Культурное наследие России: археологические памятники скифского-сибирского мира | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 27.03.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Муркин, А. С. Культурное наследие России: археологические памятники скифского-сибирского мира / А. С. Муркин, Т. А. Бригида. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3.1 (77.1). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4292/ (дата обращения: 17.12.2024).



Историю нужно откапывать, изучать и рассказывать о ней, а не переписывать.

Ключевые слова: культурное наследие, скифо-сибирский мир, археологические памятники.

О том, что такое культурное наследие стран и народов, мыслители европейской цивилизации начали систематически и целенаправленно задумываться ещё в эпоху Ренессанса, когда за реформой Церкви и формированием светской науки в Европе последовали изменения общества и представлений его немногочисленной образованной части о мире в целом. Процесс подобного осмысления с тех пор не останавливался, пожалуй, ни на секунду, став не вещью в себе, а частью политической большой игры. Так, ещё Пётр Первый, не будучи даже Императором, плотно пообщавшись с дорогими западными партнёрами в бурно процветающем за счёт трудолюбивой протестантской буржуазии, безбожных биржевых спекуляций, ужасно выгодной работорговли и, конечно же, грабительской торговли голландской Ост-Индийской Компании Амстердаме и прочем Низкоземелье (дословный перевод названия Нидерландов), понял, что высокомерной опоре европейцев на древнеримские и древнегреческие древности, надо противопоставить что-то своё, посконное и родное — так скифы и их наследие, удачно подвернувшиеся тогда царю под руку, впервые встали на службу культуры государства Российского, но об этом чуть подробнее расскажу позже. А сейчас хочу обратить внимание читателей на то, что трансформация представлений о мире всегда неизбежно приводит, в том числе, и к изменению общества, вспомните все эпохи, о которых вы только слышали и чем они обычно заканчивались (подсказка: сменой уклада хозяйства, плюс изменением представлений людей о жизни и мире).

Но, что особенно интересно и важно, мы все с вами живём в похожий исторический момент — происходит трансформация представления глобального общества, т. е. всех людей, осознанно относящих себя к человеческой цивилизации 3-й планеты Солнечной системы, о нашем мире (в самом широком современном смысле этого слова). И происходит эта цепочка изменений не только по политическим и экономическим причинам, но, как и положено, с грядущей вот-вот технологической революцией в области искусственных нейросетей и искусственного интеллекта (уже сейчас современная наука различает 7 типов искусственного интеллекта (ИИ), большинство из которых пока что не реализованы, но человечество стоит на самом пороге этого пугающего будущего), не отстаёт от товарищей по эпохальному бурлению и культурная жизнь человеческих цивилизаций! Только что, прямо на наших с вами глазах, с грохотом и треском провалился первый (не исключено, что будут и другие попытки) западный проект глобализации — глобализации политической, экономической и культурной, причём все три аспекта этого плана были связаны неразрывно. И теперь жизнь условного человечества покатится, как колобок, по другой тропинке, от Pax Americana (с лат. — «Американский мир») мы ушли, а дивный новый и немножечко многополярный мир только виднеется впереди. Россия, выступая флагманом нового мира, готовится к грядущим изменениям, мы понимаем, что для успешного развития страны нужна прочная опора в виде сильной экономики, армии и культуры. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствует тот факт, что указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России.

О том, почему и как наше будущее неразрывно связано с культурным наследием России, которое, что важно, состоит не только из культур и традиций ныне живущих народов, но и из отголосков культурных традиций всех народов и племен, когда-то живших на территории нашей страны, но уже канувших в Лету, и рассказывает данная работа, привлёкшая для яркой и увлекательной иллюстрации моих тезисов памятники древней скифской культуры, широко представленные на территориях бывших Российской Империи и СССР, а ныне на территориях Российской Федерации и наших соседей. Кроме того, в данной работе я очерчиваю одну из самых острых проблем сохранения исторического и культурного наследия для будущих поколений и пытаюсь выявить круг причин этой проблемы.

Культурно-историческое наследие — это материальные и духовные ценности, созданные нашими предками и имеющие большое значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Оно помогает нам узнать и понять свою историю и историю становления современного общества. Дальнейшее развитие возможно только с опорой на опыт и знания предков.

