Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения
Автор: Рытова Ирина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 21.04.2014
Статья просмотрена: 712 раз
Библиографическое описание:
Рытова, И. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения / И. А. Рытова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5556/ (дата обращения: 16.12.2024).
Задача современной школы — научить ребенка учиться, сформировав у него систему универсальных учебных действий. Задача моя как учителя — научить ребенка мыслить, учить, творить!
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек уже никогда не останется голодным.
Курс информатики и ИКТ — один из основных предметов, способный обеспечить эффективное развитие УУД для решения познавательных задач и саморазвития.
Моя цель как учителя информатики — формирование нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества. Для этого, считаю, необходимо развивать следующие УУД:
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей;
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, планирование, прогнозирование контроль, коррекцию, оценку;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Мои уроки, факультативные занятия, предпрофильные курсы, элективные курсы направлены на формирование универсальных учебных действий.
Для формирования УУД в педагогической деятельности применяю различные педагогические технологии:
- технология развития критического мышления
- технология проектной деятельности
- технология сотрудничества
- проблемное обучение.
В своей работе использую: сеть Интернет, ЦОР; провожу интегрированные уроков с применением информационных технологий.
Остановлюсь подробнее на некоторых способах их реализации.
На уроках информатики и во внеурочной деятельности использую методические приемы технологии развития критического мышления.
Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать подробнее)
Пример: маркированная таблица, составленная учеником 9 класса по теме: «История развития ЭВМ»
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать подробно |
Автором первого проекта вычислительного автомата был профессор Кембриджского университета Чарльз Бэббидж |
Интересным историческим фактом является, что первую программу для машины Чарльза Бэббиджа в 1846 году написала Ада Лавлейс — дочь великого английского поэта Джорджа Байрона. |
Какое влияние проект «Аналитической машины» оказал на дальнейшее развитие вычислительной техники? |
Прием «Корзина идей, понятий, имен»
Многие уроки изучения нового материала начинаю с приема «Корзина идей».
Например, на уроке по теме «Цикл» ученики приводят примеры циклических действий. Задание выполняется с использованием интерактивной доски.
Прием «Мозговой штурм»
При работе обращаю внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
Пример: тема «Системы счисления», 6 класс.
I уровень — Какие системы счисления наиболее распространены в жизни?
II уровень — С какой системой счисления работает компьютер и почему?
III уровень — Какие действия можно выполнять в различных системах счисления?
В блоке универсальных действий познавательной направленности особое внимание уделяю на развитие умений составлять тексты различных жанров, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение структурировать знания.
Прием «Написание эссе»
«Интернет. Друг или враг?»
Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет — друг. Он ведет себя, как друг. Если мне что-то непонятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр — пожалуйста, он тут как тут. Заказать билеты, выбрать кинотеатр или фильм.
Прием «Кластер»
Кластер, созданный учеником 9 класса.
Технология проектной деятельности способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Для выполнения учебного проекта удачным решением считаю использование графических способов: ментальная карта, схема «Фишбоун», денотатный граф.
Пример ментальная карта «Системы счисления»
Алгоритм выполнения:
1. Перейти по ссылке ментальная карта «Системы счисления».
2. Сохранить файл на компьютере.
3. Открыть файл в текстовом редакторе MS Word.
4. В окошечках (____системы счисления) вписать название систем счисления, а в окошечках (знаки:______) вписать символы этой системы счисления.
5. Сохранить свою работу.
6. Отправить выполненную работу на электронный адрес.
На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других школьных предметов. Технология интеграции учебных предметов необходима в современной системе образования для формирования целостного восприятия мира у школьников.
Например, при изучении программы PowerPoint итогом работы служит презентация на тему, предложенная учителем — предметником. Каждая работа оценивается двумя учителями: оценка ставится по информатике и предмету, который выбрал ученик.
Уроки информатики и предметные курсы обеспечивают возможности сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, таким образом, осуществляются коммуникативные действия.
Учитель информатики в школе становится ключевой фигурой в формировании и развитии информационной среды — координатором информационных технологий.
Опыт работы по применению новых технологий в школе позволяет говорить, что при умелом использовании компьютера учитель получает мощнейшее средство, позволяющее ему добиваться высоких результатов в работе.
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном сообществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. А овладение учащимися универсальными учебными действиями создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.