От памятника к памятнику | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Желлаев, Артем. От памятника к памятнику / Артем Желлаев, Лилиана Корнилова, В. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5.1 (57.1). — С. 32-37. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/2990/ (дата обращения: 19.12.2024).



Введение.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.

Картины родной природы: реки и озера, горные высоты и дремучие леса — все это формируют чувство любви к родному краю, а местные легенды и сказания, исторические повествования, памятники культуры оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его местах, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Цель исследования — изучить культурно-историческое наследие памятников, установленных в селе Даппарай Олекминского района Республики Саха (Якутия).

Задачи исследования :

  1. С помощью анкетирования выяснить осведомленность учащихся нашей школы по проблеме исследования.
  2. Изучить многообразие памятников в селе Даппарай.
  3. Определить культурно-историческое наследие памятников нашего села.
  4. Расширить кругозор учащихся по изучаемой проблеме.

Методы исследования :

анкетирование;

— беседа со старожилами, руководителями наслега;

— сбор исторических фактов из литературных источников;

— анализ и обработка полученных результатов исследования.

Объект исследования : памятники.

Предмет исследования : культурно-историческое наследие человека.

Гипотеза: действительно ли верно утверждение, что памятники являются отражением культурно-исторического наследия города, страны и основной этнической культуры людей, проживающих на данной территории.

Актуальность темы исследования . В этом году наша Республика отмечает знаменательную юбилейную дату — 100-летие образования Якутской Автономной Советской социалистической Республики. Эта коллективная проектно-исследовательская работа является нашим скромным вкладом, посвященной этой юбилейной дате.

В целом, памятники — это мощные символы в истории любого народа, страны, и даже отдельно взятого наслега. Именно поэтому мы считаем, что подрастающее поколение, то есть мы — должны знать историческое наследие своей малой родины.

Новизна работы заключается в составлении исторического маршрута «Исторические места нашего наслега», которое поможет познакомить учащихся и гостей нашего наслега с местными достопримечательностям и историческими памятниками.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что представленный нами в проектной работе теоретический материал, может быть использованы учителями и учениками как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Теоретическая часть.

1.1. История возникновения памятников

Для того чтобы узнать, что такое памятники и зачем их ставят, нам необходимо «заглянуть» в прошлое.

Ставить памятники придумали ещё в Древнем Риме. В то время люди после смерти близкого человека очень страдали, как и сейчас в наше время. Римляне придумали хороший способ не забыть того или иного человека после его смерти. Они ставили камни рядом с местом захоронения. На камне были выбиты имя и фамилия человека, который был похоронен. С этого времени и возникла традиция ставить памятники. В Средние века в память о славных либо трагических событиях строили храмы, ставили часовни, для того чтобы помнить это.

В Европе скульптурные изображения государственных деятелей, легендарных полководцев появились в эпоху Возрождения на волне интереса и подражания образцам античной культуры Греции и Рима.

Первый скульптурный памятник в России, статую Петра Великого над Невой, поставила Екатерина II в 1782 г. Почитательница западной культуры, Екатерина этим грандиозным произведением искусства положила начало русской монументальной скульптуре. Европейская печать тогда написала, что русские превзошли римлян, и памятник был даже отмечен чеканной медалью.

Вторым по значению и времени появления был памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в 1818 г. Установленный в испепеленной после изгнания французов Москве монумент стал символом стойкости и возрождения России. После этого статуи царей, полководцев, известных писателей, поэтов возводили не только в столицах, но и в губернских городах.

Отношение к возведению российских памятников было очень серьезным и ответственным. Средства на их сооружение обычно складывались из добровольных пожертвований. Проекты составляли ведущие скульпторы и архитекторы не только России, но и других стран. Лучшие работы побеждали на конкурсах с авторитетными судьями. Утверждался проект лично императором. Для сооружения использовались дорогостоящие и долговечные материалы — бронза, гранит, мрамор. В результате почти все российские памятники были выполнены на высоком художественном уровне, среди них немало выразительных и запоминающихся, а иногда и просто выдающихся монументов.

После революции памятники были взяты на службу советской власти. По всей стране стали появляться изваяния Ленина, известных революционеров и командармов. Очень много памятников, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне, которые установлены в каждом населенном пункте. Заботясь о просвещении и многонациональной культуре народа, населяющего нашу страну, государство старается увековечить память национальных поэтов, композиторов, ученых и других деятелей в различных сферах деятельности человека.

Для того, чтобы сохранить память о нашем культурно-историческом и национальном прошлом, мы должны знать о памятниках и заботиться об их сохранности для будущих поколений.