Культурное наследие можно сравнить с полноводной рекой, питаемой малыми реками, притоками и ручейками. Чем больше источников, которые питают реку, тем она сильнее и полноводнее. Река питается не только видимыми поверхностными источниками, но также и подземными. Также и культурное наследие приумножается благодаря традициям и материальным и духовным ценностям наших предков.

Мы и сами в какой-то степени пополняем культурное наследие нашей страны. Опыт и знания, накопленные человечеством, мы передаем из поколения в поколение. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Обладать духовным, и иметь возможность изучать и исследовать материальные ценности — наследие нашей великой страны — не только привилегия, но и большая ответственность — ответственность перед будущими жителями России.

На территории современной России проживает более 190 народов: русские, татары, башкиры, якуты, эскимосы, карелы, хакасы и другие. Все мы разные, но для окружающего мира мы все-русские. Мы такие разные, но всех нас объединяет одна культура, потому что у всех нас одно культурное наследие. Удивительно, насколько интересна и циклична история. Если обратиться к культуре народов, живших на территории нашей страны 28–29 сотен лет назад, можно обнаружить невероятную схожесть с культурой давно исчезнувшего, но до сих пор интригующего и привлекающего любителей истории и искусства со всего мира, народа –скифов. Интересно, что археологи встречали и до сих пор находят скифские захоронения как европеоидов, так и монголоидов, а также потомков от смешанных браков. То есть скифы — это группа разных по крови племен, которых объединяли общие культура, способы ведения хозяйства, и также общие традиции военного дела.

Именно благодаря нашей такой явной схожести и неразрывной связи, меня очень заинтересовала культура скифо-сибирского мира. Поэтому в своей статье я хочу подробнее остановиться на ней.

Скифы — группа кочевых племён VIII-VI веков до нашей эры, проживавших на территориях в степной, части лесостепной и предгорной зонах Центральной Евразии, от Дуная до Байкала, и объединяемых современными учёными в одну группу культур скифо-сибирского мира из-за наличия, так называемой, «скифской триады» — трёх основополагающих элементов или, говоря по-научному, характерных археологических признаков, культуры: характерное конское снаряжение для управления конём, необходимое для верховой езды, звериный стиль в прикладном искусстве (звери изображались, переплетаясь друг с другом: в рогах оленя можно было рассмотреть птиц, а в копытах-свернувшихся в комок пантер), использование примерно одинакового набора оружия (короткий меч — акинак, короткий лук, удобный для использования верхом на коне, характерные для кочевников Евразии наконечники стрел). По этим трём признакам археологи и определяют, является ли то или иное захоронение скифским либо нет. [5]

Только представьте себе: за тысячу лет до появления Римской империи, на территории нашей страны возникла более ранняя империя, имеющая огромную территорию и многонациональное население, передовую армию и технологии. Этим несомненно стоит гордиться.

Первая в России археологическая коллекция была создана уже упомянутым ранее Петром Первым. Широчайший круг интересов и пытливый ум Великого Петра сыграли большую роль в становлении осознанного коллекционирования, сменившего существовавшее до этого стихийное собирательство. Петровская эпоха –это время радикальных изменений не только в экономике государства, но и в умах людей. Петр Первый пробудил в людях исследовательский дух и интерес к окружающему миру.

При Петре 1 издаются и первые указы об охране археологических памятников. Так, Указ 1718 г. обязывал «всё, что зело старо и необыкновенно, старые вещи, найденные в земле или воде», сдавать за вознаграждение государству. Научным экспедициям в недавно присоединённые земли Сибири было предписано «искать и собирать различные древности…». Благодаря чему и была создана первая в России археологическая коллекция — Сибирская коллекция Петра I, насчитывающая около 240 уникальных художественных изделий из золота, относящихся к культурному наследию скифо-сибирского мира.

Блеск золота не заслонил для Петра Великого высочайший художественный уровень и исключительную научную ценность сибирских находок. Благодаря чему древнее золото не исчезло в плавильных печах, превратившись в звонкие монеты, а дошло до наших дней в составе уникальной коллекции. Петра Первого очень привлекала идея составить полную летопись России и населявших ее народов. Сибирское золото, как и другие «ветхости или старые вещи, монеты всех владетелей и царей», могло «украсить древнюю историю».

