Традиции, ритуалы и символы пионерской организации МБОУ СШ № 93 города Архангельска | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Агеев, А. И. Традиции, ритуалы и символы пионерской организации МБОУ СШ № 93 города Архангельска / А. И. Агеев, Е. И. Шестакова, Е. Б. Агеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 24-32. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3114/ (дата обращения: 17.12.2024).



Введение

Посетив однажды музей истории нашей школы, мне стало интересно узнать о некоторых экспонатах (барабаны, галстук и другие), назначение которых мне не совсем понятно. Но раз они бережно хранятся, то я думаю, что они дороги тем ребятам, которые учились в нашей школе до нас. Мы и ребята нашего возраста мало знаем о том, что интересного было в школе, когда учились наши мамы, бабушки. А также мы узнали, что пионерской организации в этом году исполняется 100 лет, поэтому выбранная нами тема исследования важна и актуальна.

Гипотеза исследования: собрав и изучив информацию, мы предполагаем, что узнаем о пионерских традициях, ритуалах и символах, сможем рассказать о них и показать видеоальбом своим одноклассникам, а также ребятам из других классов, поможем восполнить пробелы в знаниях, заинтересовать их изучением истории пионерской организации нашей школы и страны.

Целью является изучение пионерских символов, традиций и ритуалов пионеров на примере пионерской организации МБОУ СШ № 93.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выяснить происхождение слова «пионер»;
  2. Провести анкетирование для учащихся 2А класса и 11 класса, чтобы выяснить, что знают учащиеся разных классов о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах;
  3. Изучить имеющиеся в музее истории школы материалы по теме;
  4. Провести опрос в виде интервью у взрослых, которые были пионерами, узнать информацию о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах;
  5. Оформить вместе с руководителем собранную информацию в видеоальбом.

Объектом исследования являются пионерские традиции, ритуалы и символы.

Предмет исследования — пионерские символы, традиции и ритуалы МБОУ СШ № 93.

Методы исследования: устный опрос работников школы, интервью с работниками школы, которые были пионерами, анкетирование учащихся 11 и 2А классов, изучение экспонатов музея истории школы по теме исследования.

Глава 1. Происхождение слова «пионер»

Для того, чтобы выяснить происхождение слово «пионер», мы отправились в школьную библиотеку, но там не нашли подходящую литературу. Информацию мы нашли в интернете и на стенде школьного музея.

«Пионе́р. Это слово в значении «разведчик, первооткрыватель» заимствовано из французского, где pionnier означает «пехотинец» и, будучи образовано от pion — «пеший», восходит к латинскому pedo, имеющему то же значение и общую основу с pes, pedis — «нога»» [5]

«Пионе́р . В народной латыни «педонэм» означало: «пехотинца» (винительный падеж). Это слово превратилось сначала во французское «pionnier» — «пехотинец»; потом значение его расширилось до «разведчик», «первый поселенец в новых местах», «первооткрыватель». Отсюда и возникло в 1922 году наше «пионер» — юный ленинец, передовой разведчик в борьбе за коммунизм» [6].

На стенде школьного музея мы увидели информацию: «Пионер — значит первый» [4].

Если мы сравним толкование слова из этих словарей, то можно сделать вывод, что в обоих словарях оно одинаковое.

Было интересно узнать, что слово «пионер» и слово «пехотинец» имеет общее происхождение. Но для нас более понятная информация, которую нашли на стенде.

Глава 2. Что знают учащиеся МБОУ СШ № 93 о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах

2.1. Что знают учащиеся 11 класса МБОУ СШ № 93 о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах

Чтобы выяснить, что знают учащиеся разных классов о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах, мы провели анкетирование в 11 классе. Участвовало в опросе 15 человек. Учащимся в анкете были заданы следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, кто такие пионеры? Да/нет (подчеркнуть)
  2. Если не знаете, хотели бы узнать? Да/нет (подчеркнуть)
  3. Если знаете, назовите пионерские традиции, ритуалы и символы.

Результаты анкетирования:

  1. На вопрос 1 «да» ответили 15 человек, «нет»-0 человек.
  2. На вопрос 2 ответили «да» 0 человека, «нет»-15 человек.
  3. На вопрос 3 ответили, что знают о:

Пионерском галстуке — 15 человек;

Пионерских песнях — 1 человек;

Построении — 1 человек;

Пилотке — 1 человек;

Горне — 1 человек;

Барабанах — 1 человек

Анкетирование в 11 классе

Рис. 1. Анкетирование в 11 классе

Выводы:

1) все из опрошенных учащихся 11 класса знают, кто такие пионеры;

2) 0 человека из 15 хотят узнать о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах;

3) Все из опрошенных знают о пионерском галстуке, мало опрошенных знают о других символах, традициях и ритуалах.

