Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских народов
Авторы: Павлова Светлана Владимировна, Борбоева Бэлигма Цыдыповна, Батоцыренова Светлана Баировна
Рубрика: 11. Легкая промышленность
Опубликовано в
Дата публикации: 02.11.2017
Статья просмотрена: 345 раз
Библиографическое описание:
Павлова, С. В. Некоторые результаты изучения структуры костюма азиатских народов / С. В. Павлова, Б. Ц. Борбоева, С. Б. Батоцыренова. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 128-132. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/286/13225/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одним из важных вопросов современного общества в условиях глобализации и переориентации культуры остается сохранение национальной самоидентичности отдельного человека в мировом культурном пространстве. Для этого необходимо привнесение в обыденность повседневной жизни постоянного ненавязчивого напоминания о связи поколений, времен и культур. Такими связующими, объединяющими прошлое, настоящее и будущее, являются традиции, культура и самобытность каждого конкретного народа. Для этнической самоидентификации, а также осмысленного использования в современном стиле жизни этнических аспектов необходимо их четко обозначить, тщательно изучив первоисточник — материальную культуру изучаемого народа, одной из составляющих которой является его национальный костюм.
Исследование костюмных комплексов невозможно отделить от изучения других объектов культуры наряду с выявлением их взаимосвязи и целостности всей культурной системы народа. Декор, орнамент, колористика как костюмных комплексов, так и других предметов материальной культуры имеют общую знаково-символическую, художественную, формообразующую системы и потому изучать их необходимо в комплексе. Подобное изучение этнической культуры различных народов необходимо для последующего дизайн-проектирования современных изделий по его мотивам [1, с. 87]. Особый интерес в данном контексте представляет разработка изделий легкой промышленности (одежды и обуви) как наиболее наглядный пример этнической самоидентификации и самовыражения. Проектирование современных видов изделий легкой промышленности по этническим мотивам базируется на исследовании с использованием различных методов дизайна, в том числе, метода морфологического исследования [2, с.146].
Морфологический метод исследования может быть применен к целому ряду систем, в том числе к исследованию объектов материальной культуры. В основе морфологического метода поиска новых решений лежит методика отображения структурной организации идеи за счет непредубежденного системно-логического обзора всех возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы, в результате которой достигается обзор перспективы полного поля знаний об исследуемом предмете. В нашем случае исследуемой предметной областью дизайн-проектирования является объекты материальной культуры того или иного народа, в частности, различные архетипы костюмов или его вариации: костюмные комплексы в целом или его морфологическая составляющая.
Одним из видов морфологического исследования является структурный анализ, включающий изучение его объемно-пространственной структуры и пропорциональных соотношений [1, с. 88], поэтому объектом исследования в данном случае может служить структура народных костюмных комплексов: выявленная система характерных для нее структурных или функциональных морфологических признаков. Изучение структурирования формы в виде обобщенного геометрического символа — геометрической фигуры — открывает большие возможности для последующего формообразования и ассоциативного формотворчества в проектном пространстве современного костюма [3, с.227].
Структурный анализ предметов материальной культуры, в том числе и костюмного комплекса, обычно предполагает работу с изображением предмета, включающего конкретный и абстрактный виды. На первом этапе структурного анализа выделяется образ объектов, т. е. их абстрактное изображение, построенное из условных элементов — констант и символов. Структурное изображение национального костюма, как и любого предмета материальной культуры, строится из простых симметричных геометрических фигур: прямоугольника, трапеции (или его геометрической разновидности — треугольника) и овала (рисунок 1). Каждое элемент структуры костюма может характеризовать композиционную систему комплекса в целом. Форма и взаимное расположение структурных элементов подчиняются передаваемой в сообщении объемно-пространственной структуре предмета [4, с. 80]. Выделенные признаки структуры костюма с их вариациями можно располагать в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком, а также графической схемы, что позволяет лучше представить себе исследуемую систему [5, с. 107]. Подобный метод работает и на следующем этапе проектирования — синтезе современных объектов дизайна [6, с. 237]. Перебирая всевозможные сочетания альтернативных вариантов выделенных признаков, можно выявить новые варианты решения структуры современного костюма по этническим мотивам, которые при простом переборе могли быть упущены. Кроме того, в качестве альтернативных вариантов структурных звеньев костюма для проектирования современных изделий в этническом стиле можно использовать видоизменённые структурные звенья. Изменения исходных структурных элементов может происходить как по форме элемента в целом (трансформации сдвига, растяжения, сжатия) [7, с. 120], так и структурных линий звена. При этом размеры морфологической таблицы / ящика могут меняться в соответствии с вариантами трансформации исходных элементов [3, с. 228], а также с вариантами их сочетаний.
Рис. 1.
