Для представления проблему нашего исследования, можно процитировать слова Д. С. Лихачева: «Любовь к родному краю, знание его истории и особенностей — вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
На сегодняшний день наблюдается тенденция недостаточного владения информацией о местных особенностях и снижение интереса к познанию родного края у молодого поколения. Этому свидетельствуют, отзывы родителей и учителей и опрос учащихся. Основной причиной этому может служить повышенный интерес к культуре и географии других народов в эпоху глобализации. В данной статье предлагается краткий обзор инновационного телекоммуникационного проекта, апробированного в Назарбаев Интеллектуальной школе химико-биологического направления г. Павлодара со школой-партнером St.Katherine'sSchool в Великобритании, целью которого являются:
привитие интереса к местным достопримечательностям у школьников и у студентов посредством использования информационно-коммуникационных технологий;
культурно-языковой обмен; расширение кругозора во время представления свих результатов и находок на английском языке, и командной работы, где есть возможность погрузиться в реально-коммуникативную ситуацию, что позволит повысить компетенции в языковой области и мотивацию к изучению иностранного языка;
улучшение знаний по предметам химия и биология.
Владение краеведческими знаниями у подрастающего поколения напрямую влияет на формирование национального самосознания, духовно-нравственного становления молодого поколения. Поэтому, знания в данной области, очень важны для воспитания патриотизма, бережного отношения к культурному и природному наследию, что и определяет актуальность данной темы. Основой современной образовательной системы являются принципы развивающего обучения и практической ориентированности, поэтому необходимо организовывать познавательную деятельность в этом направлений. Л. В. Кудрявцева определяет телекоммуникационный проект «как совместную деятельность учащихся, где учащиеся — не просто пассивные поглотители информации сети Интернет, а создатели своего собственного понимания предметного содержания обучения. В центре такой технологии обучения — ученик; в основе учебной деятельности — сотрудничество (межличностное и посредством сети Интернет); учащиеся играют активную роль в обучении, а суть самой технологии — развитие способностей к самообучению и самообразованию» [1, c 49].
Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. «Французский педагог Селестен Френе (1896–1966) назвал метод проектов технологией свободного труда. Метод проектов всегда предполагает самостоятельное решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, а также творческих областей» [2, с. 1].
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» [2, с.1]. Мы считаем, что телекоммуникационные проекты практически незаменимы в изучении местных особенностей и в познании отличительных характеристик географических положений других народов через всемирную паутину. Так как, образовательный процесс посредством всемирной паутины, наиболее интересный и доступный способ для современного учащегося. Более того, самостоятельные исследования и самовоспроизведение (в нашем случае адресованного учащемуся из другой страны) изученного материала является одним из эффективных и методов закрепления знаний.
Предметом данного исследования является мед, как один из индикаторов фауны и географических особенностей местности. Результаты работы могут быть использованы на элективных курсах в старших классах с профильным обучением, а так же может быть предложена, как эффективная методика во время урока и внеурочное время интегрирования предметов, с привлечением зарубежных школ-партнеров.
В качестве гипотезы, выступают различия в составе меда, из-за разных климатических, географических, биологических условий и популяционных особенностей пчел. Следующим преимуществом телекоммуникационных проектов является расширение кругозора во время представления свих результатов и находок на английском языке, и командной работы, где есть возможность погрузиться в реально-коммуникативную ситуацию, что позволит повысить компетенции в языковой области и мотивацию к изучению иностранного языка.
Мед один самых древних и ценных продуктов, который когда-либо использовался человечеством. О его пользе написано немало и, все же, существуют множество загадок, связанных с ним или его компонентами. «Мёд — один из природных деликатесов, не требующий какой-либо добавки или переработки. Мед не вызывает повышения сахара в крови выше уровня, с которым не может справиться организм человека. «Апимониторинг — это оценка окружающей среды с использование медоносных пчёл и продуктов пчеловодства. Его эффективность подтверждают работы многих учёных, таких как, Колесникова Е. В., Колупаев Б. И., Кригер Н. В». [3, c. 112].
Исследование проводилось в сотрудничестве с иностранными преподавателями, которые, в свою очередь, смогли привлечь учащихся зарубежных школ на каждом этапе исследования.
Работа осуществлялась по следующим этапам:
1 этап — подготовительный, в ходе которого была выдвинута гипотеза, поставлены основные цели и задачи исследования;
2 этап — обзор научной литературы по теме исследования.
3 этап — подбор методик проведения исследования, планирование выполнения экспериментов и анализов.
4 этап — экспериментальный, в ходе которого был произведен отбор проб меда, и проведены запланированные эксперименты на выявления особенностей качественного состава и основных физико-химических характеристик мёда.
5 этап — обработка результатов экспериментов. В ходе этого этапа было получено теоретическое обоснование полученных практических результатов.
6 этап — телекоммуникационная презентация результатов исследования.
В целом, в ходе проекта удалось достичь ожидаемого результата. А именно, улучшение знаний о Павлодарской области, его географических и природных особенностей; владение необходимыми терминами в области химии и биологии для проведения эксперимента на английском языке; культурный и информационный обмен учащихся школ-участниц во время представления материалов; выявление наиболее оптимальной методики, для проведения основных качественных реакций меда.
Учитывая потребности современной молодежи и требований образовательной системы, социально организованная и целенаправленная деятельность во время проектов такого рода могут дать боле высокий педагогический результат. Многогранность и возможность выбора предметов исследований — очередная отличительная часть таких проектов. В дальнейшем планируется проведение очередных телекоммуникационных сессий для более углубленных исследований особенностей нашего региона.
Литература:
- Кудрявцева, Л. В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) // Иностранные языки в школе. — № 4, 2007;
- д.п.н., проф. Полат Е. С., ИОСО РАО, «Метод проектов»;
- Пыльцевая обножка медоносных пчел как индикатор в апимониторинге загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Коркина В. И.
- Колесникова Е. В. Метод ива в мониторинге тяжелых металлов в звеньях техногеннозависимых пищевых цепей/Е. В. Колесникова, Г. М. Пьяных, В. П. Гладышев// Электрохим. методы анализа. М., 1999.