Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Попов, Н. С. Дети Великой Отечественной войны и их судьба (часть 2) / Н. С. Попов, О. Н. Лоскутова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3.1 (66.1). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3660/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба двоюродного прадедушки.

Ключевые слова: патриотизм, дети войны, Анатолий Алексеевич Султанов.

В прошлом году мною была поднята тема детей, которые выросли во времена Великой Отечественной войны, исследована их судьба на примере моей прабабушки Султановой Любови Яковлевны.

Позже я узнал новые подробности из жизни своих близких родственников, в частности моего двоюродного прадедушки Султанова Анатолия Алексеевича (родного брата моего прадедушки Султанова Владимира Алексеевича), что послужило поводом для дальнейшего исследования в этой области.

Свое детство, которое застало военные и, не менее сложные, послевоенные годы, Султанов Анатолий Алексеевич, которому на момент начала войны исполнилось 2 года, отразил в своей повести «Босиком по стерне», которая была издана в 1999 г.

С какой любовью и трепетом он описывает свое босоногое детство, которое он провел в селе Токмакла Челно-Вершинского района Самарской области. Какое бы ни было время, но дети остаются детьми. Так и Анатолий Алексеевич, вспоминая своё детство, рассказывает о веселых играх с ребетней, о рыбалке, о школьных годах. Но с какой грустью и благодарностью он пишет о тяжелых временах, которые выпали в первую очередь на долю матерей: «…после картофельной зимы начиналось витаминное лето. Приезжая все реже и реже на «малую Родину», непременно иду на погост, воздать должное нашим матерям, только сегодняшним умом понимая, какая доля им выпала на грешной земле. Они все, по сути, ушли в нее святыми. Низкий поклон им, всему их поколению, на долю которого выпало пережить все тяготы и лишения военного и послевоенного времени. Самые страшные муки для матерей — постоянно смотреть в глаза голодных детей, и лишь великая сила природы, инстинкт продолжения рода, вложенный в эту так называемую «слабую половину» человечества, впрягал их в оглобли вместо лошадей и заставлял тащить соху при посадке картофеля на своих огородах, ибо картошка в то время — это был и хлеб, и первое, и второе».

Как вспоминает дядя Толя, типичная обстановка в послевоенной деревенской избе: стол и скамьи, сбитые из досок, деревянные кровати с лохмотьями, кишащими клопами и блохами. Из посуды чугунок, глиняные плошки, одна большая чашка и обгрызенные деревянные ложки, алюминиевая кружка и для больших праздников обколотые фаянсовые тарелки. Ну, и горшки, без них нельзя было обойтись.

Как и у моей прабабушки, у Анатолия Алексеевича из первых воспоминаний — это воспоминания о постоянной нехватке еды в семьях. Через всю жизнь он пронес испытанное в детстве чувство самоунижения. В голодное лето 1947 года мать послала его к соседу дяде Мише за тяпкой. Зайдя к ним, он сразу увидел в кошачьей миске кусочек вареной картошки. Дяде Толе хватило пару секунд, чтобы схватить этот кусочек, переложить в карман и, выйдя на улицу, тут же, не удержавшись, проглотить его. Как он говорит: «…помню, что мне было стыдно и унизительно перед самим собой и я никому никогда не рассказывал про этот случай». Спустя годы, уже во взрослом возрасте Анатолий Алексеевич смог понять, что ему нечего было стыдиться, что он был ребенком, что в те времена все выживали, как могли.

Анатолий Алексеевич родился в селе Красный Строитель Челно-Вершинского района Куйбышевской области. Будучи совсем ребенком, он заболел малярией. А так как дом, в котором они жили, стоял на реке, из-за болезни им пришлось переехать в соседнее село Токмакла, которое и стало для дяди Толи Малой Родиной.

В 1957 г. Анатолий Алексеевич уехал учиться в ремесленное училище в г. Димитровград Ульяновской области (ранее — г. Мелекесс), после окончания которого уехал работать в г. Куйбышев на Жигулевскую ГЭС электросварщиком.

В 1960 г. жизнь его свела с Галиной Петровной. Расписавшись, молодая семья Султановых приняла решение уехать жить в г. Душанбе Республики Таджикистан, где у них родилась дочь.

В г. Душанбе Анатолий Алексеевич с семьей прожили долгие 17 лет, но все эти годы его тянуло на Родину. И в 1978 г. было принято решение вернуться в Куйбышевскую область.

Анатолий Алексеевич очень интересный и глубокий человек. Талант к художественному слову у него проявился еще в школьные годы, когда он начал писать первые стихи своего сочинения. Во взрослой жизни много своих работ он посвятил своей Малой Родине — с. Токмакла, где он провел военные и послевоенные годы. В настоящий момент Анатолию Алексеевичу 83 года и он по сей день много времени посвящает литературе и творчеству.

Узнав много нового в истории нашей страны, нашего региона, своей семьи, мне захотелось понять, насколько глубоко мои сверстники, на примере моих одноклассников, осведомлены о тех непростых временах, которые выпали на долю нашей великой страны и каждой семьи.

Еще с малых лет каждый год мы всей семьей принимаем участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне. Каждый раз, надевая Георгиевскую ленточку, меня переполняет гордость за свою страну, за своих родных и близких людей, которые погибли, сражаясь за Родину.

По мере взросления, я с еще большим интересом стал интересоваться о тех далеких и тяжелых временах в истории нашей страны. Источником информации для меня были рассказы моих близких родственников, просмотр военных патриотических фильмов, уроки патриотической направленности в школе.