Изучение костюмного комплекса предполагает исследование не только формы и структуры, но и его структурного формообразования. Если по форме народные костюмы достаточно стабильны [8, с. 140], то структурное формообразование костюмов даже одной этнической группы или народа более разнообразно. Структуры костюмов различных народов достаточно схожи: преобладают такие геометрические фигуры, как прямоугольник и трапеция, поэтому при изучении следует находить особые структурные элементы и сочетания, которые действительно отличают костюм одного народа от другого. При изучении костюмов азиатских народов похожие формы встречаются достаточно часто, а структурные звенья отдельных частей костюма могут отличаться. Подобные отличительные черты, являясь яркими этническими маркерами, служат основой для проектирования современных изделий, позволяя четко выделять характерный этнический аспект. Так, например, отличительной структурной характеристикой одного из комплексов бурятского народного костюма является рукав (рисунок 1, а). В нем использовано сочетание трех фигур: овала, прямоугольника и трапеции (простой и перевернутой), что дает широкие возможности для современного интерпретирования [3, с. 226]. Для последующего этнопроектирования современных костюмных комплексов возможно выделять характерные структурные элементы и/или их сочетания, служащие своеобразным этническим маркером, и которые могут служить структурной основой современного костюма. Так, например, при изучении структуры костюмов китайского народа нами отмечена своеобразная структура праздничных военных доспехов китайского императора (1736–1795 гг.), напоминающая по форме китайский храм (рисунок 1, б). А в одном из костюмных комплексов казахской женщины наиболее характерной чертой является структура головного убора кимешек, который мы представили состоящим из двух трапеций и овала (рисунок 1, в), хотя овал скорее присущ конструкции составляющего головной убор покрывала. Кроме того, достаточно характерна структура нижней части женского костюма, включающей сочетание трапеций платья косетек и верхней одежды — камзола, и образующей структурное подобие ёлки. Последний структурный элемент можно часто встретить в современных стилизациях казахского народного костюма (рисунок 1, в).
При использовании морфологического метода изучения предметов материальной культуры также необходимо учитывать то, что любая структура представляет собой знаково-символическую систему. В ней геометрические фигуры — это не элементарное пересечение линий, а изображения, наполненные сакральным смыслом. Семантическое толкование фигур и знаков может быть отличаться у разных народов, но есть и общее, в том числе и для многих азиатских народов. Две фигуры (прямоугольник и трапеция) состоят из четырех линий, а числу «четыре», как известно, отводится основополагающая роль в философских и космогонических концепциях: четыре стороны света, четыре стихии. Эта фигура совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности. Круг, как бесконечная линия, символизирует время в вечности, это первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. В природе все движется по кругу. Круг представляет небесную сферу в противоположность квадрату Земли, конечному, будучи представленным геометрической фигурой с углами [7, с. 120]. Треугольник отражает строение человеческого бытия на ментальном уровне. В различных трактовках данного символа прослеживается общая идея гармонии и равновесия. Мистическое значение треугольника (по сути графического изображения числа 3) охватывает и объясняет все мироздание: общность Вселенной — космос, земля, человек; продолжение рода — мужчина, женщина, ребенок; физическая оболочка — плоть, душа, разум [9, с. 260]. В современных интерпретациях этнического костюма символика структурных элементов и структуры в целом не имеет столь важного значения, как в народном комплексе, но её изучение необходимо для сохранения целостности этнического образа в современном костюме и может быть основообразующим аспектом как в декоре отдельных изделий или дизайн-концепции коллекции моделей одежды или обуви.
Таким образом, изучение структуры и морфологии народного костюма открывают широкое поле возможностей для формотворческих операций и их последующих преобразований в современной одежде, проектируемой в этническом стиле. Кроме прямого использования выделенных структурных систем народного костюма, возможно создание морфологических матриц характерных элементов изучаемого костюма [3, с. 228], а также их модификаций, что позволяет повысить вариативность последующих проектных решений. Но при этом необходимо учитывать, что в современный костюм, разработанный по народным мотивам, невозможно просто механически перенести структурную и/или пропорциональную основу архетипа народного костюма, послужившего источником проектирования. Требуется творческое переосмысление полученных результатов, использование ассоциативного метода разработки современных изделий, особенно при проектировании на основе сложных объемно-пространственных структур костюма без потери его этнической составляющей.
Литература:
- Павлова С. В. Методологические аспекты этнопроектирования изделий легкой промышленности. // Приволжский научный вестник. 2012. № 11 (15). С.86–90.
- Павлова С. В. Особенности морфологического исследования в этническом дизайн-проектировании изделий легкой промышленности // Матер. XII междунар. науч.-прак. конф. «Кожа и мех в XXI веке: технология, качество, экология, образование». Улан-Удэ, 2016. С. 145–148.
- Павлова, С. В. Особенности структурного анализа бурятского народного костюма // Современные гуманитарные исследования. М., 2009. № 3 (28). С. 225–229.
- Павлова, С. В. Изучение использования народных традиций в практике современного проектирования одежды. // Вестник ВСГТУ. Улан-Удэ, 2007. № 1. С.79–84.
- Кравцова Т. В. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма. Владивосток, 2009. 143 с.
- Павлова, С. В. Изучение аспектов взаимодействия народного костюма и современной моды. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2009. № 3 (41) С. 236–239.
- Павлова, С. В. Структурно-комбинаторное формообразование рукава в современной одежде по бурятским мотивам. // Вестник ВСГТУ. Улан-Удэ, 2010. № 3. С.118–123.
- Павлова, С. В. Особенности морфологии стабильных элементов в костюме по народным бурятским мотивам. // Вестник ВСГТУ. Улан-Удэ, 2010. № 4. — С. 138–141.
- Привалова В. М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира // Изв-я Самарского науч. центра РАН. Том 12. 2010. № 3. С. 255–263.