Данные оформлены в виде круговых диаграмм.

Рис. 2

1 вопрос

Рис. 3. 1 вопрос

2 вопрос

Рис. 4. 2 вопрос

3 вопрос

Рис. 5. 3 вопрос

2.2. Что знают учащиеся 2А класса МБОУ СШ № 93 о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах Чтобы выяснить, знают ли о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах учащиеся 2А класса, мы опрос в виде анкетирования.

Вопросы:

  1. Знаете ли вы что-нибудь о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах? Да/нет
  2. Если нет, то хотели вы узнать? Да/нет
  3. Если да, знаете ли вы, из каких источников можно узнать? (можно выбрать

А) в музее истории школы; Б) из книг; В) могут рассказать родители, бабуши/дедушки; Г) из интернета; Д) ваш вариант.

Результаты устного опроса:

  1. Приняли участие в опросе 20 человек.
  2. На вопрос 1 вариант «да» выбрали 4 человека; ответили «нет» 16 человек;
  3. На вопрос 2(можно выбрать несколько вариантов) вариант «да» выбрали 20 человек, вариант «нет» выбрали 0;
  4. На вопрос 3: вариант «а» выбрали 9 человек, вариант «б» выбрали 2 человека, вариант «в» выбрали 11 человек, вариант «г» выбрали 11 человек.

Анкетирование во 2а классе

Рис. 6. Анкетирование во 2а классе

Выводы:

1) Большинство опрошенных (16 из 20 человек) не знают о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах.

2) Все опрошенные (20 человек) хотят узнать о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах;

3) Большинство (по 11 из 20 человек) выбрали в качестве источника вариант «г» (из интернета) и вариант «в» — могут рассказать родители, бабушки /дедушки

Данные оформлены в виде круговых диаграмм.

Рис. 7

1 вопрос

Рис. 8. 1 вопрос

2 вопрос

Рис. 9. 2 вопрос

3 вопрос

Рис. 10. 3 вопрос

Вывод: учащиеся 11 класса знают о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах, но мало и больше знать не хотят. Большинство учащихся 2А класса не знают о пионерах, пионерских традициях, ритуалах и символах, но хотят узнать.

Анализ данных анкет

Рис. 11. Анализ данных анкет

Глава 3 . По ступенькам школьного музея

3.1. О чём мы узнали в музее истории школы

Вот что мы увидели в музее истории МБОУ СШ № 93: на стендах размещены фотографии, воспоминания, стенгазеты, портрет Алексея Ломакина, героя Советского союза, чьё имя носила пионерская дружина школы. Также имеются бронзовые бюсты Ленина В. И., кубки за спортивные достижения, несколько экземпляров газеты «Пионерская правда», вымпелы, много книг и огромное количество альбомов. Каждый пионерский отряд школы вёл летопись, записывали все добрые дела пионеров: сколько собрали макулатуры, металлолома, в каких мероприятиях участвовали, какие места заняли. Из альбомов мы узнали, что ребята часто ездили по всей стране. Особенно интересны посещения памятных мест «По боевому пути 77-й Гвардейской Московско-Черниговской стрелковой дивизии». В прошлом году школе присвоено звание этой прославленной дивизии, которая дислоцировалась у нас в военном городке Лесная речка. И в школе часто проходили мероприятия, связанные с памятными датами дивизии.

Фото из фондов школьного музея

Рис. 12. Фото из фондов школьного музея

Фото из фондов школьного музея

Рис. 13. Фото из фондов школьного музея

Фото из фондов школьного музея

Рис. 14. Фото из фондов школьного музея

Фото из фондов школьного музея

Рис. 15. Фото из фондов школьного музея

Также хранятся следующие символы пионерской организации:

— пионерские барабаны — 8 штук;

— пионерские галстуки — 4 штуки;

— пионерское знамя — 1 штука;

— пионерские значки — 3 штуки.

Из важных пионерских атрибутов в музее нет пионерской формы, пилоток, пионерского горна.

3.2. Интервью с работниками школы, которые были пионерами

Чтобы узнать подробнее о пионерской организации школы, мы обратились к взрослым, к работникам школы.

Чтобы узнать, кто из работников МБОУ СШ № 93 был пионером, мы провели устный опрос.

Вопросы:

  1. Когда Вы учились в школе, были ли Вы пионером? Да/нет
  2. Если да, готовы ли Вы ответить на вопросы интервью? Да/нет

Результаты опроса:

— опрошено всего 25 человек;

— из них были пионерами — 16 человек.

Интервью об истории пионерской организации согласились дать 3 человека.

