Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 09.06.2016

Статья просмотрена: 923 раза

Библиографическое описание:

Мухаммедова, Р. Б. Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте / Р. Б. Мухаммедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 984-985. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31150/ (дата обращения: 17.12.2024).



Всякое произведение искусства носит в себе печать времени. В жизни есть вечные, не преходящие начала и рядом с ними следы времени, века. Творчество в каждую эпоху отмечено определенным стилем, устойчивыми мотивами, которые приняли от предыдущих поколений, прообразы которые мы неизбежно встречаем в далекой старине, в мифах и легендах. Если обратиться к древним изобразительным мотивам, то можно заметить, что у различных народов истоки и смысл образов был идентичен. Любые изображения изначально носили религиозный, мистический, магический смысл. Они передавались из поколения в поколение и порою забытые символы, имеющие только эстетическое звучание, подсознательно оказывают на нас магическое влияние.

Круг, крест, ромб — наиболее популярные символы солнца в традиционном искусстве всех народов. В Средней Азии эти символы существуют издавна, часто в сочетании с другими солярными и астральными знаками. В ряду символических знаков первое место занимают квадрат, разделенный на четыре части, крест с четырьмя точками, круг с вписанным в него крестом, и другие близкие по характеру геометрические фигуры. Круг — оберег от злых сил, это символ Бога, Солнца, Вселенной. Это самая гармоничная и совершенная фигура, имеющая множество смыслов. В самом названии узора, включающего круг, уже была заложена охранная магия. Иногда «солнце» походило на колесо со спицами и шляпками на ободе («Колесо жизни»). Центр колеса -безмерная тоска, обод — неизмеримая окружность, его внутреннее пространство заключает в себе добро и зло, жизнь и смерть, тьму и свет. Изображение «Колеса жизни» связано с крестом, свастикой — символами солнца, огня небесного, «вихревого знака». Оно имело два смысла — еcли оно направлено направо — это символ вечного движения, рождения, еcли влево — символ разрушения, смерти. В Индии колесо бога солнца — это круг со спицами, а в Согде колесо с перлами — это своего рода ожерелье, символ светила и царства света, куда вступает усопший.

Солярные знаки и символы издавна сочетались с животным миром астрального значения. В искусстве горцев Средней Азии небесные светила обозначались большей частью кружком или диском. В степной зоне распространены бараньи рога. Кресты с вздутиями в центре, прямые и косые сочетались с украшениями каплевидной и грушевидной формы. В них усматривается еще и стилизация растительных форм. В Средней Азии крест был известен в виде равноконечного креста, крестообразных ступенчатых фигур, вписывавшихся иногда в окружность, и сочетания треугольников. Кресты из треугольников чередуются порой с крестами, вписанными в полуокружность. На Востоке крест символизировал солнце, композиция из Луны с крестом означала неразрывность, единство мужского и женского начал, символ супружества.

Треугольник — глаз Бога, символ расставания, основанием вниз -мужской символ, основанием вверх — женский. Соединенные вместе они давали начало новой жизни. Если треугольники имели общее основание, то получался ромб — символ женского начала или солярный знак.

П.1

П.2

П.3

П.4

П.5

барги шуллук

барги мажнунбед

барги мажнунбед-2

барги мажнунбед-3

шуллук

32-

32-

32-

32-

32-

Классифи-кационная групировка

Отличительный признак

Порядок записи кода иколичество знаков вразряде

Х

Х

ХХ

Х

Х

Х

Х

Композиционная структура орнамента

Характер орнаментальных мотивов

Мотиви орнаментальных композиций

Групп симметри

Характер движения

Симметрия в раппорте

Цветовые комбинации

Рис. Система кодирования абровых орнаментов.

Квадрат — олицетворение четырех частей света, символ дворца небесного, вечность. Одним из самых распространенных мотивов мусульманского орнамента является восьмиконечная звезда. Ее значение символично. Арабская надпись «Аллах» включает четыре вертикальных линии, передающие буквы этого слова. Если из них составить квадрат, то он будет являться символом Каабы. Если этот квадрат повернуть на 45° и наложить на второй такой же, то образуется восьмиконечная звезда. Пятиконечная звезда в исламском искусстве — символ краткости жизни, полумесяц — символ ислама, процветания и роста. Пятиугольник — пять заповедей ислама. Звезды — символ независимости и божественности.

Позднее орнамент становится все более декоративным, связь с изображением утрачивается, уменьшается значимость узоров, забываются магические и ритуальные функции символического орнамента. Современность их наполняет новым содержанием, вносит в них новый смысл, придает им новое звучание: он несет в себе генную память о прошлом и вводит нас в будущее, поражая нас «богатством мироздания и потоком символов».

Таким образом, в результате проведенных исследований унифицированы типовые элементы абровых орнаментов, определены принципы сопряжения орнаментальных элементов между собой и их расположение на детали изделия, что позволит решать комплексную задачу одновременного проектирования в системе «модель — конструкция -декор (ткацкий орнамент)». На основе данного метода разработаны современные стилизованные тканые рисунки на основе узбекских национальных орнаментов для жаккардовых и набивных тканей.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, крест, восьмиконечная звезда, символ.


Похожие статьи

Пространство и время в устном творчестве северокавказских народов

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Трансформационные процессы в современной фразеологии на материале художественных текстов

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в художественной культуре Средней Азии

Дальневосточная художественная литература как источник изучения этнических культур

Художественный образ как основная категория искусства на примере живописи Алтая

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве

Орнамент в бурятском декоративно-прикладном искусстве

Художественные особенности узбекского национального костюма

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе (на материале казахстанской прозы 60–80-х гг. ХХ века)

Похожие статьи

Пространство и время в устном творчестве северокавказских народов

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Трансформационные процессы в современной фразеологии на материале художественных текстов

Применение архитектурного декора и художественной пластики в средневековой архитектуре Узбекистана и её место в художественной культуре Средней Азии

Дальневосточная художественная литература как источник изучения этнических культур

Художественный образ как основная категория искусства на примере живописи Алтая

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном пространстве

Орнамент в бурятском декоративно-прикладном искусстве

Художественные особенности узбекского национального костюма

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе (на материале казахстанской прозы 60–80-х гг. ХХ века)

Задать вопрос