Основной идеей нашего общества должна стать идея духовного возрождения подрастающего поколения и молодежи, то есть формирование нового человека, что, вне всякого сомнения, является важной целью сегодняшнего современного общества.
В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок и ориентиров жизнедеятельности общества.
Растить патриота — это значит, воспитывать человека, горячо и всем сердцем любящего Родину, который учится и трудится на её благо, а если, вдруг, понадобится, готов встать на её защиту, в том числе и с оружием в руках.
Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимыми и первостепенными в обществе.
Патриотизм в нашей стране особенно ярко проявляется в годы испытаний в таких его проявлениях, как:
- жертвенное отношение к долгу;
- готовность верно служить делу процветания Отечества.
Безусловно, патриотизм развит у всех народов, но у россиян он заложен на генетическом уровне.
Идея патриотического воспитания — это:
- Духовность — направленность личности каждого человека;
- Народность — отношения человека с обществом, с народом;
- Державность — это суть патриотизма, как системы отношений человека и государства.
Значимость духовно-нравственного, патриотического воспитания детей и молодежи особенно остро и отчётливо обозначилась в современный период развития общества в связи с
- утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни;
- ценностных ориентиров;
что находит вполне закономерное отражение в растущей агрессивности, инфантильности, бездуховности.
У подавляющего большинства подростковой молодежи идеал патриотической личности сформирован недостаточно. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением [5;6]. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма. Формирование происходит лишь тогда, когда он соприкасается с
- общественными ценностями;
- идеалами;
- традициями.
И те, кто сегодня ещё сидит за школьной партой, на лекциях в университетах, в скором времени будут определять и непосредственно решать сложнейшие социально-экономические и культурные проблемы 21 века и более того, именно этим людям предстоит решать эти проблемы в рассвете своих дарований, свободных от нравственных изъянов.
Патриотическое воспитание в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания молодежи, что способствует освоению и сохранению исторического опыта, возбуждает интерес, воспитывает уважение к истокам, к родной земле, к исконным занятиям предков.
Поэтому задачи патриотического воспитания состоят в
- формирование знаний об исторических фактах;
- стимулирование умственной активности молодежи,
- их любознательности, творческой деятельности;
- определении собственной позиции по отношению к окружающей действительности.
Основные методы патриотической работы — это занятия-экскурсии, беседы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, самостоятельная работа студентов с музейными экспонатами, НСО (научно-студенческое объединение), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, героями шахтерской славы.
Традиционными в нашей практике стали следующие мероприятия патриотической направленности:
- тематические уроки Мужества:
«Отчизны верные сыны»
«Солдат всегда солдат»
«Меч победы ковал Сталинград»
«Никто не забыт и нечто не забыто» и другие
- конференции;
- круглые столы;
- встречи с ветеранами ВОВ;
- устные журналы.
Одной из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:
«Открытка ветерану»
«Помним всех поименно»
На будущее нами планируется организация таких мероприятий, как
«Письмо солдату»
«Посылка в армию выпускнику»
Выступления ветеранов войны на данных мероприятиях, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей служат для активизации поисковой работы, посещения краеведческого музея, памятных исторических мест. Такие мероприятия позволяют формировать у молодежи понятия преданности своему делу, народу, Отечеству, а также понятия долга, мужества, отваги.
Все, что вкладываем мы в нашу молодежь сегодня, завтра даст соответствующие результаты, поскольку патриотизм призван дать новый толчок духовному оздоровлению нашей молодежи и формированию в России единого гражданского общества.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм — это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.
Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.
Патриотизм — это нравственная основа жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.
Если все выше описанное зарождается в данный момент в нашем современном обществе, то значит можно быть уверенными в развитии нормального общества и сильного Отечества.
В результате работы над проектом «Поклонимся великим тем годам» была проведена следующая работа:
1. Создан сборник методических разработок «Поклонимся великим тем годам…», который состоит из
- устного журнала с мультимедийной презентацией по теме «Московская битва. 65 лет Победы» (проведен в 2009 году);
- литературно-музыкальной композиции с мультимедийной презентацией по теме «Блокада Ленинграда» (проведена в 2010 году);
- литературно-музыкальной композиции с мультимедийной презентацией по теме «Поклонимся великим тем годам» (проведена в 2011 году);
- литературно-концертная композиция с мультимедийной презентацией по теме «1812 год. Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (проведена в октябре 2012 года)
2. На интерактивную карту города Прокопьевска нанесены памятные места, связанные с Великой Отечественной войной (1941–1945 гг.):
- госпитали;
- памятники;
- заводы;
- фабрики;
- дома, где проживают ветераны ВОВ по районам города, с пометкой
ВОВ
При наведении курсора на пометку, можно прочитать информацию о данном месте.
3. Одной из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции: «Открытка ветерану»; «Помним всех поименно».
Литература:
1. Архивы г. Прокопьевска, краеведческого отдела МОУДОД «Дворец детского творчества».
2. Баранов С. П. Педагогика / С. П. Баранов. — М.: Просвещение, 1997. — 236 с.
3. Герои Советского Союза, РФ — кузбассовцы, участники Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Биобиблиографический указатель литературы. Кемерово, 2006. 222с.
4. Левашов В. К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В. К. Левашов // Вестник РАН. — 2005. — № 2, с. 99–102.
5. Лобанова Е. Ю., Тумакова Н. А. Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1203–1205.
6. Миронова П. В., Тумакова Н. А. About the importance of knowing foreign culture, customs and traditions// Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1229–1231.
7. Шахтерская гвардия. Их имена — на все времена. Кемерово: ООО Риф «Весть», 2010. 232 с.