1.2. Понятие и виды памятников

Памятники истории и культуры — это объекты, возникшие в результате исторических явлений и событий, являющиеся источниками исторической и эстетической информации и знаний.

В соответствии со словарем С. И. Ожегова памятник — это:

1. скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события);

2. сохранившийся предмет культуры прошлого (археологический памятник, памятники письменности (древние рукописи) и т. п.

По законодательству памятниками истории и культуры могут именоваться предметы, движимые и недвижимые, которые представляют художественный, исторический, археологический и этнографический интерес, а также недвижимость, которая обладает существенной исторической ценностью и представляет интерес, имеющий отношение к политическим и военным событиям, к истории литературы, искусства и культуры в целом.

Различаются следующие виды памятников истории и культуры:

виды памятников истории и культуры:- здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народа и т. п.;

– памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений или захоронений, наскальные изображения;

– памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки, сооружения промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;

– памятники искусства — произведения монументального изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

– документальные памятники — акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Таким образом, к памятникам истории и культуры могут быть отнесены объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, закрепленные законодательными актами государства.

1.3. Свойства и функции памятников

В научной литературе выделяют следующие свойства памятников:

– сенсорное воздействие проявляется в способности памятников истории и культуры влиять на органы чувств и вызывать у человека определенные ощущения;

– свойство быть источником информации означает способность хранить и передавать информацию о создателе, его современниках, об их взглядах, ценностях, идеалах.

– Информация, которую несет памятник, может быть трех видов:

– историческая, которая свидетельствует о важных исторических событиях или явлениях в жизни народа, государства и общества;

– эстетическая, которая проявляется в способности памятников истории и культуры вызывать психические переживания у человека под воздействием полученных им ощущений и информации;

– технологическая, которая повествует о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком ее законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде.

Памятники истории и культуры наделены также и определенными специфическими функциями.

– Гносеологическая (познавательная) функция означает использование памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошлых событиях и явлениях, т. е. познание памятников является одновременно познанием реальности.

– познавательная функция подразумевает использование памятников истории и культуры для обучения, поскольку непосредственное чувственное восприятие памятников является довольно эффективным.

– Воспитательная функция предполагает использование обществом возможности памятников истории и культуры воздействовать на формирование взглядов, мировоззрения человека, которое в итоге определяет его социальное поведение.

– Коммуникативная функция означает реализацию определенных связей в обществе, которые происходят путем восприятия внешней формы памятника как знака, символизирующего определенные понятия.

Следовательно, памятники могут воздействовать на наши чувства и эмоции, передавать информацию о прошлых поколениях и воздействовать на формирование культуры личности.

Практическая часть

2.1. Социологический опрос по теме исследования.

Для выяснения знаний по историческим местам и определения значений памятников, мы провели социологический опрос — анкетирование среди учащихся Кыллахской школы с 5 по 11 класс. Всего приняли участие

Вопросы анкеты

1. Какие исторические памятники родного села вы знаете?

2. Знаете ли вы, каким историческим событиям они посвящены?

3. Как вы считаете, нуждаются ли памятники в охране и защите?

По результатам анкетирования, мы пришли к следующему выводу: большинство учащихся, конечно же, знают памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. — 93 %. Отрадно, что немало учащихся знают и памятную стелу «Туруйалар» на месте гибели двух комсомольцев во время Гражданской войны — 42 %. 28 % учащихся знакома место, где лежит колесо ветряной мельницы в местности «Мэлииһэ». 100 % учащихся знают место, где в мае 2021 года всей школой была установлена памятная доска, в честь Андрея Лаврентьевича Бахсырова, имя которого носит наша школа. Памятник героям Гражданской войны в старом Даппарае знают всего 8 % опрошенных. А вот исторические сведения, события, в честь которых были установлены памятники, большинство учащихся нашей школы знают недостаточно или не знают вообще.

Таким образом, данная тема является очень актуальной для учащихся нашей школы. Наше село имеет богатую историю, которая раскрывается через памятники и памятные места. Для того, чтобы сохранить историю для последующих поколений, необходимо оберегать и заботиться о тех местах, которые напоминают о героических и трагических страницах прошлого нашего народа. По окончании исследовательской работы мы планируем провести классные часы по теме истории нашего родного села.

2.2. Исторические сведения о памятных местах и памятников наслега.

