Дети Великой Отечественной Войны и их судьба | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 568 раз

Библиографическое описание:

Попов, Н. С. Дети Великой Отечественной Войны и их судьба / Н. С. Попов, О. Н. Лоскутова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2944/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

Ключевые слова: патриотизм, дети войны, День Победы.

Война. Как страшно звучит это слово. В 2022 году наша страна празднует 77-ую годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Проходят годы, сменяются поколения, но в наших сердцах остается память о людях, которые воевали, которые отдали жизнь за нашу Родину.

Нет ни одной семьи, которую не затронула война. На фронт уходили все: мужья, отцы, сыновья. Женщины оставались одни с детьми и стариками. Это было трудное и очень тяжёлое время: время голода, слёз, страха, неизвестности.

В своей работе я хочу затронуть тему детей, воспитанных в военное время, и на примере своей прабабушки узнать, как складывалась их судьба.

В июне 1941 года, когда была объявлена война и всё мужское население страны уходило на фронт, среди населения нашей страны была стойкая уверенность, что Красная Армия очень быстро расправится с противником. Патриотизм был в крови, люди шли на войну за победой. Как известно, дети — это отражение взрослых. Так было и во время Великой Отечественной Войны. Боевой дух передавался подрастающим мальчикам и девочкам и каждый мечтал стать участником боевых действий. Так как призыв в армию осуществлялся с 17 лет, то многие ребята шли на хитрость и прибавляли к своему возрасту по 2–3 года, чтобы попасть солдатом в ряды Красной Армии.

Но война пошла совсем по другому сценарию и уже в первый день германская авиация разбомбила около 70 аэродромов и уничтожила 1200 самолётов. К сожалению, из всех стран-участниц второй мировой войны, Россия единственная, которая до сих пор до конца не знает свои людские потери.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. — солдаты, остальные — старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

Безусловно, наибольшую трагедию в жизни пережили дети, оказавшиеся на оккупированных территориях, став свидетелями убийств и насилия со стороны фашистской армии. Для упрочения своего господства на захваченных территориях оккупанты, выполняя преступный план уничтожения советских людей, беспощадно расправлялись с мирным населением. Рабочие, крестьяне, дети на захваченных территориях жили в нечеловеческих условиях. Они были начисто ограблены и лишены всех прав. Для граждан в возрасте от 18 до 45 была введена трудовая повинность, при этом рабочий день длился 14–16 часов в сутки. Всё трудоспособное население вынуждено было работать на предприятиях, открытых немцами, на строительстве укреплений, в сельском хозяйстве, на ремонте и расчистке шоссейных и железных дорог. Населению предписывалось беспрекословно выполнять установленные нормы поставок молока, мяса, зерна, фуража и т. п. для германской армии. Население не обеспечивалось одеждой, обувью, продовольствием. Как вспоминает Анна Корнева, которая в возрасте 8ми лет проживала в оккупированной Воронежской области: «…свёкла для нас было что сладости. Чёрная коровка была у нас — благодаря ей мы и живы остались. Коровы были почти в каждой семье, немцы их не забирали. Мама подоит корову, фашист пинком её оттолкнёт, сольёт себе молоко и пошёл. Мама приноровилась: заранее ходила доить — сколько сможет подоить, тем нас и кормила…».

Фашисты не жалели никого и стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как они в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребёнок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии — будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки — отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут и останутся в живых, но фашистам были не нужны малыши.

А как жили женщины и дети в тылу во время Великой Отечественной Войны? Голод — это первое, что вспоминает моя прабабушка Султанова Любовь Яковлевна, которой на момент начала войны было 6 лет. Война застала ее в родном селе Сиделькино Челно-Вершинского района Куйбышевской области. В семье их было трое детей: моя прабабушка и два её младших брата — Николай (4 г.) и Володя (2 г.) Отец — Соловьёв Яков Максимович — ушел на фронт и погиб 8 декабря 1944 г. в Псковской области, в 100 м от деревни Стошки. У маленькой Любы не сохранились воспоминания о том, когда отец уходил на фронт, но в её памяти остался момент, когда в 1944 году пришла похоронка: «…сбежались соседи, а меня отправили за сестрой отца — т. Дуней. И очень отчётливо мне запомнилось, как я бегу и мысли мои только о случившемся…».

