История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 998 раз

Библиографическое описание:

Кулявцева, В. Н. История народных промыслов / В. Н. Кулявцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2426/ (дата обращения: 16.12.2024).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Кулявцева ВН фото.jpg

Вид деятельности: познавательная

Форма: кружок

Направление воспитания: художественно-эстетическое

Направление развития личности: социальное

Пояснительная записка

Программа «История народных промыслов» позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения предметам филологического цикла, МХК, технологии, музыки, с воспитанием личности младшего подростка и развитием его творческого потенциала.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целомЗанятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы на выставках.

В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. «История народных промыслов»- курс для учащихся школы, дополняющий и углубляющий знания детей 5–6 классов, получаемых на уроках изобразительного искусства и технологии. Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир. Особенностью курса является использование в работе нетрадиционных материалов для изготовления традиционных изделий. Например, лозу заменяют трубочки из бумаги, глину — соленое тесто, мозаичное стекло — яичная скорлупа, чеканка-фольга.

Цели: приобщение к национальной культуре;создание условия для формирования и развития творческих способностей учащихся в художественной обработке материалов. Задачи:

  1. Способствовать активизации творческого потенциала, мыслительной деятельности, моторных навыков
  2. Развивать самостоятельность и познавательную активность учащихся;
  3. Создать условия для самостоятельного самоопределения;
  4. Воспитывать уважение к народным традициям.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

История возникновения промыслов росписи по дереву

13

Лекция

Практикум

Виртуальные экскурсии

2

Картинки «Лубок»

4

Лекция

Практикум

Самостоятельная работа Заочное путешествие

3

Декоративная роспись на темы сказок и мира растений

6

Лекция

Мастер-класс

Практикум

Самостоятельная работа Выставка работ

4

Декоративная отделка металла и глины

6

Лекция

Мастер-класс

Практикум

Самостоятельная работа Выставка работ

5

Декоративная

отделка плетение из бумажной лозы

5

Лекция

Практикум

Самостоятельная работа Выставка работ

Содержание тем

Тема 1. История возникновения промыслов росписи по дереву (13часов) Матрешка.История возникновение промысла. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание».Внедрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859–1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой Дарума, привезённой с острова Хонсю, женой С. И. Мамонтова.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIXвек (19 век) а в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 году основана артель.

Хохлома.Старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Мезенска роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу XIXвек (19 век) в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII, выполненных в мезенском регионе.

Пермогорская роспись.История данной росписи берет свое начало в Архангельском крае, а точнее происходит из Пермогорья — группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Главными цветами, используемыми в данной технике рукоделия, выступают красный, а также зеленый и желтый. Иногда мастера используют и кобальтовый отттенок, а также немного золота.

Тема 2. Картинки «Лубок» (4 часа)

До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XVвеке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография. Создание картинки в этой технике.

Тема 3. Декоративная роспись на темы сказок имира растений (6 часов)

Создание работы на основе полученных знаний по теме-1.Выбор росписи и создание сюжетной композиции. Можно работать в команде.

Тема 4. Декоративная отделка металла иглины (6 часов)

О металле. Техника чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна еще в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв. Чеканка высокого рельефа из листового серебра производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши — в Новгороде.

О глине. Глиняную плитку, предназначенную для отделки пола и зданий, начали производить на Руси еще в 10–11 веке. Тогда ей украшали в основном церкви и храмы. Собственно, сам печной изразец появился немного позднее — в 16 веке. В то время представлял он собой обычную глиняную плитку с рельефным узором. Сюжеты рисунка на такой отделке могли быть самыми разными. Поливой (аналогом современной глазури) изразцы начали обрабатывать в 17 веке. Во всяком случае, самая старая из всех найденных плиток датируется именно этим столетием. Вторую его половину можно с уверенностью назвать золотым веком изразцового искусства. Именно начиная с 17 в. и по 19-ый украшение печей этим видом облицовки становится традиционным. Сюжеты израцовых картин, а также мотивы узоров все более усложняются. Цвета же становятся необыкновенно яркими и красочными. Изразцами украшают печи больших церквей, дома зажиточных граждан, дворцов. Создание изразцов по своему эскизу.

Тема 5. Декоративнаяотделка плетение из бумажной лозы (5часов)

Одним из популярных видов рукоделия является плетение из бумажных трубочек. Плетеные изделия известны с давних пор, в мире существует множество технологий плетения различных материалов. Но плетение из бумаги — достаточно молодое направление в этом искусстве. Оказывается, бумагу можно не только резать, клеить, складывать, из нее можно плести. Плетение из бумаги, наряду с квиллингом и оригами, стало очень популярным видом рукоделия. Это увлекательное и приятное хобби, подходящее как для любителей мастерить в одиночку, так и для предпочитающих коллективное творчество. Оно не требует значительных материальных затрат, но при этом позволяет создавать красивые и полезные изделия. Переплетая между собой однотонные или разноцветные полоски бумаги, можно получить оригинальные поделки, разнообразные сувениры: шкатулки, плетеные корзины всех форм и размеров, коробки и коробочки, подставки, вазочки, газетницы, карандашницы и многое другое.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Контрольно-измерительные материалы Мини-олимпиада

1) Из какого материала изготавливали матрёшку?

а) из дерева;

б) из глины;

в) из фарфора;

2) Городецкая роспись украшала? а) одежду; б) гончарные изделия; в) мебель;

3) Какие цвета используют для Хохломской росписи?

а) красный, чёрный, жёлтый, зелёный;

б) разные цвета;

в) белый, синий;

4) К какой росписи относятся перечисленные элементы росписи: деревья, птицы, лоси, кони, олени, снег.

а) Жостово;

б) Городец;

в) Хохлома;

г) Мезенская;

5) В Пермогорской росписи использовали цвета:

а) красный, зелёный, желтый;

б) синий, белый;

в) красный, чёрный;

6) Что такое береста?

а) узор;

б) деревянная посуда;

в) берёзовая кора.

7) На каком материале выполнялась Мезенская роспись?

а) металл;

б) керамика;

в) береста;

г) луб.

8) Откуда черпают народные мастера образы, сюжеты, орнаменты?

а) а из природы;

б) придумывают сами;

в) из книг.

Ключи:

1. а 2. в 3. а 4. г 5. а 6. в 7. в 8.а

Литература:

  1. Павлинов П. Я. Каждый может научиться рисовать/ П. Я. Павлинов.-М.:Сов.художник,1993.-240с.;ил.
  2. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству.И. П. Волков.-М.:Просвещение,1982.-101с.
  3. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е. Г. Вакуленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Варавва Л. В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л. В. Варавва. — Ростов н/Д., 2007.
  5. http://www.liveinternet.ru/users/2620817/post384897793/
  6. http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962
Основные термины (генерируются автоматически): VIII, самостоятельная работа, век, Выставка работ, декоративная роспись, изобразительное искусство, бумажная лоза, Городецкая роспись, деревянная посуда, Мезенская роспись.
Задать вопрос