Глиптика и сфрагистика Древней Маргианы бронзового века
Автор: Тиркишова Язгуль Коссековна
Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины
Опубликовано в
III международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)
Дата публикации: 12.10.2015
Статья просмотрена: 801 раз
Библиографическое описание:
Тиркишова, Я. К. Глиптика и сфрагистика Древней Маргианы бронзового века / Я. К. Тиркишова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/8789/ (дата обращения: 17.12.2024).
В древности Маргианой называли земли, расположенные в дельте реки Мургап (древнее название Марг). В древнейшем письменном источнике Авесте Маргиана упоминается как Моуру, Моурв. Самое раннее упоминание об этой стране есть и в Бехистунской надписи Ахаменидского царя Дария I (I тыс. до н. э.). Греческие историки, открывшие для себя Центральную Азию во время восточных походов Александра Македонского, эту область стали называть удобным для произношения словом Маргиана. В средние века под воздействием арабского языка эти земли назвали Мервом, а сейчас это Марыйский велаят Туркменистана.
Последовательные археологические исследования в нижнем течении реки Мургап за последние 40 лет открыли неизвестные доселе глубины древней культуры. По мнению ученых, это пятый центр мировой цивилизации, наряду с Египтом, Месопотамией, Индией и Китаем. В результате археологических работ обнаружено множество произведений древнего изобразительного искусства.
Искусство бронзового века особое явление в развитии общечеловеческой культуры. Сотни этих произведений выставлены в экспозициях и хранятся в фондах музеев Туркменистана.
Во время раскопок среди находок можно видеть древние печати. Они украшены геометрическими и астральными символами, а иногда и целыми композициями, включающими людей, животных, рептилий, птиц и насекомых.
Самые первые из известных нам печатей использовались в IV тысячелетии до н. э., когда возникли первые имущественные различия, в Древнем Египте и Месопотамии. В других местах социально-экономические условия для использования печатей возникли позже.
Печати и амулеты являются важным информационным материалом культурного наследия Маргианы бронзового века. Исследование печатей имеет большое значение в изучении большого круга исторических проблем, таких, как имущественные различия, возникновение классового общества и государства, торгово-экономические и культурные связи в древнем обществе. В то же время печати являются произведениями искусства.
Древние печати изготавливались из цветных камней (сердолика, агата, халцедона, хрусталя и др.), стекла, керамики и др. Они различны по периоду и месту изготовления. Маргианские мастера часто использовали удобный для обработки стеатит, называемый “мыльным камнем”, темного, часто черного цвета как основной материал. А также различные мраморовидные породы, белый, с прожилками алебастр; реже — красный сердолик, агат, синий лазурит и голубую бирюзу. Некоторые печати и амулеты, изготовленные из твердых материалов и украшенные художественной резьбой и миниатюрами, являются истинными шедеврами мирового искусства. На них с высоким мастерством нанесены различные узоры, а иногда и целые сюжеты. Они все относятся к памятникам глиптики.
В древности печати использовались очень широко. Они выполняли в основном три функции, печать, а также украшение и амулет. Каждый человек, владеющий имуществом, имел свою личную печать. Печатями утверждали документы, опечатывали двери домов и складов, а также различные товары и продукты. Кроме того, медно-бронзовые печати были символами власти, показателями высокого положения и наличия собственности своего хозяина.
Печати прижимали или прокатывали по мягкому материалу (глина, воск и т. п.), получая оттиск. Во время археологических работ такие оттиски встречаются них на кусках глины. Эти находки называются буллы. Оттиски печатей обнаруживаются на керамических сосудах. Часто это печати мастера, изготовившего сосуд или человека, заказавшего его. Оттиск ставился на сырую глину еще до обжига. Большое количество таких печатей говорит также о том, что они использовались и для более простых целей, т. е. как защита от “плохого глаза”. Изображения на печатях и амулетах не были произвольным желанием изготовившего их мастера, а использовались как оберег от несчастий. А их оттиски не только подтверждали собственность, но и защищали содержимое сосудов от сглаза.
Амулеты изготавливались преимущественно из камня, были прямоугольной, квадратной, круглой формы и украшались с обеих сторон. Обычно они имели отверстие для шнурка, чтобы носить на шее.
Среди большой коллекции маргианских печатей выделяются цилиндрические печати. В них имеется продольное отверстие для шнурка. Оттиски таких печатей получали путем прокатывания. На них вырезаны различные мифические животные, например, целая праздничная композиция с участием людей с бычьими головами. Подобные сюжеты были широко распространены в Маргиане.
