Дети войны | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 3117 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, В. А. Дети войны / В. А. Давыдова, Т. В. Капиева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1433/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил и детских игрушек военного времени.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, дети, село Староганькино Похвистневского района, семья, семейный архив.

 

Давно отгремели грохоты разрыва снарядов, свистящие пули, и уходит память о них, как уходят от нас ветераны. Все больше переосмысливается история, все меньше современные дети ценят подвиг далеких теперь для них предков. Их дедушки и бабушки в большинстве своём были во время войны детьми. Но не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

Составление семейного архива было начато в прошлом году. Выполнила проект «Эхо войны в истории моей семьи», где исследовала жизнь моих прабабушек и прадедушек, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Это второй этап работы. В проекте «Дети войны» было исследована жизнь моих дедушки и бабушки, которые в годы Великой Отечественной войны были совсем маленькими, но они наравне со взрослыми приближали победу в тылу. Рассказы, приведённые в данном проекте, важный вклад в дело сохранения памяти о войне.

Цель:

— воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Задачи:

−        Провести интервью с родственниками, собрать воспоминания о повседневной жизни и быте детей в годы Великой Отечественной войны;

−        Провести историческую реконструкцию игрушек и чернил

Объект исследования: События Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: Условия жизни детей семьи Ильиной Александры Зайнулловны в период Великой Отечественной войны и их вклад в дело борьбы с фашизмом.

Гипотеза. Вероятно, изучив обстоятельства жизнедеятельности детей войны на примере супругов Ильиных Леонида Прокопьевича и Александры Зайнулловны можно реконструировать игрушки и чернила детей военной поры.

Методы исследования: анализ и систематизация материала о Великой Отечественной войне в книгах и в ресурсах Интернета и интервьюирование

Исследование производилось в ноябре-декабре 2017 2018 года в доме Ильиной Александры Зайнулловны, проживающей по адресу село Староганькино, в форме интервью по вопросам. Зафиксированы анкетные данные, ответы на плановые вопросы, ознакомлены с документами респондента.

Мною были проанализированы документальные источники, рассказывающие о первых днях войны. Это Андроников В. М. [1, с.86], Долуцкий И. И. [2, с.31], Мясников В. Н. и других. В результате складывается следующая картина:

«В тот далекий летний день 22 июня 1941 года все люди занимались обычными для себя делами. В школах закончился учебный год, и выпускники готовились к прощальному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово — война». 3, с.59 Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, германское рабство — вот что стало уделом сотен тысяч детей. Ведь война не знает возраста. У детей войны разные судьбы. В эти страшные годы каждый ребёнок совершил свой подвиг — несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу.

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, но их память всё ещё цепко хранит память военных лет. Конечно, государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их орденами и медалями.

Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить женщин, стариков и детей. О том, как жил Похвистневский район в годы войны писала районная газета «Сталинский колхозник»… 7 августа 41 года «комсомольцы и пионеры…с большим воодушевлением встретили обращение пионеров куйбышевской школы № 6 о сборе средств на постройку самолета «Юный пионер». Деньги в сумме 150 рублей, заработанные на воскресниках, отданы в фонд строительства самолета. Заканчивается статья призывом «Школьники, делайте все, что в ваших силах для быстрейшего разгрома гитлеровской банды!»… 3 февраля 44 года появилось сообщение «Помогают фронту» — учитывая важность своевременного финансирования оборонной промышленности, колхозники Сосновского сельсовета досрочно вносят военный налог».

По воспоминаниям моей бабушки Ильиной Александры Зайнуллиной, которая. родилась и с. Староганькино Похвистневского района Самарской области. Обычно в военное время питались овощами, выращенными на своем огороде. Когда эти запасы заканчивались, женщины и дети шли на колхозное картофельное поле и вырывали из земли картошку, капусту, оставшуюся после осенней уборки урожая. Очистив от кожуры, картошку толкли, смешивали с небольшим количеством муки и воды и делали лепешки. Иногда добавляли лебеду, липовый цвет. Это был хлеб.

Спасали коровы, но многие из них были на подвязках, потому что кормить их было нечем.

Женщины, чтобы спасти детей кормили их мертвечиной: убитыми или падшими от голода лошадьми. Многим детям приходилось ходить по деревням и просить милостыню. Люди, чтобы чем-то заполнить желудок, пили много воды, от чего пухли.

