Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.07.2015

Статья просмотрена: 1199 раз

Библиографическое описание:

Жумадилова, А. М. Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника / А. М. Жумадилова, Г. В. Сафронова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 187-188. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/153/ (дата обращения: 16.11.2024).

     

 

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального декоративно-прикладного искусства.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и развитии творческих способностей детей отмечали многие искусствоведы, исследователи детского творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская) Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях яркие представления о Родине, ее культуре и истории, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного [1].

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать творческие способности.

«Не знающий своих предков в семи коленах сын — никчемен и пуст, не знающий своего прошлого в семи веках народ — не имеет будущего» гласит казахская пословица

В нашей Восточно-Казахстанской области проводились исследования по данному вопросу в Катон-Карогайском, Зыряновском районах.

Результат изучения литературы показал, что о развитии ДПИ в Бородулихинском районе сведений в книгах, журналах и газетах нет. Есть публикации об отдельных мастерах современного искусства, но они не дают целостной картины истории развития декоративно-прикладного творчества в нашем районе.

Казахстан и в советское время называли самой многонациональной республикой. А первые переселенцы появились здесь во времена Столыпинской реформы. Причем, помимо русских, активно осваивали новые земли украинцы, белорусы и немцы. Годы войны запомнились депортацией корейцев, чеченцев и ингушей, а целина прибавила в республику еще несколько миллионов переселенцев со всего Советского Союза. В результате геополитических изменений сегодня в Казахстане проживают представители более 140 национальностей и народностей.

В современных предметах декоративно-прикладного искусства переплелись элементы многих народов, населяющих нашу страну. Изучение данного вопроса мы провели на местном примере.

По последним данным, полученным в акимате Подборного сельского округа, в селе Камышенка проживает 1054 человека, взрослого населения- 696 человек. В процессе поисковой работы мы выяснили, что только 21 житель нашей деревни занимается декоративно — прикладным творчеством, что составляет около 3 % взрослого населения. Из них 94 %-женщины и только 6 %-мужчины. А вот рукоделием занимаются почти 80 % женщин нашей деревни.

Семьи 57 % мастеров проживают в селе Камышенка с довоенного времени. И 43 % мастеров приехали в деревню из других районов ВКО.

По национальному составу: мастеров- казахов 52 % и 48 % мастеров-русских.

А самое интересное: декоративно-прикладным творчеством занимаются люди старше 50 лет, их 86 %. И только 14 %-до 50 лет.

Из бесед с мастерицами выяснили, что к рукоделию их приучали с раннего детства. Декоративно-прикладным творчеством занимались их родители и родители родителей.

Многие мастерицы подарили свои изделия или предметы, изготовленные их родителями в школьный музей.

В ходе поисковой работы мы провели анкетирование среди 30 человек пенсионного возраста и выяснили, что спад ДПТ жителей села Камышенка приходиться на советский период развития нашего государства. Это связано с тем что, во-первых, всё совершеннолетние жители работали в колхозе, после работы занимались личным хозяйством, т. е. было мало времени.

Во-вторых, в магазинах было много товаров. Но эти вещи и предметы быта были заводского производства, неплохого качества, но однотипные.

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального декоративно-прикладного искусства. В данный момент времени наше государство делает все, чтобы ДПИ развивалось.

В образовательную область «Технология» введён раздел проектная деятельность. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности.

В ходе исследования среди учащихся Камышенской средней школы установили взаимосвязь успеваемости школьника и его занятий ДПТ: 33 % от общего количества учащихся 6–11 классов учатся на «4» и «5» и 21 % из них с удовольствием занимается декоративно-прикладным творчеством.

Мы провели анкетирование среди учащихся и выяснили, что 78 % % от опрошенных знают какими видами рукоделия владеют члены его семьи. 99 % опрошенных занимаются декоративно-прикладным творчеством на уроках технологии. А приобщают их к таким занятиям родители и учителя технологии.

Проанализировав материал по уровню воспитанности среди 7–9 классов Камышенской средней школы за 2013–2014 годы, предоставленный нам психологом, и сравнили его с оценкой за творческий проект по технологии. Пришли к выводу, что яркие и креативные работы выполняют учащиеся с высоким уровнем воспитанности. Оригинальные работы выполняют учащиеся, как с хорошим, так и среднем уровнями воспитанности. Необходимо отметить, что творческие проекты на «удовлетворительно», так же выполнили учащиеся, как с хорошим, так и среднем уровнями воспитанности.

В процессе работы мы провели совместно с психологом диагностику творческого потенциала учащихся 9 класса и установили, что учащийся, обладающий высоким творческим потенциалом, будет чаще всего хорошо учиться, т. е., соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется), т. е. высоким значениям показателя успешности в учёбе не всегда соответствуют высокие значения показателя креативности, они могут быть и очень низкими, что свидетельствует о том, что для достижения успешности в учёбе не обязательно наличие творческого потенциала. Т. е. нет двусторонней связи, а существует только однонаправленная связь, да и, то только в области высоких значений показателя креативности.

Практико-ориентированные проекты по технологии учеников Камышенской средней школы подтверждают, что современные школьники, интересуются декоративно-прикладном искусством, и с интересом перенимают опыт предыдущих поколений.

Декоративно-прикладное искусство — столь прекрасно и серьёзно, что описать его воздействие на жизнь человека в пределах данной работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, ученые продолжают изучать предметы искусства.

 

    Литература:

 

  1.                Актуально об актуальном. Сборник статей казахстанских искусствоведов. Алматы. Китап, 1999.С.37
  2.                Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство. Газета «Первое сентября».
  3.                Муканов М. С. Казахские домашние художественные ремёсла. Алма-Ата «Казахстан» 1979. С. 5
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное творчество, народное искусство, Камышенка, уровень воспитанности, взрослое население, национальное декоративно-прикладное искусство, поисковая работа, эстетическое воспитание, высокое значение показателя креативности.


Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Похожие статьи

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Специфика воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников

Задать вопрос