Человеку всегда хотелось понять строение мира, найти объяснение непонятным явлениям. Он стремился притянуть добрые силы природы к себе, а от злых сил защититься. Несомненно, что население Древней Маргианы поклонялось Огню, Воде и Земле [7, с.21]. Свои понятия об устройстве мира древние люди излагали простыми символами: прямая горизонтальная линия — земля, волнистая горизонтальная линия — вода, вертикальные линии — дождь; огонь, солнце изображалось при помощи креста или кружочка с точкой в центре. Из этих символов и их сочетаний складывался орнамент.
Некоторые изображения были связаны с древними культами. Например, треугольник вершиной вниз — женское начало, а треугольник вершиной вверх — мужской символ, мужское начало [4, с. 42; 9, с. 29–31]. В совокупности они символ новой жизни. Если у них общее основание, получается ромб, который, по мнению одних ученых, женский символ [7], по мнению других — солярный знак [9, с. 442].
Культ неба и небесных тел занимает важное место в системе древних верований. Они возникли на определенном этапе общественно-экономического развития и были присущи в разной степени всем земледельческим и скотоводческо-рыболовным племенам. Развитие “небесных” культов в Западной Европе, на Кавказе, в Азии, в том числе и на территории Туркменистана, в основном совпало с бронзовым веком. Правда, зачатки их встречаются и в неолите, но только в бронзовом веке они распространяются, часто в очень сложном и отличном друг от друга виде, повсеместно. Вместе с тем, несмотря на территориальные и хронологические различия, схожесть религиозных взглядов, связанных с небесными телами, привела к созданию единой системы их материального изложения, символов-идеограмм. Их изучение способствует лучшему пониманию общих характеристик и особенностей космических культов, широко распространенных среди древних племен.
“Небесные” религиозные понятия племен, проживавших на территории Туркменистана, в том числе и в Маргиане, также вылились в своеобразную систему символов-идеограмм, которые занимают важное место в ее орнаментике. Эти символы возникли в глубине веков и с изменением религиозных представлений претерпели изменения внешние и по содержанию. Несмотря на это, основной вид и содержание этих символов были сходны во всех местах, где развивались астральные культы.
Изображение Солнца как древний астральный символ было одним из самых распространенных знаков. В Маргиане оно изображалось как кружочек с точкой в центре, звезда, крест, колесо, свастика. Эти символы можно видеть на керамике, мелкой пластике, изделиях из камня и кости, художественном металле, украшениях, произведениях мозаики, сфрагистики и глиптики. У индоевропейских и индоиранских народов, одомашнивших лошадь и придумавших колесницу, солнце изображалось и в виде солнечного коня и солнечной колесницы. В их мифологии основной характеристикой Солнца и солнечной колесницы было определение “быстроконное”. Часто образ солнечной колесницы передавался только через колесо.
Этот символ передавал не только внешние характеристики этого природного объекта, но и впитал в себя всю систему понятий о нем изображавшего его человека. А это доказывает, что в основе этих древнейших солярных символов лежит не опыт одного человека, а опыт поколений, разработавших эти сложносоставные изображения одного из важнейших созидающих начал древнего космоса — Солнца. Эти символы оказались очень устойчивыми и в наши дни они остались в узорах вышивки и ковров.
В произведениях искусства Маргианы бронзового века часто встречаются и изображения растений. Среди них выделяется изображения так называемого “древа жизни” или “древа всех семян”. С древнейших времен дерево — символ царства растений. Его ветви, обозначающие многообразие, соединяются в одном стволе, означающем единение. Зеленое, цветущее дерево — символ жизни; высохшее дерево — означает смерть. Цветок — знак рождения, жизни, умирания и воскрешения. Цветы олицетворяют красоту (особенно женскую), чистоту, невинность, счастье, молодость, а также быстротечность жизни.
В древности люди верили, что некоторые растения, их листья, семена, плоды имеют сакральную силу. Бусы, составленные из косточек, зерен, даруют своей хозяйке много детей, здоровье, богатство, уберегут от сглаза [2, с. 285–288].
Некоторые печати и амулеты были украшены целыми композициями, включающими в себя изображения животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых, поэтому эти сюжеты очень разнообразны по содержанию: мирно пасущиеся джейраны или бегущие звери, убегающий олень или настигающая архара хищная птица, охотничьи сцены. Восхищает мастерство камнерезов, сумевших так точно передать стремительные движения и различные позы тел, их анатомическую правильность в миниатюрном масштабе.