Объектами проектно-исследовательской работы были выбраны три памятника истории. Это памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни нашего наслега. Первое — колесо водяной мельницы в местности «Мэлииһэ», второе — место гибели двух комсомольцев во время Гражданской войны. Третье историческое место в нашем наслеге — это местность “Лэбириэнтэй аартыга”, где родился наш прославленный земляк Андрей Лаврентьевич Бахсыров, чье имя присвоено нашей школе 2020 году.

Также в наслеге два памятника, один из которого посвящен подвигу наших земляков в годы Великой Отечественной войны. А второй памятник в старом Даппарае на краю берега. Они тоже стали объектами нашего исследования.

  1. Памятник «Туруйалар».

Одним из самых первых памятников в нашем наслеге является памятник «Туруйалар», в историческом месте, где 17 июля 1922 г. погибли комсомольцы Егор Винокуров и Иван Герасимов.

Наш земляк, Егор Федорович Винокуров родился в семье крестьянина — батрака Кыллахского наслега в 1904 г., окончил начальную школу. В июне 1922 г. поступил добровольцем в Олекминский красный отряд под командованием Василия Павловича Маркова. Из воспоминаний В. П. Маркова «Белобандиты устраивали засады на нашу разведку. Первый раз они подкараулили в местности Сергелях, убив двух наших бойцов. Второй раз нарвалась на засаду наша дневная разведка из двух бойцов. 14летнего Винокурова убили наповал. Иван Герасимов был ранен в руку и в ногу, а потом замучен».

24 марта 1991 г. В этот день на молодежную акцию, посвященную открытию памятника — стелы, съехались представители общественных организаций совхозов «Токкинский», «Димитровский» 1 Нерюктяйинского наслега, учителя и учащиеся Кыллахской школы. В торжественном мероприятии принимала участие сестра погибшего комсомольца — добровольца Егора Винокурова, ветеран труда, пенсионерка Анна Федоровна Винокурова.

Памятник представляет собой длинную стелу, на верхушке которого устремляются вверх 2 журавля, с чугунной плитой. А на плите надпись «17 июля 1922 г. на этом месте погибли комсомольцы добровольцы 14летний якут Егор Винокуров и 18летний русский Иван Герасимов».

В год 100-летия Комсомола, в 2018 году по инициативе отличника культуры Республики Саха (Якутия) Лаверновой Р.Е был снят короткометражный художественный фильм «Туруйалар көттүлэр». В реализации этого проекта активное участие принимали жители наслега, главные роли играли учащиеся Кыллахской школы. Этот фильм стал данью уважения и памяти жителей нашего наслега к тем историческим событиям, героям комсомольцам.

И в настоящее время два журавля, стремящиеся в даль, служат главной символикой исторической памяти для жителей Даппарая.

  1. Памятный знак на историческом месте.

На правом берегу речки «Тарыҥ Үрэх»лежит один из исторических объектов нашего наслега. Это колесо водяной мельницы.

Водяная мельница — гидротехническое сооружение, использующее гидроэнергию, получаемую с водяного колеса, движение которого выполняет полезную работу посредством зубчатой передачи. Водяные мельницы обычно устраивают на реках. Для усиления энергии воды реку перегораживают плотиной, в которой оставляют отверстие для струи воды, вращающей водяное колесо. Тарыҥ Үрэх — широкий ручей, с очень сильным течением, которая не замерзала до поздней зимы, образуя наледь. Именно эти особенности ручья использовали наши предки для работы мельницы.

Самые первые водяные мельницы были построены в нашем наслеге Николаем Кирилловичем Черемных — знаменитым купцом, который жил в нашем наслеге. В книге «Славный остров Кыллах» в разделе «Лучшие из лучших» о нем написано «Много он сделал для расчистки дорог, спусков с крутого берега реки Лены, для орошения засушливых участков общего пользования в деревне Даппарай. На средства Черемных были построены несколько водяных и паровая мельница, приобретены плуги, культиваторы, сеялки, сепараторы и швейные машины».

Еще в одном литературном источнике мы нашли информацию, что в нашем наслеге в местности «Төгүрүк» по заказу местного богача Корнилова Тихона, олекминские скопцы построили ветряную мельницу.

По воспоминаниям старожилов в 1930-е годы местностях Төгүрүк, Солооһун и Тумус Даппарайского наслега сеяли твердые сорта пшеницы. В частности сорт «Якутяночка». Получали очень большой урожай. В среднем за 1937-1939 гг. колхоз имени Димитрова, Кыллахского сельсовета получил в среднем за 1937- 1939 г. урожай зерновых 10,67 ц с гектара, с площади 547,7 га. В 1940 г. кыллахцы за выдающиеся успехи в сельском хозяйстве были участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки ВДНХ. Эта мельница простояла до конца 1950 г.

