Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [1] ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими их успешность на всех этапах дальнейшего образования. Формирование универсальных учебных действий (УУД) направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты образовательной деятельности включают в себя: познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
По мнению Бунеева Р. Н. регулятивные УУД являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, так как, для дальнейшего успешного существования в современном обществе, ребенок должен научиться ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, уметь контролировать свои действия и оценивать полученный результат, т. е. организовывать собственную деятельность от этапа целеполагания до контрольно-оценочного [3].
В ФГОС указывается, что в «сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [1, с.41].
Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащихся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели –через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (вносить поправки, дополнения), к преодолению препятствий (волевая саморегуляция).
В своей статье мы остановимся на формировании регулятивных УУД у первоклассников.
В начальной школе этот процесс весьма длительный и непростой, он предполагает постоянное предъявление к школьникам ряда определённых требований. В 1 классе регулятивные действия выполняются только под руководством учителя. Во 2 классе идёт переход от руководства учителем к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети должны уже самостоятельно организовывать свою деятельность, уметь ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку полученным результатам [2].
Приступая к работе в 1-Д классе МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска. мы запланировали на весь период обучения в начальной школе следующие направления по формированию регулятивных УУД:
– способность понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– предвидеть возможность получения конкретного результата;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.
На протяжении всего учебного года проводилась систематическая работа по формированию регулятивных УУД у первоклассников.
Например, способность понимать и удерживать учебную задачу, начинает формироваться с осознания учащимися смысла самих понятий: тема урока, цель урока, которые тесно связаны между собой.
Первоначально тему и цель урока озвучивает учитель, добиваясь понимания темы обучающимися, затем просит пояснить, о чём будет говориться на уроке, чему будем учиться на уроке. Тема урока записывается на доске, чтобы в конце урока снова вернуться к ней, повторить ее, убедиться, что ученики поняли и удержали в памяти название темы урока и поставленные цели.
Дети должны учиться не только ставить цель урока, но и планировать свои действия. В этом направлении наша работа начиналась с введения понятия «план»: «Ребята, план — это порядок, последовательность действий. Мы с вами познакомимся с двумя видами плана: план как алгоритм (решение учебных задач) и как инструкция
(например, как чистить зубы). План решения учебной задачи предлагается учителем в устной форме: «Сегодня мы с вами познакомимся с числом и цифрой 0; узнаем, как можно прибавить и вычесть число 0; научимся вычислять значения числовых выражений с нулем».
Из наблюдений за работой учащихся стало понятно, что при формировании УУД планирования действенны такие приёмы, как обсуждение готового плана решения учебной задачи и работа с деформированным планом решения учебной задачи.
Немаловажную роль в формировании регулятивных УУД играет контроль и оценка достигнутых результатов. Так как в первом классе безотметочное обучение, то для того, чтобы ребенок учился контролировать и оценивать свою деятельность мы использовали показ смайликов: «Ребята, поднимите «весёлый смайлик», если вы довольны своей работой на уроке (справились с заданием, все получалось, все было понятно), «простой», если было трудно, но вы постарались и справились с заданием и «грустный», если требуется помощь (трудно, задания сложные).
Для диагностики сформированности некоторых регулятивных универсальных учебных действий на конец первого года обучения нами был проведена проверочная работа, которая включала следующие виды заданий:
- На сформированность элементов контроля и оценивания действий (преднамеренные ошибки).
Задание: «Ребята, вам необходимо выписать выражения, в решении которых допущена ошибка, и решить их правильно
7 + 3–2 = 8 8–7 + 6 = 8
6– 4 + 7 = 10 1 + 8–6 = 3».
- «Сравнение». В процессе выполнения данного задания определяется умение последовательно выстраивать действия при сравнений численности множеств предметов, адекватно пользоваться речью для регуляции своих действий.
- На проверку умения работать по плану. Сформированность этого действия проверялась в ходе работы с текстовой задачей.
Учащимся предлагалось такое задание:
«В вазе лежало 7 конфет. Вова съел 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?».
Незнайка захотел решить эту задачу, но запутался. Помоги ему.
Перед тобой план решения задачи Незнайкой. Восстанови правильную последовательность действий и реши задачу.
Выделить условие |
Выделить вопрос |
Прочитать задачу |
Сделать краткую запись |
Записать ответ |
Решить задачу |
Это задание позволило выявить умение составлять план и определять последовательность действий, а также умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных кем-то, в данном случае Незнайкой, ошибок.
- В этом задании проверялось умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (проблемная ситуация). Анализ выполнения задания позволил определить, насколько у учащихся 1 класса сформировано умение ставить новые учебные задачи и находить их решение.
В задании семь числовых выражений содержали действия с числами первого десятка, а одно с числами второго десятка, действия с которыми еще не изучались.
Найдите значения числовых выражений:
2+2=10+2=
5–3=3–0=
10+0=6+4=
7–1=4+5=
Какое выражение оказалось для вас новым? Кто догадался, как найти его значение?
Анализ ситуации привел к постановке и решению новой учебной задачи, а именно, выполнение действий с числами второго десятка.
Полученные результаты проверочной работы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики сформированности регулятивных УУД
№ |
Задания |
Справились |
Не справились |
||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
1 |
Преднамеренные ошибки |
13 |
65 |
7 |
35 |
2 |
Сравнение |
16 |
80 |
4 |
20 |
3 |
Решение текстовых задач |
14 |
70 |
6 |
30 |
4 |
Проблемные ситуации |
17 |
85 |
3 |
15 |
Анализ полученных результатов показал, что с заданием на выявление преднамеренных ошибок справились 65 % учащихся, с заданиями на сравнение справились 80 % детей, а задание по работе с деформированным планом решения текстовых задач не является сложным для 70 % учащихся, наиболее успешно дети справились с разрешением проблемной ситуации — 85 % обучающихся.
Таким образом, большая часть класса в первый год обучения в достаточной степени овладела некоторыми доступными для них элементами регулятивных УУД, формируемыми на изучаемом предметном содержании, такими как, как сравнение, оценка, планирование и разрешение проблемной ситуации.
Подводя итоги первого года обучения можно сделать вывод, что последовательность шагов по формированию регулятивных УУД была определена нами правильно. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа действия. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Р. Ф., М.: Просвещение, 2010. 41 c.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2009. 52 с.
- Развитие общеучебных умений — путь к функционально грамотной личности /Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев и др. // Начальная школа плюс «до и после»,. 2006. № 6. С. 25–28.