О войне не рассказать за один раз, и мы периодически возвращаемся к этой теме на уроках истории, литературы и краеведения. Чем старше мы становимся, тем больше задаём вопросов тем, кто прошёл Великую отечественную войну и вернулся с победой. Всё чаще я стал замечать, что младшие школьники стали мало интересоваться историей и участниками Великой отечественной войны. Что же сделать нам, старшеклассникам, чтобы вызвать интерес к событиям прошлых лет у учащихся младших классов?
Чтобы пробудить в ученике интерес к теме войны, мы должны показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можем показать ребятам мемориалы, отвести их к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Так в нашей школе ежегодно организуются встречи с ветеранами в Клубе фронтовой песни, классные часы на день пожилого человека и 9 мая. Учащиеся 9–11 классов проводят муниципальные митинги у памятников и обелисков.
В разговоре с младшими школьниками мы подробно не говорим об ужасах войны, о концлагерях, потому что наша задача — не напугать ученика, а просветить. Особое место в тематике классных часов, которые проводят старшие классы для младших школьников, занимает тема «Блокада Ленинграда». Это наша история. У многих ребят прадеды и деды были участниками и свидетелями тех страшных дней. С С учениками начальной школы мы посещаем кинотеатр, где смотрим фильмы на военную тему. Вместе с учителями русского языка и литературы ученики 10 класса проводят литературную конференцию, где обсуждают известные детские книги и делятся впечатлениями по прочитанному, таких, как «Мальчиш-Кибальчиш» А. П. Гайдара, «Сын полка» В. П. Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л. А. Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л. Ф.
Ученикам 4–5 классов Совет старшеклассников рассказывает о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Дневник, хранящийся сейчас в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашизма. Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребят абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.
Главное — быть честным. Мы должны признаться ребенку, что война — это тяжёлая тема для разговора, что мы, как и все люди, боимся войны. Ребята чувствуют искренность и честные слова окажут гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи». Недавно я провёл классный час в 3–1 классе, ГД рассказал ребятам историю своей семьи в годы войны:
«Вместе с весной 1945 года на многострадальную землю пришла долгожданная Победа. Слезами радости встретили её бойцы Великой Отечественной войны, так же встречаем этот день и мы, их потомки.
Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Сейчас всё чаще и чаще звучат слова, что надо считать героями всех воевавших. Почиталось за честь участвовать в защите Родины. И защитники, уходя на фронт, не говорили громких фраз.
Так и мой прадед Герасимов Александр Семёнович оказался на фронте в 17 лет, прибавив один год. Перед Великой Отечественной войной он учился в Ленинграде, в ФЗО. Война и застала парнишку в Великом городе, который оказался в блокаде. Прадед рассказывал, что приходилось есть столярный клей, сахар с горящих Бадаевских складов вперемешку с землёй. Он прошёл краткосрочные курсы танкиста и оказался в центре страшных боёв шли под Курском. Курская Дуга — его место сражения. Пять экипажей пришлось сменить прадеду в один день, но сразу же ему удалось подбить несколько фашистских танков. Мой прадед, Александр Семёнович, остался жив один из всего экипажа. За это сражение его наградили орденом Славы третьей степени.
Второй прадед сражался, освобождая Белоруссию, где, и познакомился с прабабушкой Марией Афанасьевной. Она была радисткой в партизанском отряде имени Буденного. Отряд был связан с фронтом. За отвагу и честь прадед был награжден двумя медалью Великой Отечественной войны. Для него война начиналась под Кенигсбергом. А после Великой Отечественной войны служил в Бресте.
Грустно видеть сейчас немощных стариков, вспоминающих свою славную молодость, плачущих по погибшим товарищам. Когда видишь эти слёзы, понимаешь, как коротка и уязвима человеческая жизнь.
Мы не вправе забывать их, отстоявших свободу и независимость народов. Каждый из нас должен не только помнить, но и быть достойным их подвига, не допускать повторения страшных дней. Именно об этом мечтали бойцы Второй мировой, они мечтали, чтобы та война стала последний».