Летом 2019 г. во время национального праздника Ысыах, посвященного юбилею нашей знаменитой землячки Зои Афанасьевны Корниловой, на историческом месте была установлена памятная доска.

Памятная доска в местности “Лэбириэнтэй аартыга”

Решением районного Совета депутатов от 21 февраля 2020 г. нашей школе присвоено имя одного из основателей государственности нашей республики, первого наркома промышленности и торговли Якутской АССР, уроженца села Даппарай Андрея Лаврентьевича Бахсырова.

.

Рис.1.

Бахсыров А. Л. родился 20 августа 1893 г. Отец — Лаврентий Егорович, мать Евдокия Ивановна. В молодости работал приказчиком у местного купца Николая Кирилловича Черемных. В 1921 г. с женой Натальей Андрияновной Капитоновой переехали в город Якутск. В тот же год в октябре под председательством Платона Алексеевича Ойунского создается комиссия по по уточнению границ и территории ЯАССР. С этого времени начинается огромная политическая работа по созданию государственности молодой Якутской республики. В апреле 1922 г. была создана революционный комитет республики, где Андрею Лаврентьевичу была предложена должность первого наркома промышленности и торговли. На первом съезде совета народных комиссаров, где его избирают членом президиума, утверждают на эту высокую государственную должность.

22 апреля 1938 г. в городе Иркутске Андрей Лаврентьевич Бахсыров попадает под репрессию, где в марте 1941 г. он умирает в иркутской тюрьме. Светлое имя якутского народа, нашего земляка была реабилитирована 1957 г.

29 мая 2021 г. учащиеся, коллектив Кыллахской школы в историческом месте, где родился наш земляк поставили памятный знак. Эта местность называется “Лэбириэнтэй аартыга”.

Памятник героям Гражданской войны 1917–1923 гг.

“В юбилейном 1967 г. Василий Павович Марков по приглашению райкома КПСС, райисполкома и клуба революционной, боевой и трудовой славы побыва в Якутии, объехал места, где вместе с земляками — олекминчанами громил белобандитов.

Трогательной и полной приятных неожидонностей, была встреча в Даппарае, куда Василия Павловича пригласили на открытие памятника, погибшим в годы революции ” Это было первое упоминание о старом, деревянном памятнике, который сейчас стоит прямо на краю высокого берега старого Даппарая.

Встреча Маркова В.П с учащимися Даппарайской начальной школы в 1967 г.

Рис.2. Встреча Маркова В.П с учащимися Даппарайской начальной школы в 1967 г.

По инициативе председателя сельского Совета Евдокии Петровны Осиповой, в том далеком 1967 г. на берегу Даппарая был поставлен белоснежный памятник.

Гражданская война 1917–1923гг не обошла стороной наш маленький наслег. В июне 1922 г. в Олекминск прибыл отряд красного командира В. П. Маркова в количестве 27–30 красноармейцев. Основная часть отряда состояла из местных коммунистов, комсомольцев и советских работников. Первое задание отряд получил выехать в Ярхан, где в то время появилась небольшая группа белобандитов. Здесь, в Даппарае отряд пополнился комсомольцами — добровольцами. Отсюда ушли 2 группы разведки, которые попали в засаду белобандитов. Первую разведку подкараулили в местности Сергелях, убив двух бойцов. Второй раз напали на дневную разведку из двух бойцов, где 14-летнего нашего земляка Егора Винокурова убили наповал, а 18летний Иван Герасимов был ранен в руку и в ногу, а потом замучен белобандитами.

Так Гражданская война прошла совсем рядом с нашим наслегом, опалив своим огнем жителей Даппарая. Благодарные потомки помнят и чтят историю своего родного наслега, которая полностью отражает исторические моменты нашей родины.

Памятник участникам Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.

Такие памятники есть в каждом наслеге нашей необъятной России. Нет ни одного города и села, откуда с июня 1941 г. не провожали на фронт своих родных и близких.

В самом центре наслега в мае 2015 г. была открыта территория, где в центре возвышается обелиск, увенчанная орденом Отечественной войны. По бокам обелиска установлены мемориальные доски со списками земляков, не вернувшихся с поля боя. Открытие обелиска была приурочена к 70 летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Прилегающая территория вымощена плиткой, по краю территории посажены деревья, летом на клумбах цветут цветы.