Мать — Соловьёва Анастасия Ивановна — в годы войны работала в колхозе по найму на разных работах с утра до вечера и за братьями приглядывала шестилетняя Люба. В семье была корова, она спасала от голода. Но надо было в год 400 литров отдавать государству и самим доставались крохи. Был рядом с домом огород, но сажали не много, т. к. пахать было не на чем и не хватало сил обрабатывать землю. Но даже с таких небольших урожаев тоже приходилось большую часть отдавать государству. Хлеба не было в те годы. Собирали в поле колоски и на мякине пекли лепёшки. А в огороде сажали грядку проса, чтобы хоть немного собрать пшена. Поэтому из самых ярких воспоминаний в годы войны — это постоянное чувство голода.

Одежды у детей не было и купить было не на что, поэтому в холодное время года на улицу ходили по очереди. Очень помогала им сестра отца — т. Дуня, у которой не было своих детей: то кусочки еды принесет, то продукты с огорода выменяет на ткань и штанишки сошьет детям.

В 1943 году моя прабабушка пошла в 1 класс. Классы в школе были переполнены, т. к. места в школе было очень мало.

В долгожданный день Победы рано утром дети еще спали на одной кровати. Пришла мама из табуна и сказала: «Вставайте, вставайте! Война кончилась!»

В 1950 году 15-летняя Люба поступила в Аксубаевское педучилище в Республике Татарстан на учителя начальных классов. В те годы все дети, которые хорошо учились в Сиделькинской школе, поступали только в это училище и ходили туда огромной толпой пешком 50 км в один конец. Все 4 года учебы у моей прабабушки было всего одно платье, и в нём же она была на своем выпускном.

После училища в 1954 году она уехала работать по распределению в Узбекистан. Вернулась в родной Челно-Вершинский район в 1960 году и стала работать учителем начальных классов в селе Токмакла, где вышла замуж. В 1970 году перешла работать в сельский совет секретарем, а затем была избрана председателем сельского совета. В 1989 году моя прабабушка ушла на пенсию и в настоящий момент ей 86 лет. Она мама 2х детей, бабушка 4х внуков и прабабушка 8ми правнуков!

Мама — Анастасия Ивановна — в возрасте 57 лет заболела и уехала лечиться к брату Лёне в Москву, где умерла от инсульта. Средний брат Николай после армии вернулся в село Сиделькино, а вскоре женился и уехал жить в Подмосковье. Он скончался в 2017 г. Младший брат Володя отслужил в армии в Польше, а после армии сразу уехал в Москву к дяде Лёне, брату матери, который был военным начальником. Дядя устроил его работать пожарным. Он скончался в 2009 г.

Услышав историю жизни моей прабабушки, мне захотелось чуть больше узнать о детях военного времени, которые проживали в Куйбышевской области (в настоящее время — Самарская область).

В годы войны город Куйбышев был официально назначен второй столицей СССР и в него был эвакуирован Президиум Верховного совета, Правительство, а также тысячи беженцев, десятки заводов с их персоналом, госпитали и т. п. Жителей города «уплотняли» — подселяли на их жилплощадь беженцев и эвакуированных. Город превратился в огромный производственный конвейер. Жители города обеспечивали бесперебойное производство военной продукции. За год с небольшим в городе были построены гигантские корпуса заводов, оснащенные тысячами станков. Безусловно, особого внимания заслуживает знаменитый штурмовик ИЛ-2, который был создан на Куйбышевском авиационном заводе и являлся грозным оружием советских летчиков.

