Реализация экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (на примере детского исследовательского проекта «земляные черви — хранители плодородия») | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. В. Реализация экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (на примере детского исследовательского проекта «земляные черви — хранители плодородия») / Е. В. Иванова, Н. Г. Максимова, Т. П. Рябинин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/804/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальность данной статьи состоит в потребности воспитания экологически грамотной личности, с активной жизненной позицией, в связи с чем, перед современными российскими педагогами встает задача подготовки экологически просвещенной молодежи, а в будущем — грамотных и квалифицированных специалистов. А воспитателями должно особое место уделяться проблеме формирования у детей дошкольного возраста бережного отношения к окружающей среде методами наблюдений и опытов.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, земляные черви, сегменты, регенерация, анабиоз, копролиты, плодородие.

У детей дошкольного возраста формируется понимание взаимосвязи человека и природы, именно в этом возрасте закладывается модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, и закрепилось чувство сострадания к живой природе, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.

Во время образовательной деятельности мы знакомим детей с живой и неживой природой, рассказываем о значении окружающего мира в нашей жизни, читаем художественную литературу, в которой рассказывается о животных или растениях. На прогулках учим детей наблюдать, подмечать любое изменение в природе.

Работая с детьми дошкольного возраста, каждый воспитатель видит, с каким интересом малыши рассматривают всё, что их окружает. На прогулке дети собирают разных жуков, зовут посмотреть на червей, с интересом рассматривают бабочек и мух. Больше всех проявляет интерес мой воспитанник Тимофей Рябинин. Часто, выходя в летнее время на прогулку после дождя, мы видим земляных червей на дорожках, на поверхности земли. Дети подбегают, рассматривают, пытаются потрогать палочкой, а самые «отважные» тянут к червям руки. Самый «отважный» — Тимофей Рябинин. Он готов всю прогулку наблюдать за червями. Но не все дети так дружелюбно относятся к природе. И часто норовят раздавить неизведанное существо специально, или по неосторожности. Как же донести до этих «несмышлёнышей», что всё, что нас окружает не просто так, а всё нам для чего — то нужно, даже если выглядят эти самые жуки и червяки не очень-то симпатично.

И тогда я предложила Тимофею сделать проект о земляных червях. Рассказать и показать всем ребятам как живут земляные черви, и какую пользу приносят людям. Это и натолкнуло на мысль заняться со старшими детьми проектами, а именно исследовательским проектом «Земляные черви-хранители плодородия».

Основной целью нашей работы является изучение биоэкологических особенностей земляных червей, обитающих на территории г. Самары.

Объектом нашего исследования являются земляные черви, обитающие на территории Самарской области и имеющие большое хозяйственное значение как помощники плодородия культурных растений.

Предметом нашего исследования стали биоэкологические особенности земляных червей и изучение последних в разделе «Окружающий мир» на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром» в детском саду.

Для реализации нашей темы мы наметили следующие задачи:

  1. Проанализировать биологические особенности земляных червей путём изучения литературы по данному виду.
  2. Провести опыт и наблюдения за жизнью земляных червей.
  3. Проанализировать значимость земляных червей в сельском хозяйстве.
  4. Использовать материалы настоящего исследования (основываясь на наблюдениях), для ознакомления его в разделе «Окружающий мир».

Основной гипотезой нашего исследования послужила мысль о том, что в связи с определёнными биологическими особенностями и жизнедеятельностью земляные черви проделывая ходы в земле, рыхлят её, подводя к корням растений доступ воздуха и воды. Тем самым улучшая питание растений, и повышая их урожайность.

Методы исследования

  1. Работа со специальной литературой;
  2. Визуальные поиски «работы» земляных червей;
  3. Метод одновременной фоторегистрации наблюдений.

