Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры
Автор: Алматова Рихси Ариповна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Алматова, Р. А. Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры / Р. А. Алматова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11095/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время процесс зависимости человека и природы от экологического фактора всё более углубляется и усложняется. Нарушение баланса связи между обществом и окружающей средой вредит естественному состоянию природы. Одной из основных причин нарушения человечеством баланса, устойчивости, свойственных закономерностей природы Земли является то, что человек не имеет необходимых знаний по охране окружающей среды, а иногда он не в состоянии предвидеть экологическое состояние природы в будущем.
Негативное влияние научно-технического прогресса на окружающую среду, различные экологические катаклизмы, спады, конфликты, которые могут привести к вымиранию живой природы, поставили перед человечеством очень большие проблемы. Человек должен изменить своё отношение к природе, окружающей среде, должен знать и изучать законы природы и на основании этих законов должен планировать свою жизнь, то есть необходимо разработать стиль жизни, соответствующим законам природы.
Развитие современной экономики, науки, техники и технологии, а также возникающие в следствия этого печальные экологические обстоятельства делают задачу создания усовершенствованной системы подготовки кадров в различных сферах одним из основных условий прогресса страны. Функционирование системы обеспечит формирование нового, творчески и социально активного поколения кадров, способных ставить и решать перспективные экологические задачи, связанные с охраной окружающей среды, независимо принимать решения в социально-политической жизни, владеющих общими и профессиональными навыками. Значит, сама жизнь подтверждает необходимость обеспечения устойчивого развития и в Узбекистане и во всём мире, так как цивилизация на сегодняшний день требует не только решения экономических, политических и социальных проблем, но и проблем, связанных с экологией. Появление фразы «устойчивое развитие» подразумевает развитие в каждой отдельно взятой сфере, в том числе и экологической. Опыт многих государств мира показал, что система народного образования является самым лучшим исполнителем решения общенациональных проблем. На сегодняшний день задача приобретает более широкий смысл: достичь посредством образования снижения экологической угрозы, нависшей наддетьми, взрослыми и всей планетой. Экологическое образование готовит нас к жизни в биосфере. Целью экологического образования является формирование у учеников и всего общества экологического образования, ответственности за охрану окружающей среды и за своё здоровье, а также удовлетворение человеческих нужд на основе концепции научных и прикладных знании.
Таким образом, при системном подходе к экологическому образованию и обеспечения его непрерывности необходимо учесть современные процессы настоящего времени, заложенные в Стратегии ЕЭК ООН в соответствии Декадой образования в интересах устойчивого развития (ОУР) ООН предназначенной на 2005–2014 годы. Образование в интересах устойчивого развития рассматривается как образование, которое развивает и укрепляет потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций стран, позволяющий иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития. Оно может способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым, повышая качество жизни. Такой подход является гарантом успеха и эффективности экологического образования не только в Узбекистане, но и во всём регионе Центральной Азии.
Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого познания. В этом смысле экологическая культура является показателем уровня экологического сознания.
Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним ориентирам, направленным исключительно на развитие экономики, должна прийти стратегия, в центре которой находятся человек п окружающий его мир. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.
Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, а она создает предпосылки к действиям, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. В экологической этике в сфере нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений «человек-человек», «человек-общество», необходимо рассматривать через систему «человек-природа».
В святи с чем это возникает, ведь известно, что человек вне природы немыслим. Человек — дитя природы.
В настоящее время значительная часть экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество-природа».
Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, афоэкология и некоторые другие дисциплины.
Биологическая экология рассматривает условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Предметом исследования экологии человека являются сохранение и улучшение здоровья людей с учетом связей его с окружающей природой и социальной средой.
Социальная экология изучает систему «природа-общество», перспективы ее развития и гармонизацию на различных уровнях — локальном, региональном, глобальном.
Экология среди естественных наук первая начала изучать интересы человека, условия его жизнедеятельности с возрастающей сложностью: от влияния человеческой деятельности на окружающую среду до оценки эффективности освоения природы и т. д. Экология становится как бы «нормативным естествознанием», то есть несет ответственность не только за истинность результатов, но и за их применение. Этим она отличается от науки классического типа, которая по отношению к человеку нейтральна: объясняет ценности и цели человеческого существования, не гарантируя оптимальной преобразующей деятельности общества.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения и взрослых возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы.
Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступкидругих в процессе общения с природой.
Проведение в общеобразовательных учреждениях мероприятий экологического содержания способствуют прямому развитию экологической культуры у учащихся. Например: «экобинго», «экоклуб», агитбригады, диспуты, викторины, конкурс рисунков на асфальте «Красота спасет мир», неделя экологии. Особую популярность в последние годы получила также проведение недели экологии для школьников под названием «Марш парков».
Развитие правильного отношения к природе тесно связано с особой организацией воспитательного процесса, основанной на нравственно положительных переживаниях человека в различных жизненных ситуациях, па прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Воспитатель, руководитель должен вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошовыполненного поручения.