В статье автор исследует происхождение якутского чорона и рассматривает современный геокультурный образ чорона.
Ключевые слова: чорон, ысыах, геокультурный образ.
Люди, не знающие Якутию, часто интересуются ее культурой, бытом.
Исторические предания якутов появление Ысыаха связывали с именем их легендарного родоначальника Эллэя, одинокого, не знавшего родителей, мастера на все руки [1]. Эллэй, говорится в преданиях, первый устроил Ысыах, первый изобрел кумыс и посуду для него — чорон — деревянный кубок для питья кумыса и других молочных напитков. Рис.1.
Рис. 1. Подготовка к Ысыаху 1945г. Борогонцы, Усть-Алданский улус [1, с. 15]
Чорон происходит от слова чорой, чорот, означающего: держать торчмя, заострять, вытягивать, напрягать.
Форма чорона напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации. При рождении каждому ребенку выполняли свой кубок [1].
Так, после изучения истории чорона мне стало интересно, и я посетил краеведческие музеи в городе Якутске и нашел интересные археологические данные раскопок. Так в XVI веке Попов нашел в местности Улахан-Алаас Баягинского наслега Таттинского улуса чорон. В XVII-XVIII веках Константинов в местности Сайылык Эбэ, Ожулунского наслега Чурапчинского улуса такой чорон. И в конце XIX-го в начале XX-го века нашли в Чөркөхе Таттинском улусе чорон. Сведем данные нашего исследования в таблице 1.
Таблица 1
Археологические данные раскопок:
Материал археологических раскопок |
Место нахождения |
Фото чорона |
|
XVI век |
В. В. Попов |
в местности Улахан-Алаас Баягинского наслега Таттинского улуса |
|
XVII-XVIII век |
И. В. Константинов |
в местности Сайылык Эбэ, Ожулунского наслега Чурапчинского улуса |
|
Конец XIX — начало XX вв. |
Черкех, Таттинский улус |
|
Я сходил к народному мастеру Василию Егоровичу Протопопову по изготовлению чорона и он мне показал приемы резьбы по дереву, узнал много нового как делают чороны и узнал способы нанесения разных орнаментов.
Сперва выбирают кусок дерева и очищают от бересты, из готовой чурки начинают делать чорон. Было очень интересно учиться у мастера. Рис. 2.
Рис. 2. Работа мастера Василия Егоровича Протопопова
История трансформации чорона от XIX века до наших дней разнообразен. С 2000 годов в период «пост модернизма» появились памятники, муралы как часть объекта, символы. Так чорон стал геокультурным символом Якутии [2]. Рис.3.
Рис. 3. Образы чорона в современной Якутии [2, с.24]
В заключении хочется отметить, что чорон испокон веков считается у народа саха — сакральным и таинственным сосудом, что доказывают наши исследования в первой части.
Чорон был и остается любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, хотя и как показывает мое исследование современный геокультурный образ чорона изменился за прошедшие года, но все равно даже сейчас чороны есть практически в каждой якутской семье. И являются символами богатства, изобилия и счастья. Доказательством этого является пусть и небольшое, но показывающее действительность исследование — по анкетированию которого современные дети часто ассоциируют чорон именно с праздником Ысыаха, но по-настоящему значение чорона для народа Саха не представляют. И можно сказать, что повышение знаний о чороне было у 90 % мною опрошенных, что считаю действительной плодотворным итогом моей исследовательской работы. Если раньше образ чорона представлял более сакральный и мифический характер, с оригинальными ритуалами, каждый чорон, например представлял свою ценность, то сейчас можно сказать, что В XXI в. мы вновь обрели наш чорон в виде символа счастья, богатства и изобилия. Чорон стал культовым брендом Республики Саха и заслуженно может считаться уникальным произведением искусства. Орнаменты на чоронах имеют богатую семантику, глубокий философский смысл и требуют дальнейшего, более детального исследования. В дальнейшем планирую изучить образы чорона в разных районах нашей республики и мира, сравнить их узоры и орнаменты, в дальнейшем создать энциклопедию чорона по разным улусам нашей республики.
Литература:
- Алексеев А. Н. О происхождении якутских чоронов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. — № 1 (10). С. 53–60.
- Кисель В. А. Якутские чороны и их происхождение //Этнографическое обозрение. — 2003. — № 6. — С. 70‒77.