.

Спирали, вертящиеся диски, концентрические круги, вписанные в круги кресты, розетки, звезды и зигзаги относятся к космогоническим символам. Волнистый и струйчатый узоры олицетворяют потоки животворящей силы. Абр-и-бахор — «весеннее облако», символ дождя и связанного с ним плодородия.

Стилизованные изображения животных, птиц и фантастических существ у древних являлись тотемами, которые нередко превращались в своеобразный герб. Зооморфные изображения часто отличались двойственностью, сочетая в себе свойства разных животных. Так, художественные ткани украшают крылатые кони, крылатые львы, известные по настенной росписи Афрасиаба, верблюд с крыльями — в росписях Пянджикента.

К животным, чьи изображения особенно устойчивы в прикладном искусстве Средней Азии, относятся горный баран и козел. Рога и копыта этих животных вошли вековыми образами в богатое искусство кочевых народов и стали непременной частью национального орнамента народов Центральной Азии и входят в культы как атрибуты божеств и деятельных участников мистерий, олицетворяя тайные силы природы. Они же — знаки Зодиака. Как символ, он стал одним из ведущих элементов орнамента и метафорой, вошел в классическую поэзию и фольклор. Они жертвенные животные, их, согласно ритуалам местных культов, украшают бубенцами, повязками, шарфами, сохранив присущие им в древнем искусстве красоту движений, пластику и яркость образного выражения. В согдийских тканях они изображены вдоль каймы или вписываются зеркально, парами, в круги из перлов. Функции оберега рога барана исполняли задолго до появления ислама и в более поздние эпохи и даже в наши дни.

Птицы были носителями идеи, символа, метафоры. Птица — знак, символ и чувственный образ мироздания и природы, который вмещает в себя физический и духовный мир. Они воплощают душу человека и являются посредниками между реальным и мифическим миром. Птицы и «Древо жизни» связаны друг с другом — птица с листом в клюве — это функция посланника. Петух, павлин и фазан относились к «солнечным» птицам, носителям идей света, красоты и благоденствия. Петуху приписывалась защитная функция, он считался муэдзином животных. Мифопоэтический образ павлина, благодаря форме хвоста имеет астральную символику. Это Космос во всей его полноте, звездное небо с лунным и солнечным кругами. Образ павлина, обрамленный растительным орнаментом, воплощает идею райского сада. Орел — царь птиц, символ династий и астрально-космического понятия. Фазан, куропатки — это носители идеи света, красоты, благоденствия. Сокол — космические силы и знак геральдики. Голубь — атрибут женского божества. «Птица счастья» парит над цветами, разбросанными на вышитых тканях. Это метафора, в ней выражена радость, счастье, солнце, свет, любовь, весь мир поэтических иносказаний. Птица вплетается в растительный орнамент, заполняющий фон эпиграфических надписей, или подобно другим обитателям райского сада участвует в многофигурных сценах. В позднем средневековье птица исчезает, уступая безудержному господству растительной и геометрической арабески.

Змея, рыба, дельфин, лягушка — это животные, олицетворяющие потусторонний мир. Змея почитаема в культах и религиях всех времен и народов. Змея, ящер — древнейшие антиподы света и добра. Змея — образ, распространенный у ранних земледельцев, связанный с женским божеством, идеей плодородия и бессмертия. Круг образов, связанных со змеей, огромен в связи с почитанием змей, как оберега и носителя зла. Образ этот явно космогонический. В искусстве раннего средневековья древо и змея находятся в связи с изображениями двух горных баранов, стоящих по сторонам древа. Змея — охранитель и украшение трона и знак Зодиака. Змея не только предмет магии, колдовства, заклинания, но и один из символов мировой мифологии и искусства. Со змеей ассоциируются темные силы природы, воды, подземное царство. На уровне этических норм и понятий — это нечисть, болезнь, зло. Змея — царь мрака, исчадие ада, носитель гибели. Вместе с тем, змея — охранитель и оберег, защитник людей, страж дома, символ благополучия.