Но такой огромный производственный рост требовал большого количества рабочей силы. Людей не хватало. Дети в тылу взяли труд взрослых на свои плечи. На работу в цеха промышленных предприятий и в колхозы пошли даже девятилетние ребята. На станках они работали с подставок. Работа была не по силам, надрывались на работе, но терпели, знали, что своим трудом они помогают отцам бить фашистов, что своим трудом они приближают общую Победу. Как вспоминает Татьяна Тимошенко: «…случалось, что работали по две смены, а то и больше. А после работы нас созовут и говорят срочно снег с путей расчищать, чтобы наша продукция быстрее шла на фронт. И сейчас горжусь: какое было наше поколение! Одному удивляюсь: откуда силы брались? И доброты на всех хватало…». Куйбышевские школьники старались помогать везде и во всем: они собирали теплые вещи для фронтовиков, ухаживали за ранеными, с большим энтузиазмом участвовали в сборе подарков для бойцов Красной Армии.

Вот уже много лет мы вспоминаем и каждый раз переживаем за наших родных и близких людей, которые стали участниками Великой Отечественной Войны. Большинства из них уже нет в живых. Но у нашего поколения еще остается шанс помогать и не обделять вниманием детей того страшного и беспощадного времени. Сейчас эти дети — это люди преклонного возраста с непростой судьбой. Мне посчастливилось знать свою прабабушку Султанову Любовь Яковлевну, которая застала годы Великой Отечественной Войны. И через её рассказ мне захотелось знать еще больше о том времени в истории нашей страны.

Много книг написано о войне, много фильмов снято, и кажется, что уже все сказано, но это не так. Каждый раз мы проживаем новые эмоции, слушая рассказы о тех далёких временах. И очень важно, чтобы современное поколение помнило о своих прапрадедах, которые отдали свою жизнь за мирное небо над нашей головой.



Похожие статьи

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Советские военнопленные: двойная трагедия

В статье автор пытается изучить трагические страницы истории нашего государства в годы Великой Отечественной войны и правды о судьбе советских военнопленных во вражеском тылу и в послевоенное время.

Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи

Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Страницы из семейного архива (о жизни и деятельности фронтовика Ж. Баймагамбетова)

В настоящей статье рассматриваются отдельные события из жизни и деятельности участника Великой Отечественной войны Ж Баймагамбетова, где показаны традиции уважения и любви к Родине, старшим, друг к другу через призму почитания культурного достояния.

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Парад Памяти 1941–2022. Дорогами Победы

В статье рассказывается о наших земляках — участниках Парада 7 ноября 1941 года. Авторы статьи отследили боевой путь этих людей, их судьбу. Поиск информации об участниках Великой Отечественной войны осуществлялся с помощью сайта «Память народа»

Похожие статьи

Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2)

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Советские военнопленные: двойная трагедия

В статье автор пытается изучить трагические страницы истории нашего государства в годы Великой Отечественной войны и правды о судьбе советских военнопленных во вражеском тылу и в послевоенное время.

Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи

Автор всесторонне проанализировал проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества; выработаны рекомендации по использованию исторического опыта в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; разработан проект ...

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Страницы из семейного архива (о жизни и деятельности фронтовика Ж. Баймагамбетова)

В настоящей статье рассматриваются отдельные события из жизни и деятельности участника Великой Отечественной войны Ж Баймагамбетова, где показаны традиции уважения и любви к Родине, старшим, друг к другу через призму почитания культурного достояния.

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с историческими фактами своего города в годы ВОВ, героическому прошлому нашей Родины, пониманию и умению ценить мир.

Парад Памяти 1941–2022. Дорогами Победы

В статье рассказывается о наших земляках — участниках Парада 7 ноября 1941 года. Авторы статьи отследили боевой путь этих людей, их судьбу. Поиск информации об участниках Великой Отечественной войны осуществлялся с помощью сайта «Память народа»

Задать вопрос