Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор [1].
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать.
В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. ...В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью... хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон "Золотого сечения", или, как его называют математики, "Закон Золотого числа"» [2].
Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики». Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. Ранние формы орнамента — геометрические. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани» Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения. Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму [3].
Орнаменты — узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшений каких-либо предметов — появились в древнейшие времена. Техника нанесения орнамента, виды орнаментов имеют много общего у тюркских народов. Немецкий ученый Херман Хаожк отмечает незначительные отличия в изготовлении ковров в Анатолии и в Туркмении. Причину этого он объясняет так: "Ясно, что эти ковры по способам нанесения орнаментов повторяют методы кочевых тюрков, переселившихся в Анатолию". Каждый орнамент тюркских ковров имеет свое название. Например, "верблюжья шея", "стрела лука", "след куропатки", "подбоченившаяся девушка", "восьмиугольная звезда", "гусиная ножка", "крючок", "кремень" и т.д. В текстильных изделиях чаще используются енисейские орнаменты и орнаменты, напоминающие буквенные знаки древнетюркского алфавита. На украшениях можно найти орнаменты, похожие на Орхоно-Енисейские руны [1].
Ученые считают, что в самом начале тюркские ковры появились в Центральной Азии. Первым тюркским ковром считается Пазырыкский ковер. Этот ковер появился за пять столетий до нашей эры. В ковре имеется 3600 узлов, размер его — 1,90 х 2 м, на нем изображены четырехлепестковый цветок, "цветок гунна".
Каждый орнамент, узор имеет свое значение. Например, орнамент "подбоченившаяся девушка" напоминает фигуру женщины, упершейся руками в бока. Этот орнамент чаще используется в производстве ковров, чулок и варежек. На алматинских коврах встречаются орнаменты, напоминающие по форме петуха. Наряду с этим изображаются и мелкие узоры в форме рогатины, бахромы, восьмиугольной звезды, следа кошки, букв U(y) и V(B). Эти орнаменты символизируют пятикратную молитву — намаз. Тюрки по-особенному относились к орнаментам. По орнаменту на головном уборе можно легко определить принадлежность человека к определенной нации (узбеки, татары, таджики, казахи, кыргызы), которые когда-то имели общие корни [4].
У кыргызов имеются такие виды орнаментов, как "бараний рог", "амулет", "цветок миндаля", у узбеков — "цветок хлопка", "миндаль". Казахские орнаменты подразделяют на три группы: симметричные, комбинированные, непарные узоры. Основным среди них является "бараний рог". Сам орнамент "рог" делится на несколько разновидностей. Иными словами, в быту широко использовался именно этот орнамент [3].
Как заметил ученый-искусствовед В.Чепелев: "Казахи, кажется, живут в мире узоров, орнаментов". В гармонично выполненных орнаментах, являющихся народным достоянием, правдиво отображаются традиции, обычаи и быт предков. Орнаментальное искусство, как никакое другое, рассказывает об истории народа, его героических делах, является своеобразной летописью. Это искусство, подчеркивая своеобразие народа, развивается вместе с ним. Народные мастера умели находить достойную роль каждому орнаменту [3]. К примеру, орнаменты, наносимые на головной убор, не использовались на верхней одежде, на брюках. Это объясняется следующим. К примеру, орнамент "собачий хвост" никогда не использовался на головном уборе. На верхнюю одежду, платья девочек наносились орнаменты в форме цветов или ласточки. На одежду мальчика наносились орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, бараньего рога. Нанесенные в давние времена на камни, на дерево орнаменты со временем "перешли" на кошму, алашу, ковры и другие предметы быта. Благодаря знакам с определенным значением — танба, можно узнать о значении какого-то понятия, т. е. орнаменты порождены определенной жизненной необходимостью [3]. Искусство наложения орнамента является одним из направлений прикладного искусства. Его виды, названия зависят от предназначения и использования в быту. Имеется немало методов нанесения орнамента: вышивкой, стежками, валянием, подбором цветов клювообразных орнаментов, потайным швом, кружевным шитьем. Нет отрасли, где бы ни использовались такие методы, как плетение, вязание, строгание, шитье, черчение, крашение, инкрустация костью, серебрение, чеканка. Они широко применяются в быту, в производстве, в строительстве, в области культуры, в архитектурном искусстве и играют важную роль в развитии мирового искусства.
Литература:
- Л.М.Буткевич «История орнамента» — Владос, 2008.- 272 с.
- К. Ибраева «Казахский орнамент» АлмаАта : Өнер, 1994. 128 с.
- Маргулан, А. Х. «Казахское народное прикладное искусство» — Алма-Ата: Онер. Т. 3.-1987.-288 с.
- Аргинбаев М.М. «Аксессуары казахского национального костюма статья из научного труда»- 1991- 250 с.