Спасали грибы, ягоды, собранные в лесу, но за ними можно было идти только в дождливые дни, т. к. работали без выходных. За нарушение трудовой дисциплины можно было получить срок, при этом возраст не учитывался.

Изредка из сахарной свеклы делали пряники, которые по сладости, пожалуй, не уступают нынешним. Для всех детей войны в то время самым страшным являлся голод.

Самые теплые воспоминания моей бабушки Ильиной Александры Зайнулловны связаны со школой. Они стремились к знаниям, хотели учиться, мечтали стать образованными людьми. Несмотря на то, что в стране шла война, забота о детях, их воспитании и обучении оставалась одной из главных задач. Учебный год начинался с 1 октября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Многие учителя отправлялись на фронт, и поэтому окончившим школу подросткам предлагали работать учителями. Были учителя и из числа эвакуированных. При всех тяготах военных лет дети стремились к знаниям, заботились и помогали друг другу. В школах было холодно, дрова заготавливались учениками и учителями. Случалось, что дети в школе падали в голодный обморок.

Шел строгий учет посещаемости детей, старались сразу же выяснить причину пропусков занятий. Многие дети бросали учебу по причине нехватки обуви на всех членов семьи. Женщины военного времени ни при каких обстоятельствах не расставались с детьми, хотя им предлагали на некоторое время поместить их в детский дом.

В отсутствие бумаги писали между строк старых книг и газет. В качестве чернил использовали сажу и свеклу. Помещение освещали лучинами, иногда керосиновыми лампами.

«Работу считали помощью фронту, вкладом в Победу. В обязанности сельских школьников, начиная с самых младших возрастов, входили прополка посевов, сеноуборка, теребление льна и гороха, жатва, вывоз навоза, боронование, посадка и сбор картошки, сбор золы, лекарственных трав, колосьев, уход за лошадьми, пастушество и многое другое. В отчете обкома ВЛКСМ в декабре 1943 года отмечалось, что летом на полевых работах трудились 41355 учащихся, 148 школьных отрядов, в среднем на одного ученика было выработано более 30 трудодней. В городских школах действовали тимуровские команды, отряды и звенья по шефству над госпиталями, эвакуированными детьми, школьники помогали колхозам, подсобным хозяйствам, предприятиям». [1, с.72]

На улице Музыкальной села Староганькино, где жила в детстве моя бабушка, было много детворы. Но играли они маленькими компаниями. В группе моей бабушки было 10 человек. Они вместе ходили в лес, на поле, работали вместе. Однако дети и во время войны оставались детьми. У них были свои игры. Игрушек и спортивного инвентаря не было. Что сами могли сделать, с тем и играли. Мяч делали из шерсти коров, который вычесывали у животных весной во время линьки. Ее валяли и делали мяч.

В основном играли на улице. Одна из любимых игр была «Игра в мяч». Каждый игрок себе делал лунку. Водящий катал мяч по земле. Игрок, в чью ямку попал мяч, гнался за остальными игроками и старался в кого-то попасть мячом. Тот, в кого попали, становился водящим: катал мяч. Также на улице играли в прятки. Для этого готовили именные палочки. Их укладывали на один конец доски, которая лежала на полене. С помощью считалки определяли Сторожа. Он должен был прыгнуть на противоположный конец доски, чтобы палки разлетелись. Потом собирали палки. Чья палка в последнюю очередь найдена, тот жмурился, искал спрятавшихся детей. Прятались по всей улице. Зимой играли дома: выйти на улицу не могли — не было теплой одежды. Взрослые собирались в одном доме: там женщины в основном рукодельничали. А детвора играла в другом доме. Любимая игра была «Жмурки».

В практической часть проекта была произведена историческая реконструкция чернил и мяча детей военной поры. После беседы с бабушкой Александрой Зайнулловной я решила попробовать сама сделать чернила для письма. Она точной рецептуры не помнила, поэтому пришлось поэкспериментировать. Были совместно разработаны критерии: безопасность, компоненты должны быть доступны. Получился следующий рецепт:

«Смесь сажи с маслом». При соотношении 1 часть сажи к 1,5 частям растительного масла получились чернила, которые легко сходили с пера и не вызывали трудностей при написании.