Всю работу мы выполняли поэтапно. На первом этапе в группе мы рассматривали картинки, читали специальную литературу про земляных червей. Узнали, что земляные, или как их ещё называют дождевые, черви бывают разных цветов (от серого до красно-коричневого), и размеров от 5 до 31 см. [1, стр.318–319]. Туловище состоит из сегментов (колечек), которые скреплены друг с другом [2]. На колечках, кроме переднего, имеются маленькие щетинки, на которые червь опирается при движении. Двигается он то растягиваясь, то укорачиваясь, раздвигая головой почву или проглатывая её, затем подтягивает хвост к голове. Норка червя устроена так, чтобы, заползая туда головой, червь мог развернуться и выползти наружу. Хотя черви могут ползать и назад.

Дышит червь через кожу, которая покрыта защитной слизью. Нет у дождевых червей ни глаз, ни ушей. Зато неплохое обоняние, черви могут находить еду по запаху. За день червь съедает пищи в половину своего веса.

С наступлением холодов черви продвигаются вглубь земли и там засыпают (впадают в состояние, которое называется анабиоз). А с приходом весны вновь продолжают активно питаться.

Часто люди, перекапывая землю, травмируют червей. Но они обладают способностью регенерации (могут отрастить пострадавшую часть тела). Живут земляные черви в среднем два года. В природе у них много врагов — ими питаются птицы, кроты и лягушки [3].

Познакомившись с жизнью земляных червей заочно, по картинкам и из источников специальной литературы, мы перешли ко второму этапу –поставили опыт и понаблюдали. Было интересно узнать, каким образом земляные черви приносят пользу человеку.

В прозрачный контейнер насыпали слоями влажную землю и песок. В землю положили немного старых прошлогодних листьев. Затем запустили дождевых червей. Содержимое контейнера увлажняли по необходимости. Через несколько дней было видно, песок стал перемешиваться с землёй. Строя ходы в земле, ползая то вверх, то вниз контейнера в поисках еды черви рыхлят землю. В природе благодаря этим ходам в земле к корням растений поступают воздух и вода, а поедая опавшие листья и останки растений и насекомых, земляные черви делают землю плодородной благодаря своим отходам, которые называются копролитами. На такой земле растения растут лучше и дают хороший урожай [4].

Все наши наблюдения мы фотографировали. Родители Тимофея с удовольствием согласились нам помочь в подборе информации. И когда проект был готов, мы представили его всем воспитанникам. Это и стало заключительным третьим этапом всего нашего проекта.

Благодаря проведённой проектной деятельности многие воспитанники группы проявили интерес к жизни земляных червей, узнали об их пользе, и поняли, что нельзя уничтожать то, что создано природой.

Таким образом, для развития познавательной активности детей считаем целесообразным использование в работе метода проектов.

Литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Сост. С. Т. Исмаилова. 3-е изд. перераб.и доп. — М.: Аванта+,1996. — 704 с.: ил. стр.318–319
  2. http://www.botanichka.ru/blog/2010/03/20/earthworm/
  3. http://home.damotvet.ru/gardening/835267.htm
  4. https://6cotok.org/545502408033438135/dozhdevye-chervi---nevidimye-pahari/
Основные термины (генерируются автоматически): червь, дошкольный возраст, специальная литература, земля, ребенок, корень растений, окружающая среда, природа.


Ключевые слова

регенерация, проектная деятельность, экологическое воспитание, плодородие, земляные черви, сегменты, анабиоз, копролиты

Похожие статьи

Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры

Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках технологии

В настоящее время одной из актуальных проблем современного общества является воспитание подрастающего поколения, в частности патриотическое, ключевой целью которого является формирование у молодого поколения патриотизма. Данная цель обусловливает нео...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Формирование профессиональных компетенций студентов биологической направленности

В условиях постоянно развивающего общества под влиянием технического и информационного прогресса нарастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, на высоком уровне обладающих профессиональными компетенциями. Данный факт непоср...

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Похожие статьи

Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры

Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках технологии

В настоящее время одной из актуальных проблем современного общества является воспитание подрастающего поколения, в частности патриотическое, ключевой целью которого является формирование у молодого поколения патриотизма. Данная цель обусловливает нео...

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Формирование профессиональных компетенций студентов биологической направленности

В условиях постоянно развивающего общества под влиянием технического и информационного прогресса нарастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, на высоком уровне обладающих профессиональными компетенциями. Данный факт непоср...

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления

Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педаг...

Задать вопрос