Использование изображения птиц в качестве символов было присуще всем народам. Часто птицы выполняют функции волшебного вестника или помощника, или являются посланниками духов и ангелов. Например, орел — хозяин воздуха, символ силы и скорости, знак Солнца, воинов, правителей. Считают, что орел способен долететь до Солнца, поэтому его называют посланцем небес. Ассоциируется с величием, властью, господством, отвагой, вдохновением.
Очень интересны амулеты с изображением различных (в том числе и фантастических) животных. На них часто можно видеть змей, ползущих в сторону животных или птиц, или драконов. По древним верованиям, змея является в первую очередь магическим символом сил, породивших жизнь. Змея, кусающая себя за хвост, — символ вечности. Змея находится в постоянном контакте с силами земли, вод, тьмы и загробного мира.
В глиптике древней Маргианы одной из основных тем является борьба обычных змей с фантастическими драконами за право владения “живительным семенем”. Если змеи изображаются внизу или сзади животного, фантастические драконы изображены с крыльями, часто с рогом на носу, с выпученными глазами и с раскрытой пастью. Их борьба олицетворяет собой общую идею борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла, а это является дуалистической основой зороастризма. Эта главная тема встречается и на каменных амулетах, и на медно-бронзовых печатях. Это сквозные ажурные или перегородчатые печати, на лицевой стороне которых есть изображения, а с тыльной стороны обычно расположена ручка-петелька. Такие изображения создаются на лицевой стороне печати при помощи перегородочек, поэтому их называют “перегородчатые печати”. Они были распространены только в Центральной Азии и не встречаются на территории Ирана и Месопотамии, поэтому их можно считать местным изобретением [6, с. 258].
Богатая и разнообразная глиптика и сфрагистика Маргианы дает веские основания предполагать наличие в бронзовом веке отдельного пантеона божеств. Иногда на печатях изображаются религиозные сцены, божества, алтари, образы, передающие черты растений и животных. Выполненные с большим изяществом и искусно расположенные эти образы сближаются со сложными узорами и иногда их трудно объяснить.
Для декоративно-прикладного искусства древней Маргианы, в том числе и для печатей, характерно изображение фантастических животных, занимательного мира мифологических и сказочных образов: грифонов, крылатых сфинксов, людей с орлиными головами. Образы существ, объединяющих в себе облик птиц и человека, становятся более понятными, если рассматривать их в сравнении с произведениями искусства других регионов. Божества с головами животных характерны для сиро-хеттского искусства [5, с. 17–24; 8, с. 136]. Очень интересны образы крылатых гениев (мифических ангелов-хранителей дома), антропоморфных изображений с птичьей головой и крыльями. В человеческом сознании такие существа наделены необычными возможностями.
В свете археологических открытий последних лет искусство Маргианы бронзового века представляется крупным художественным явлением. Оригинальность этого искусства предстает перед нами как ярко выраженная художественная система со своими стойкими принципами, обнаружившими себя в преемственности образов и форм, а также связей с другими передовыми художественными школами Древнего Востока. Высокое мастерство в использовании материалов (например, некоторые печати вырезаны из очень твердых пород камней), искусное умение резьбы, внутренняя экспрессия и подвижность характеризует лучшие произведения глиптики и сфрагистики Маргианы бронзового века. Они не только показывают высокий уровень местного искусства, но и дают возможность понять богатый духовный мир жителей этой древней страны.
Литература:
- А. К. Амброз. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крючками). — Советская археология, 1965, № 3;
- Н. Г. Борозна. Некоторые материалы об амулетах-украшениях населения Средней Азии.- Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.,1975;
- С. В. Иванов. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л., 1963;
- В. М. Массон, В. И. Сарианиди. Среднеазиатская тераккота эпохи бронзы. М.,1973;
- В. И. Сарианиди Сиро-хеттские божества в Бактрийско-Маргианском пантеоне.- Советская археология. М., 1989, № 4;
- W. I. Sarianidi Marguş. Murgap derýasynyň köne hanasynyň aýagyndaky gadymy gündogar şalygy. — Aşgabat, 2002;
- В. И. Сарианиди. Археологические доказательства протозороастризма а Бактрии и Маргиане. // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т 2. М., 2008;
- Sarianidi W. I. Goňurdepäniň arheologiýasy we Awesta. — Türkmenistanyň taryhy we medeni ýadygyrlikleri ýygyndysynda. — Aşgabat., 2011;
- А. А. Серкина. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма. М., 1973.