О пионерских ритуалах рассказала заместитель директора школы Агеева Елена Борисовна: «Пионерская организация была основана 19 мая 1922 года. Принимали школьников, которым исполнилось 9 лет. Принимали лучших, самых активных, которые учились на «4» и «5». Каждый пионер давал клятву:

«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Законы пионеров:

— пионер предан Родине;

— пионер лучший в учёбе, труде и спорте;

— пионер должен быть дисциплинированным;-пионер должен быть честен, правдив, его слово, как гранит и другие.

Наше пионерское детство всегда сопровождали песни. Главным гимном была песня «Взвейтесь кострами»:

Взвейтесь кострами, синие ночи.

Мы пионеры-дети рабочих!

Близится эра светлых годов.

Клич пионера-Всегда будь готов!» [1]

Наш классный руководитель Хутченко Галина Николаевна рассказала об одном из главных символов пионеров — пионерском галстуке:

«Когда я была маленькая, наша страна называлась Советский Союз, и символом нашего государства был красный флаг. В честь этого ребятам-пионерам повязывали красный галстук. Пионерский галстук — это частичка красного знамени. Он похож на платочек. У него три конца. Что это значит? А значит это союз трёх поколений: один конец символизировал октябрят, самых младших ребят в школе, второй конец символизировал пионеров, третий — это символ комсомола. Все эти три организации были у нас в школе. Мы все выполняли различные поручения. Пионеры носили на шее галстук, чтобы отличаться от других ребят. Когда повязывали галстук, мы говорили:

«Как повяжешь галстук,

Береги его,

Он ведь с красным знаменем

Цвета одного» [3]

Галина Николаевна показала нам, как правильно завязывать галстук. Это был особенный способ, чтоб галстук не затянулся на шее. Ритуал посвящения в пионеры был очень торжественным. Обычно поручалось это важным людям. После того, как галстук повязали, всегда торжественно произносился девиз: «Будь готов! Всегда готов!» Девиз был тоже частью ритуала. Школьники ждали этого момента посвящения в пионеры, галстук берегли и гордились.

Ещё один интересный предмет мы увидели в школьном музее — барабан. Об этом пионерском символе нам рассказала директор школы Ракитина Любовь Сергеевна:

«Барабану столько же лет, сколько и пионерской организации. Барабан был заимствован у скаутов, но у них он был зелёного или синего цвета. У пионеров он был ярко красного цвета. Это означало цвет знамени, цвет пламени. Ни одно мероприятие в пионерской организации не проходило без барабана. Под барабан выносили красное знамя пионеров. В барабанщики выбирали самых высоких мальчиков, и мальчик исполнял марш» [2]. Любовь Сергеевна показала, как нужно барабанить.

Заключение

При написании работы мы выяснили происхождение слова «пионер» в разных источниках, разработали вопросы для анкет и провели анкетирование для учеников 2А и 11 классов, составили вопросы и провели интервью с работниками школы, посетили музей истории нашей школы и изучили имеющиеся в музее истории школы материалы по теме.

В ходе исследования мы узнали много интересной информации о пионерской организации школы, записали с помощью взрослых видео и создали видеоальбом.

Все задачи выполнены, цель достигнута.

Исследование показало, что МБОУ СШ № 93 имеет богатую и интересную историю. Взрослое поколение гордится пионерским детством и хочет передать лучшие традиции нам.

Литература:

  1. Воспоминания Агеевой Елены Борисовны, заместителя директора МБОУ СШ № 93;
  2. Воспоминания Ракитиной Любови Сергеевны, директора МБОУ СШ № 93;
  3. Воспоминания Хутченко Галины Николаевны, классного руководителя;
  4. Материалы музея истории МБОУ СШ № 93;
  5. Этимологический онлайн-словарь Крылова Г. А. https://gufo.me/dict/krylov/пионер
  6. Этимологический онлайн-словарь Успенского Л. В. https://lexicography.online/etymology/uspensky/п/пионер


Похожие статьи

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Организация смотра строя и песни в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Школа — социокультурный центр микрорайона. Из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края

Азбука прав, ответственности и обязанностей всех участников образовательного процесса. Из опыта работы МДОУ д/с № 25 «Солнышко» села Покойного

Внедрение системы олимпийского образования в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского, Изобильненского муниципального района, Ставропольского края

Похожие статьи

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Использование школьного музея боевой славы «Сокол» в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы № 1 Стерлитамака

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Организация смотра строя и песни в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Школа — социокультурный центр микрорайона. Из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Экологическое образование и воспитание детей и подростков в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» Кунгурского района Пермского края

Азбука прав, ответственности и обязанностей всех участников образовательного процесса. Из опыта работы МДОУ д/с № 25 «Солнышко» села Покойного

Внедрение системы олимпийского образования в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского, Изобильненского муниципального района, Ставропольского края

Задать вопрос