Сегодня возрастает интерес к предметам этнотворчества, которое способствует сохранению и возрождению традиционных видов бурятского декоративно-прикладного искусства. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа. Из поколения в поколение народные мастера декоративно-прикладного искусства передают свое умение подрастающей молодежи. На протяжении многих веков народные мастера создавали изделия для домашнего обихода, украшения для женщин и интерьера, одежду и ткани, оружейные принадлежности и военные доспехи, детские игрушки и др.
Изделия бурятских мастеров издавна славились далеко за пределами малой родины и до сих пор не угасает интерес у ценителей искусства со всего мира. У каждой местности свое направление в декоративно-прикладном искусстве. А особой популярностью пользуется у людей предметы быта, расписанные бурятскими орнаментами. Изделия известных или безымянных мастеров, поражают художественной фантазией и совершенством форм. А что же их делает оригинальными? Конечно, каждая вещь, изделие сделанная рукой мастера украшает великолепный орнамент.
Национальный орнамент — феномен художественной культуры народа, несущей в себе опыт многих поколений. Придание национального своеобразия современным вещам часто осуществляется через использование мотивов и приемов орнаментирования в народном стиле. В условиях возрождения самосознания народов естественно стремление ориентироваться на традиционную самобытность, на народное прикладное искусство.
В группу родственных народов, объединенных понятием «монголоязычные народы», входят народы, населяющие Монголию, а в составе России — Бурятию и Калмыкию. В целом орнаменты этих трех родственных народов имеют единое происхождение. Образы, формы и стиль украшения изделий народных промыслов складывались и совершенствовались в течении многих десятилетий, а то и столетий. Одно из направлений изучения традиционного искусства — раскрытие семантики, происхождения и скрытого смысла изображений. Другое важное направление — отбор наиболее удачных прототипов узоров, представляющих высокую эстетическую ценность и удовлетворяющих строгим критериям. С традиционной орнаментикой нужно работать, моделируя, изменяя формы, приспосабливаясь к изделиям и учитывая новые эстетические требования. Создавая любую вещь, бурятский мастер всегда руководствовался идеей гармонии, целостности художественного решения, основанного на ритмическом соответствии, аналогии элементов, мотивов декора [5].
К нашему сожалению, мало кто знает об этом, при разработке нашего исследования мы преследуем цель: выявить особенности традиционного орнамента бурят.
Традиционный бурятский орнамент представляет одну из возможностей выявления специфических черт и культурных основ данного народа. При этом, орнаментальная система бурят включает мотивы как древние, до буддийского времени, — предбайкальских бурят, так и мотивы более поздние — забайкальских бурят, на творчество которых повлияло распространение буддизма.
Орнаментальное творчество бурят имеет в своем фонде наиболее древние образцы узоров и графем, бытовавшие с неолитического времени — это круг, волнистые линии, простейшие прямые и наклонные линии, зигзаг, ромб, крест, треугольник [4].
Основными мотивами геометрического орнамента являются «меандр» и «плетенка»,
– «меандр» («алхан хээ») — молоточный орнамент. Меандр называют молоточным, так как по-бурятски и монгольски «алха» — молоток, идея вечного движения — связано с древним оружием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу (они прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра). У монгольских народов меандр изображается только на особо важных предметах, например, на архитектурных деталях, на священных сосудах.
– «плетенка» («улзы») — древнейший орнамент, изображаемый в виде клетчатого переплетения, символизирует счастье, благополучие, долголетие. Он изображается в виде клетчатого и криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветными узорами. Улзы принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, обозначающая бесконечный цикл перерождений в мире людей [2].
Зооморфный орнамент был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящими в далекую древность. Бурятский мастер очень внимательно относился к изображению животного, птицы, рыбы. Еще в древние времена люди верили, что знаковые рисунки помогают им общаться с потусторонними миром богов, духов, выполняя при этом роль посредника мирами. Часто, орнаментальное изображение служил оберегом от злых сил, считалось, что они приносят счастье, спокойствие. Например, у некоторых бурятских семей располагали рисунок или орнамент с совой у кровати. Сова — это ночная птица, которая обладает магической силой и связь с потусторонним миром, а значит способен сберечь душу человека во время сна. В других случаях использовать образ совы не желательно, т.к может принести вред, чем пользу. У большинства народов сова считается мертвой птицей [1].
Люди давно научилось использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Каждый народ использует в первую очередь те материалы, которые распространены в данной местности. У каждого региона нашей большой страны имеет свое направление в декоративно-прикладном искусстве. Например, в Туле изготавливают самовар, гармонь, оружие, Гжель — голубой керамикой, Палех своей лаковой миниатюрой и иконописью, горный Дагестан-ковровым искусством, а бурятские мастера умело наносили ажурные орнаменты чеканкой, росписью, резьбой на предметы быта, игрушки, оружие, одежду [3]. Примечательно, что в жизни бурят окружали предметы из дерева, редко из глины. Это объясняется тем, что в Забайкалье, Бурятии, Иркутской области богата лесами: кедрачи, сосна, ель, береза, которые подразделяются на хвойные и лиственные.
Таким образом, следует отметить устойчивость в бурятской художественной культуре древних орнаментальных мотивов и их композиционных решений на протяжении длительного времени. Орнамент у бурят делится на четыре вида: зооморфный, растительный, геометрический, спиральный. В нем можно найти популярные «плетёнку», «меандр». Используемые цвета: зеленый; синий; желтый; красный, белый. В орнаменте изображаются животные, рыбы, водоплавающие птицы или фрагменты шаманской мифологии.
Литература:
- Дугаров Б. С. Бурятские сказки. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sv-scena.ru/Buki/Buryatskiye-skazki.1.html ;
- Балдаев Ф. И. Бурятский народный орнамент-Буряад арадай угалза хээ: альбом-Улан-Удэ, 2016.-80 с.: цв.ил.
- Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят: учебное пособие: Улан-Удэ. 2004.-228с., ил.
- Кочева Т. В., Челпанов И. Б., Баторова Е. А., Никифоров С. О., Аюшиева А. О. Научное издание «Орнаментирование. Традиции и современность» Издательство БНЦ, Ассоциированный член Издательство СО РАН Улан-Удэ, 1999 г.
- Окладников А. П. История и культура Бурятии. Бурятское книжное издательство, -Улан-Удэ: 1976.-460с.