Чем дальше в историю уходят годы Великой Отечественной войны, тем меньше остается шансов узнать о тех временах из уст участников, очевидцев. И даже дети войны на сегодняшний день уже глубоко пожилые люди.

С целью проведения исследования мною была разработана анкета и проведен опрос среди моих одноклассников: 34-х учащихся 4 «З» класса.

Анкета включала следующие вопросы:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Когда наша страна отмечает День Победы?
  3. Рассказывают ли тебе родители о ВОВ?
  4. Читаешь ли ты книги о ВОВ?
  5. Смотришь ли ты патриотические фильмы о ВОВ?
  6. Хотел бы ты больше знать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ?
  7. Посещаешь ли ты мероприятия, посвященные Дню Победы?
  8. Участвовал ли ты в Бессмертном полку?
  9. Знаешь ли ты истории жизни своих прабабушек и прадедушек, которые были детьми в годы ВОВ?
  10. Гордишься ли ты своей страной?

По результатам проведенного опроса было выявлено, что основными источниками информации о Великой Отечественной войне для современных детей являются рассказы родителей и просмотр фильмов. К сожалению, согласно опросу, менее популярным источником информации для детей является чтение литературы данного направления. Но, безусловно, по мере взросления эта тема будет больше раскрываться на уроках истории и литературы в старших классах школы.

Не менее информативными стали результаты опроса о том, когда началась ВОВ и когда наша страна отмечает День Победы. Не все учащиеся нашего класса знают год начала Великой Отечественной войны, но отрадно осознавать, что все участники опроса знают дату празднования Дня Победы — 9 мая.

На вопрос о знании истории жизни своих прабабушек и прадедушек положительно ответили только 76 % учащихся, в то время как 24 % не знают историю своей семьи. При этом 100 % участников анкетирования хотели бы больше знать о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, а также переживших тяжелое военное и послевоенное детство.

По результатам исследования было выявлено, что, несмотря на то, что не все учащиеся нашего класса обладают глубокими знаниями о Великой Отечественной войне, смотрят фильмы, читают литературу этого направления, но все ученики 4 «З» класса ежегодно посещают мероприятия, посвященные Дню Победы, участвуют в Бессмертном полку, а также гордятся нашей великой страной!

Вот уже много лет мы вспоминаем и каждый раз переживаем за наших родных и близких людей, которые стали участниками Великой Отечественной войны. Большинства из них уже нет в живых. Но у нашего поколения еще остается шанс помогать и не обделять вниманием детей того страшного и беспощадного времени. Сейчас эти дети — это люди преклонного возраста с непростой судьбой. Мне посчастливилось знать свою прабабушку Султанову Любовь Яковлевну, которая застала годы Великой Отечественной войны, а также своего двоюродного прадеда Султанова Анатолия Алексеевича. И через их рассказ мне захотелось знать еще больше о том времени в истории нашей страны.

К сожалению, и в наше время есть дети, которые знают, что такое война не по рассказам прабабушек и прадедушек или художественным книгам, фильмам.

И я, как ровесник храбрых, отважных, живших и живущих в той жизни, имя которой — война, желаю всем:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я…



Ключевые слова

патриотизм, дети войны, Анатолий Алексеевич Султанов

Похожие статьи

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Мой дед — писатель

В статье рассказывается о жизненном пути Андрея Юрьевича Грачева, известного самарского писателя, афганца.

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

«Великая мать солдатская»: о судьбе семьи Володичкиных

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Советские военнопленные: двойная трагедия

В статье автор пытается изучить трагические страницы истории нашего государства в годы Великой Отечественной войны и правды о судьбе советских военнопленных во вражеском тылу и в послевоенное время.

Эхо войны в моей семье

Исследовательская работа ученицы 6 «В «класса рассказывает о судьбе своих родных: Ильиной А. З., Петруне С. С. Ильине П.Е., Кунавине Ф.Т. В результате была составлена летопись жизни членов моей семьи в тылу – это прабабушки Петруны Семеновны Сидубае...

Похожие статьи

Дети Великой Отечественной Войны и их судьба

В статье рассказывается о детях, воспитанных в послевоенное время, о том, как складывалась судьба прабабушки.

Дети войны

Исследовательская работа ученицы 7 «В» класса рассказывает о детских годах своей бабушки: Ильиной Александры Зайнулловны. В результате была составлена летопись детских лет жизни членов моей семьи в тылу. Произведена историческая реконструкция чернил ...

Мой дед — писатель

В статье рассказывается о жизненном пути Андрея Юрьевича Грачева, известного самарского писателя, афганца.

Дети — труженики тыла Читинской области в годы Великой Отечественной войны

В статье рассказывается о нелёгком труде детей — тружеников тыла Великой Отечественной войны Читинской области на примере биографии близких родственников.

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

«Великая мать солдатская»: о судьбе семьи Володичкиных

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Советские военнопленные: двойная трагедия

В статье автор пытается изучить трагические страницы истории нашего государства в годы Великой Отечественной войны и правды о судьбе советских военнопленных во вражеском тылу и в послевоенное время.

Эхо войны в моей семье

Исследовательская работа ученицы 6 «В «класса рассказывает о судьбе своих родных: Ильиной А. З., Петруне С. С. Ильине П.Е., Кунавине Ф.Т. В результате была составлена летопись жизни членов моей семьи в тылу – это прабабушки Петруны Семеновны Сидубае...

Задать вопрос