Реформы Императора заложили основу крупнейшим имперским музеям: Кунсткамере и Эрмитажу, что несомненно сыграло огромную роль в сохранении и преумножении культурно-исторического наследия нынешней России.

С течением времени коллекция «скифского золота» разрасталась, и географически вышла далеко за рамки одних только сибирских курганов.

Множество ценных экспонатов было найдено в курганах-местах захоронений скифской знати Причерноморья — Чертомлык, Солоха, Куль-Оба, Ыч-оба.

Одна из величайших археологических находок первой половины XIX века была сделана в Крыму в октябре 1830 года. Тогда группе археологов из Керчи удалось проникнуть внутрь кургана Куль-Оба (в переводе с тюркского — «холм пепла»). В кургане обнаружилось погребение скифской элиты и большое количество разнообразного оружия и символов власти-золотая чаша, золотая лента и прочие. Вдоль стен погребальной камеры были расставлены различные сосуды, бронзовые котлы и амфоры. Найденные в Куль-Обе ценности впервые всерьез привлекли внимание отечественных археологов и историков к культуре скифов. К сожалению, раскопки на кургане Куль-Обе прославились и печальными событиями. Однажды ночью местные грабители проникли внутрь и вынесли часть древних сокровищ, впоследствии археологическая комиссия вынуждена была выкупать похищенные вещи у грабителей.

Самым грандиозным из Приднепровских курганов IV века до нашей эры является Чертомлыкский курган. Окружность его составляла350 метров, а в высоту он достигал почти 20 метров. Это был действительно гигантский курган, равный по высоте современному 7-ми этажному дому. Открытия в Чертомлыке прогремели на весь мир. Бесценные находки из Чертомлыка заняли свое место в Эрмитаже рядом с находками из кургана из Куль-Оба, они и по сей день не оставляют равнодушными миллионы людей.

А спустя пятьдесят лет, в 1912–1913 гг., недалеко от Чертомлыка (на левом берегу Днепра, неподалеку от Никополя, вблизи села Большая Знаменка) было сделано новое археологическое открытие, снова удивившее мир. Этим открытием были раскопки кургана Солоха, высота которого превышала 18 метров. Уже первый внешний осмотр Солохи показал, что и она не избежала участи большинства курганов: на склонах курганной насыпи были заметны ямы и западины — остатки заплывших грабительских ходов, верные свидетели хозяйничанья злоумышленников.

На протяжении всего времени существования курганов богатые захоронения притягивали черных копателей, мародеров и просто любопытных. Скифы даже создавали ложные клады, которые наполняли менее ценными изделиями. А самые ценные предметы прятали в глубоком тайнике. Но все же многие погребения дошли до современных археологов в разграбленном виде. Случаи, когда артефакты находят отнюдь не представители официальной науки, а теневые археологи, нередки. А это значит, что реликвии не будут должным образом исследованы, и вместо того, чтобы попасть в музей, они растворятся в какой-нибудь частной коллекции. В результате мы не узнаем чего-то интересного и значимого о прошлом.

Количество курганов в Запорожской области составляет около 8 тысяч курганов, и это только согласно официальным данным. На самом деле скифских захоронений около 12 тысяч. Археологи успели обследовать не больше 20 процентов. До 2014 года этим активно пользовались «черные» археологи Украины. Так в Мелитопольском районе они раскопали могилу и вынесли из нее все: кости, горшки, наконечники стрел, бронзовые ножи. Хотя зачастую кости людей и горшки их мало интересуют, эти находки просто уничтожаются. По словам местных жителей, в этом кургане находилось седло, украшенное золотой и серебряной фольгой. Для науки фольга имеет небольшую ценность, а вот само седло — это неоценимая потеря. Благодаря этому экспонату можно было проследить, как и когда кочевники начали создавать комфортные условия езды. К сожалению, все свои находки «черные» археологи чаще всего продают за границу, нанося невосполнимый ущерб нашему культурному наследию.

На Украине собраны такие частные коллекции, которым могут позавидовать многие музеи. Низкий уровень жизни и отсутствие понимания реальной ценности найденных экспонатов лишают радости знания ценностей будущие поколения.