1. 1) Памятник Героям гражданской войны в Даппарае 2. 1) Памятник Героям гражданской войны в Даппарае 3. 1) Памятник Героям гражданской войны в Даппарае

Рис.3. 1) Памятник Героям гражданской войны в Даппарае

2) Колесо водяной мельницы на Тарын Урэх

3) Памятная доска в местности «Лэбириэнтэй аартыга» А. Л. Бахсырову

В период военного времени на фронт призвали и ушли добровольцами около 200 наших односельчан, из них 121 домой не вернулись. Имена наших прадедов мы читаем на мемориальной доске обелиска.

Во время войны кыллахцы, как и все жители Якутии, жили одной мыслью приблизить Победу, отдавая все силы и средства на помощь фронту. Смыслом жизни для них стал лозунг «Все для фронта! Все для Победы!».

Всего за годы войны они внесли в фонд обороны страны 97 тысяч рублей облигациями Государственных займов, 15 лошадей, десятки тонн сена и зерна, много золота и серебра. Наши земляки стали инициаторами сбора средств на строительство эскадрильи боевых самолетов «Олекминский колхозник» и внесли первыми в районе на это дело 52 тысячи рублей. А на постройку колонны танков димитровцы собрали 50 тысяч рублей.

Наши ровесники, мальчишки девчонки 10–12 лет наравне со взрослыми приближали Победу, помогая взрослым. Летом создавались детские бригады, которые собирали сорняки в пшеничном поле, работали в огородах, поливали, ухаживали за овощами. Собирали дикий лук, кислицу. Осенью, после сбора урожая пшеницы, собирали оставшиеся на пшеничном поле колоски. Каждому устанавливался ежедневный план — 2 кг. Если выполняли норму, то в конце смены 200 г пшеницы отдавали на руки, которую приносили домой как самый ценный подарок. Старшие дети работали наравне со взрослыми на сенокосе. Еще каждому школьнику давали задание: собирать в течение зимы золу из печки. Весной сдавали собранную золу, которой удобряли поля и пашни. Так наши ровесники приближали великую Победу наравне со взрослыми.

Мы, молодое поколение, свято чтим память о наших прадедах, благодаря которым сегодня живем под мирным небом. Прошлом году мы устроили велопробег «От памятника к памятнику», которую приучили ко дню Великой Победы. Приняли активное участие в наслежном конкурсе «Окно Победы».

Не обошли стороной и всероссийскую акцию «Бессмертный полк», встали в один строй вместе со своим героем Великой Отечественной войны, и это стало символом не только Победы, но и единения всех поколений.

  1. Выводы по проделанной работе

У каждого города, наслега есть свои памятники, которые относятся к объектам материальной культуры и являются символами национальной гордости и славы. Наше село не исключение. Все великие исторические события, которые происходили в России, прошли и на нашей родной земле. Исследования, которые мы провели, дало нам очень большие исторические знания, понимания и глубокого уважения и гордости за наших земляков, интереса и любви к родному краю.

Памятники истории и культуры — это свидетели истории нашей Родины, которые отражают ее путь от древности до наших дней; они конкретизируют исторический процесс, раскрывают духовные богатства нашего народа, материализуют его традиции. Они являются важнейшими источниками познания прошлого, позволяют лучше понять закономерности исторического развития общества. Мы считаем, что если люди знают историю родного села, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.

Литература:

  1. Кыыллаах Арыы барахсан / [хомуйан оҥордо Р. Е. Лавернова]. — Дьокуускай: РИЦ «Офсет», 2015.-456с.
  2. Кыыллаах — мой дом, моя судьба (историко — публицистическое издание о малой родине) Часть II Годы и люди. 2008 г.
  3. Кыыллаах — мой дом, моя судьба (историко — публицистическое издание о малой родине) Часть III Годы и люди. 2008 г.
  4. Оҕо саас кыһата, кэскилим биһигэ:Өлүөхүмэ оройуонун Кыыллаах оскуолатын 150 сааһын туолуутугар ананар / [хомуйан оҥордо С. М. Малгаров], — Дьокуускай, 2013.-359с.
  5. Тахсыбатах санаалар: Я. А. Семенов 90 сааһыгар ананар / хомуйан оҥордулар: Ю. А. Корнилова, М. Д. Ларионова. — Дьокуускай: Сфера, 2019.- 264 с.
  6. Славный остров Кыллах: (ист.- публицист.изд. о малой родине):ст.,интервью, фот.- Якутск: Медиа –холдинг «Якутия», 2010.
  7. Судьба кыллахцев в вихре войны. К 65-й годовщине Великой Победы. Сборник воспоминаний. Авторы: Лавернова Р. Е., Кузьмина С. Н.
  8. Из архива Кыллахского историко-краеведческого музея «Мы — россияне» им. Г.Димитрова


Задать вопрос