Применение кайтагской вышивки в школьной одежде | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае Самые юные ученые

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №6 (26) июнь 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 401 раз

Библиографическое описание:

Бекбулатова, А. Б. Применение кайтагской вышивки в школьной одежде / А. Б. Бекбулатова, О. В. Панкратова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 6 (26). — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/young/archive/26/1555/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Народное творчество — это историческая основа, на которой развивается культура всего человечества. Для сохранения своей сути человек стремится иметь в своем окружении вещи самобытные, близкие ему по духу [1, с.5]. Видимо, поэтому очень часто в современном костюме появляются национальные черты.

Уникальным видом дагестанского искусства является шелковая вышивка, получившая название «кайтагской» по месту ее возникновения.

Исследователь из Великобритании Роберт Ченсинер в 1993 году издал книгу «Кайтагское текстильное искусство из Дагестана». До недавних пор кайтагская вышивка была на грани исчезновения. В 90-е годы большинство изделий оказались вывезенными за рубеж. Сегодня техника кайтагской вышивки полностью восстановлена местными мастерицами. Они используют иллюстрации из книги Роберта Ченсинера для выполнения работ.

На данный момент работа над сохранением и развитием кайтагской вышивки еще более актуализована. Все больше людей вовлекаются в благородное дело возрождения и восстановления древнего искусства Кайтага: учителя, учащиеся, работники культуры, модельеры и просто заинтересованные люди.

Какое же место займет дагестанская традиционная одежда в современной, стремительно меняющейся моде? Уйдет в забвение или станет тем живительным источником, который даст новую жизнь и новое образное решение костюму приходящей эпохи?

Решению этой проблемы и посвящена моя работа.

Цель работы:

−                   цель работы — изучение и популяризация кайтагской вышивки среди младших школьников и применения ее элементов в детской одежде.

Задачи исследования:

−                   выяснить историю возникновения кайтагской вышивки;

−                   провести анализ элементов, составляющих кайтагскую вышивку;

−                   провести опрос среди сверстников на предмет их видения использования кайтагской вышивки в современной школьной форме и проанализировать результаты анкетирования.

Методы исследований:

−                   Теоретический (анализ произведений литературы и искусства);

−                   Практический (анкетирование; демонстрация школьной формы по результатам, проведенного исследования).

Цвета и символика кайтагской вышивки

Первое моё знакомство с «кайтагской» вышивкой произошло еще в дошкольный период. В городе Каспийск на выставке под названием «Солярис», где были представлены многочисленные работы, сделанные руками разных мастериц.

Элементы в работах были выполнены не симметрично. Как оказалось, это делалось специально. Есть две версии, по одной из которых «изъян» делался для того чтобы передать некое движение вышивки, а по другой версии считалось, что все совершенное создает только Всевышний, а потому нужно нарочно сделать в работе ассиметрию или небольшой участок «заливки» вышить другим цветом. [5, с.52]

Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью. В селении Гапшима (Акушинский район) кайтагская вышивка носила название «подушка для детской люльки», а в сел.Танты (Акушинский район) ее называли «расписная подушка». Тот факт, что ее использовали лицевой стороной внутрь, показывает, что главную роль играла охранная, оберегающая функция.

Тема кайтагской вышивки меня заинтересовала. В литературных источниках было дано следующее определение: «кайтагская вышивка — это вид вышивки односторонней гладью «в прикреп» по домотканой хлопковой ткани шелковыми нитями. Самые ранние дошедшие до нас экземпляры датируются концом XVII века» [2, с.32]. И я решила: а почему бы не внедрить некоторые детали, присущие кайтагской вышивки, в школьную форму?

Тема для исследования выбрана мной не случайно. Мне бы хотелось, чтобы младшие школьники узнали как можно больше об этом удивительном виде дагестанского прикладного искусства.

Кайтагская вышивка не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания. Цвета ярки, насыщенны, жизнерадостны. Доминируют белый и оранжевый (цвет солнца), зеленый (цвет вечнозеленой ели, травы), синий (цвет ясного неба), красный (цвет пылающего огня), желтый — цвет радости, пробуждения жизни.

Имелись и знаки, свидетельствующие о счастливой охоте, победе, удаче. К примеру, на панно с лошадьми изображены всадники; об их знатности говорит их одежда: папахи, кони хорошей масти. Иногда вышивались цветы, обладающие лечебной, магической силой родового древа, как знак жизни и плодородия. Изображение креста существовало у самых различных народов. Он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а затем солнца, как огня небесного. Встречались изображения прямого и косого креста. Свастика — повсеместно распространенный символ огня и солнца, отростки которого символизировали вращательное движение солнца. Триквестр — знак огня, домашнего очага, три изогнутых отростка которого, напоминают трепетные языки пламени. Форма круга издавна связывалась с постоянно наблюдаемой формой солнечного диска. Множество маленьких треугольников, заполняющих фон, — знак воды. Мелкая клетка в шахматном порядке символизировали вспаханную землю или дома. Крест в круге — древний знак, обозначает неразрывную связь небесного (солнца) и земного (огня). Розетка — уже в древнейших культурах Востока была эмблемой солнечных богов. В ней как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. В вышивках в виде узких серпов встречаются изображения луны — лунницы. Месяцу приписывались священные свойства. Меандр — знак вечного движения. Треугольники с основанием внизу и вершиной вверху означали мужское начало, а с вершиной внизу — женское. Символика движения и пространства изображается в виде ломаной линии. Еще один часто встречающийся в кайтагской вышивке элемент — точки, возможно, служили для изображения зерна. Встречается довольно часто знак, похожий на лапку птицы, это олицетворение известного образа «древо жизни». Символ «бесконечности» трактуется как символ круговорота вселенной или времени. Символ змеи выступает как оберег [3, с.26].

Основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных культов: верования древних кайтагцев, просьбу о здоровье, добре, урожае, помощи в трудных жизненных ситуациях. Для этого человек использовал различные орнаменты и цвета.

Кайтагская вышивка и современность

Традиционная одежда народов Дагестана — одно из уникальных явлений материальной и духовной культуры. В единстве с природой, религиозными и мифологическими верованиями, разнообразными ремеслами и традициями рождался, превращаясь в зримый и яркий образ народный дагестанский костюм. Он стал универсальным продуктом дизайнерского творчества и высокого мастерства простых рукодельниц и мастеров того времени. И если в прошлом он представлял собой достаточно «стабильную» форму, то в настоящее время стал источником одного из модных стилевых направлений конца XX века не только в Дагестане, но и за ее пределами [1, с.16].

Современная мода, ощущая себя полноправной наследницей прошлого, с наслаждением перебирает содержимое дедовских сундуков, приспосабливая для себя прежние идеи, теории и формы.

К народным традициям постоянно обращаются художники — модельеры, создавая свои коллекции. Среди учеников известного дагестанского модельера Анны Джетере источником творчества становится не только сам традиционный костюм, но и архаичная кайтагская вышивка. Полнее выразить самобытность и национальное своеобразие, глубоко почувствовать красоту в самых обычных вещах удается не всем, но ученикам Анны Борисовны это удалось в полной мере.

Кайтагская вышивка нашла свое отражение и в работах другого талантливого дагестанского модельера Шамхала Алиханова, чье имя стало известно и за пределами нашей страны. Он четко определил свое творческое кредо: мужская одежда, которая подчеркнет и раскроет характер горца. Его модели подкупают изысканной простотой, в которых современная интерпретация переплетается с культурой древнего Дагестана и новыми реалиями.

Мое исследование продолжилось составлением вопросника и анкетированием учащихся моего класса. Было предложено ответить на следующие вопросы.

В опросе приняли участие 65 учащихся 4-х классов нашей школы.

В ходе анкетирования мы получили следующие результаты.

Выводы исследования.

  1.               История кайтагской вышивки уникальна, так как это ценное историко-культурное и художественное наследие дагестанского народа. Ее изучение показало важность использования традиций вышивки в художественном образовании, трудовом и патриотическом воспитании детей и юношества. Важное значение имеет использование наследия народной вышивки и в моделировании современной одежды, в творчестве художников декоративно-прикладного искусства, в современном дизайне. Большое удовлетворение вызывают работы дагестанских модельеров, которые сделали традиционную дагестанскую вышивку брендом.
  2.               Анализ элементов кайтагской вышивки показал, что учащимся двух классов больше всего приглянулись такие элементы как, «всадник», «цветы», «розетка», «лунницы», «большие треугольники», «бесконечность» и «косой крест». И эти элементы в большинстве своем ученики выбрали в качестве декорирования школьной формы.
  3.               Проведенный опрос среди сверстников двух классов говорит о том, что больше половины учеников высказались за форму с кайтагскими элементами. Большая часть опрошенных проголосовала за изменение школьной формы.
  4.               Рекомендуем педагогам, родителям, дизайнерам одежды внедрить элементы кайтагской вышивки в школьный костюм для сохранения традиций и материальных ценностей дагестанской культуры.

C:\Users\05\Desktop\IMG_1429.JPG

Рис. 1. Символика кайтагской вышивки

 

C:\Users\05\Desktop\IMG-20190114-WA0068.jpg

Рис. 2. Пример практического применения вышивки

 

C:\Users\05\Desktop\гг.png

Рис. 3. Результаты анкетирования среди учащихся 4-х классов

 

Литература:

 

  1. Гаджиханова Р. Дагестанский костюм. Махачкала, 2010г.
  2.               Маркина М. А. «Искусство кайтагской вышивки». ДПИ Дагестана, 1998г.
  3.               Гаджиева С. Одежда народов Дагестана XIX- нач.XX в. в. Москва, 1981г.
  4.               Севриновский В. «Лабиринт из шелка и золота» (статья). Москва, 2016г.
  5.               Гасанова У. У. «Цветообозначение и символика кайтагской вышивки». Народы Дагестана. Республиканский общественно-политический журнал. 2014г, № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): кайтагская вышивка, школьная форма, Акушинский район, Дагестан, Анализ элементов, результат анкетирования, работа, цвет, элемент.


Задать вопрос