Растительный орнамент родился на основе наблюдения за природой. Часто встречающееся изображение «Древа жизни» связано с древними мифами, воплощая понятие рая, источника жизни. Оно часто изображается со светилами, конями, быками, сказочными существами. Древо со светилами, птицами, конями — символ неба; древо со зверьми — символ подземного мира. На шелковых тканях встречаются композиции геральдического смысла и значения, связанные обычно с идеей древа, которое стерегут два льва. «Букет цветов», «ваза», «древо в вазе» радуют глаз, являясь эстетическим моментом.

Плод граната, является выражением магических идей плодородия, символом изобилия, сытости, благодеяния. Цветок барбариса — символ продолжительности жизни и спокойствия, лотос — чистоты, совершенства и красоты, фиалки — застенчивости, мак — тишины и сна, лилии -благородства, их белизна — чистоты помыслов, нарциссы — знания, синоним глаза или глазного зрачка («нарцисс зрячий», «нарцисс плачущий»). Ирис-понятие единства противоположностей, его форма подразумевает двойственность натуры земного владыки, которого с одной стороны вдохновляют высокие духовные, а с другой — неизменные помыслы — это символ скорби.

Орнамент, который называют «бодом», «калампур», «восточный огурец», считается божественным благоволением, оберегом от болезней — это космический символ возрождения, мироздания. Тюльпан ассоциировался с символами пробуждающейся природы, со встречей Навруза, он был символом красоты, любви, невинности. Бутон тюльпана означал сердце влюбленного, а его лепестки -уста влюбленной.

Зерно — символ плодородия, начало и зарождение новых всходов.

В орнаменте широко встречается и предметная тематика, имеющая также символическое значение. Офтоба — символ живой воды. В древних изображениях он встречается как сосуд, из которого растет «Древо жизни». Острые и остроконечные предметы имеют особое значение, как амулеты, оберегающие и отгоняющие несчастья и злых духов; они являются символом жизненной силы.

Мастера, изображая птиц и животных, придавали им сходство с растениями — это процесс флоризации. Так, хвост у птицы завершался пышным кустом, пасть хищника превращалась в завиток, хвост в пальметту, крылья трактовались ритмичными линиями или кружочками.

В орнаменте была и символика цвета, связанная с психологией его восприятия. Так синий цвет был оберегом, символом постоянства, правосудия, совершенства, размышления и мира; красный — победы, олицетворения радости; белый — чистоты, счастья, целомудрия и удачи; желтый — священности; зеленый — цветом весны, природы, свободы, радости, возрождения, символом бессмертия.

Рис. 1. Этапы создания узоров орнамента

 

Бодом(миндаль)

Кушбодом (двойной миндаль)

Қўшбодоми хазонок;

Бодоми наълакнок

Бодоми хазонок

Рис. 2. Элементы узоров орнамента

 

Позднее орнамент становится все более декоративным, связь с изображением утрачивается, уменьшается значимость узоров, забываются магические и ритуальные функции символического орнамента. Современность их наполняет новым содержанием, вносит в них новый смысл, придает им новое звучание: он несет в себе генную память о прошлом и вводит нас в будущее, поражая нас богатством мироздания и потоком символов.

Основные термины (генерируются автоматически): символ, Азия, крест, змей, птица, растительный орнамент, восьмиконечная звезда, женское божество, знак Зодиака, райский сад.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Изучение свойств готовой продукции функционального направления с использованием консорциумов микроорганизмов

Систематизация дефектов ювелирных сплавов и их влияния на показатели надежности и безопасности

Анализ особенности трикотажных полотен и использования их отходов при производстве швейно-трикотажных изделий

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Изучение свойств готовой продукции функционального направления с использованием консорциумов микроорганизмов

Систематизация дефектов ювелирных сплавов и их влияния на показатели надежности и безопасности

Анализ особенности трикотажных полотен и использования их отходов при производстве швейно-трикотажных изделий

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Задать вопрос