В результате промысла черных археологов культурное наследие нашей страны оказывается не в исследовательских институтах и музеях, а в руках тех, кто не сильно обеспокоен вопросами истории, что обрекает ценные экспонаты на гибель.

Но еще более вопиющим поступком стала кража крымских экспонатов «скифского золота» Нидерландами и Украиной.

Одна из основных частей скифского золота, найденного на уже упомянутых раскопках курганов Чертомыкл, Ыч-Оба и Солоха, находилась в музеях Крыма.

В 2014 году при содействии Амстердамского университета началась выставка «Крым — золотой остров в Черном море», известная также как «Скифское золото». На ней были представлены культурные ценности из шести музеев, четыре из которых — крымские: Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, и Керченский историко-археологический заповедник. Всего на выставку было отправлено 565 экспонатов, относящихся к культурам скифов, готов и сарматов.

Выставка официально закончилась 31 августа 2014 года. Нидерланды так и не вернули музеям Крыма «скифское золото», объявив экспонаты частью культурного наследия Украины. Что можно расценивать, как грубейшее нарушение права народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию. [6]

Проблема грабительских раскопок древних артефактов любителями наживы и воровство артефактов стимулируется фактом активной скупки краденного западными музеями и аукционными домами и лицемерным поведением западных правительств по этому вопросу.

Оценивать древние артефакты и их принадлежность деньгами и политическими предпочтениями не только аморально и безвкусно, но и ведёт к потере истинного смысла в искусстве, к вырождению самой идеи красоты.

Литература:

  1. Ефремов, Н. А. Собирательство, коллекционирование и первые музеи в России периода зарождения империи Петра I (XVIII век) / Н. А. Ефремов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 377–381.
  2. Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия. Автореферат дисс. …(КИ) М.: МГСПА им. Строганова, 2019. — 31 с.
  3. Наука из первых рук: 10 сен 2006, Первый после первой мировой, том 11, № 5 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scfh.ru/papers/zoloto-kochevnikov-o-quot-sibirskoy-kollektsii-quot-petra-i/ Загл. с экрана.
  4. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 2 (68), № 2. 2016 г. C. 162–173.
  5. История и особенности золота скифов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vplate.ru/zoloto/skifov/
  6. Святослав Князев, «Запад решил помочь Украине уничтожить уникальное историческое наследие Крыма» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/20230619-zapad-reshil-pomoch-ukraine-unichtozhit-unikalnoe-istoricheskoe-nasledie-kryma/


Ключевые слова

культурное наследие, археологические памятники, скифо-сибирский мир

Похожие статьи

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

В статье рассматривается история открытия и дальнейшая судьба старейшего памятника христианской культуры на территории России — Ильичевского городища.

Археологические находки как часть материальной и духовной культуры страны

В научной статье рассматриваются материальные предметные компоненты, являющееся древними останками сферы как материальной, так и духовной культуры прошлых человеческих обществ.

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

История Самарского края

Статья позволяет расширить и обогатить знания о развитии родного края. Изучение истории своего родного города всегда полно многими интересными и очень полезными, с исторической точки зрения, моментами и фактами.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры

В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохр...

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган

В статье авторы сделали попытку определить значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган.

Похожие статьи

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

В статье рассматривается история открытия и дальнейшая судьба старейшего памятника христианской культуры на территории России — Ильичевского городища.

Археологические находки как часть материальной и духовной культуры страны

В научной статье рассматриваются материальные предметные компоненты, являющееся древними останками сферы как материальной, так и духовной культуры прошлых человеческих обществ.

Средневековье адыгов в фондах Национального музея Республики Адыгея

В статье анализируются памятники средневековой истории адыгов, хранящихся в фондах Национального музея республики Адыгея. Автор осуществил краткую характеристику средневековых процессов, происходящих на территории Адыгеи. Проводится анализ историческ...

История Самарского края

Статья позволяет расширить и обогатить знания о развитии родного края. Изучение истории своего родного города всегда полно многими интересными и очень полезными, с исторической точки зрения, моментами и фактами.

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры

В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохр...

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган

В статье авторы сделали попытку определить значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган.

Задать вопрос