Также был изготовлен мяча. Бабушка рассказала, что они его делали из шерсти коров. Шерсть собирали весной, когда животные линяли. Свой проект я выполняла зимой. Поэтому решила воспользоваться овечьей шерстью. Взяла комок шерсти, перебрала от колючек и стала катать. Овечья шерсть длиннее коровьей, на сухую ее невозможно свалять. Но стоило обдать кипятком, я достаточно быстро скатала мяч. Бабушка сказала, что мяч из овечьей шерсти даже лучше: он не развалится. В ее детстве им не давали овечью шерсть, потому что каждый клочок пускали в дело: для себя пряли нитки, и валяли валенки, а еще отправляли на фронт. Шерсть коровы нигде не использовалась, и дети из нее могли делать свои игрушки.

Таким образом, cделать самому чернила и игрушки не просто. Этот процесс требует аккуратности, точности и много времени. Еще чернила при ношении могли протекать, и тогда все тетради в сумке пачкались. Приходилось переписывать. Но был и свой плюс: письмо чернилами и пером способствовало выработке каллиграфического почерка. Самодельные игрушки времен Великой Отечественной войны были неяркие, быстро ломались или разваливались, главные их достоинства были в том, что они делались из подручных материалов и были доступны.

В результате проделанной работы было сделано следующее: удалось выяснить, как во время войны жили и работали жители Куйбышева и Куйбышевской области. Из рассказов моей бабушки была составлена летопись жизни членов моей семьи в тылу. Собрана информация для семейного архива о жизни детей во время Великой Отечественной войны,

 

Литература:

 

  1.     Андроников В. М., Филимошин М. В., Буриков П. Д., Кривошеев Г. Ф. Великая Отечественная война Цифры и факты. Полвека назад. — М.: Просвещение, 1995. — 286с.
  2.     Долуцкий И. И. Отечественная история XX век, часть 2. — М., 1996. -. 264с.
  3.     Пахомов В. П. Великая Отечественная в документах и свидетельствах современников. — Самара: из-во СИПКРО,1995. с. 59
  4.     Архивы семьи Ильиной Александры Зайнулловны и Ильина Леонида Прокопьевича
  5.     Ендураев В. А. Очерки истории Похвистневского района. — Самара, 2000. -134с.
  6.     Интервью с Ильиной Александрой Зайнулловной
  7.     Щербаков А. В тылу врага. — Отрадный, 2000. -162с.
  8.     Отечественная война Цифры и факты. Полвека назад. — М.,: Просвещение, 1995.- 386с
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, ребенок, моя бабушка, Похвистневский район, военное время, моя семья, овечья шерсть, семейный архив, время войны, быль.


Похожие статьи

Эхо войны в моей семье

Исследовательская работа ученицы 6 «В «класса рассказывает о судьбе своих родных: Ильиной А. З., Петруне С. С. Ильине П.Е., Кунавине Ф.Т. В результате была составлена летопись жизни членов моей семьи в тылу – это прабабушки Петруны Семеновны Сидубае...

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

Познавая секреты профессионального успеха

Родители не могут определить нашу взрослую жизнь, но могут дать направление, силу и уверенность в правильности выбранного пути. Наша история началась в 1915 году, когда в большой и дружной семье Чумичевых Акима Васильевича и Варвары Ивановны родился ...

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

«Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»: технологическая карта урока литературы в 5-м классе

Материал представляет собою технологическую карту урока литературы для 5 класса, соответствующего требованиям ФГОС.

Похожие статьи

Эхо войны в моей семье

Исследовательская работа ученицы 6 «В «класса рассказывает о судьбе своих родных: Ильиной А. З., Петруне С. С. Ильине П.Е., Кунавине Ф.Т. В результате была составлена летопись жизни членов моей семьи в тылу – это прабабушки Петруны Семеновны Сидубае...

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

Познавая секреты профессионального успеха

Родители не могут определить нашу взрослую жизнь, но могут дать направление, силу и уверенность в правильности выбранного пути. Наша история началась в 1915 году, когда в большой и дружной семье Чумичевых Акима Васильевича и Варвары Ивановны родился ...

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

«Мой ровесник в годы Великой Отечественной войны»: технологическая карта урока литературы в 5-м классе

Материал представляет собою технологическую карту урока литературы для 5 класса, соответствующего требованиям ФГОС.

Задать вопрос