Статья содержит научные результаты участия автора в городском этапе Московского городского конкурса научно-исследовательских и проектных работ обучающихся 2017 года.
Формулировка проблемы. Проблема, которая побудила нас к созданию мультимедийного интегрированного практико-ориентированного проекта по литературе и москвоведению, заключается в том, что в век информационных технологий происходит процесс обесценивания чтения книг. Молодежь воспринимает чтение классических произведений художественной литературы как ненужное действие, отнимающее много времени. У детей нет необходимости брать в руки книгу (средоточие духовного опыта предыдущих поколений) и читать — ее заменил компьютер, предлагающий много разнообразной информации о книге.
Посещение экскурсий также неохотно воспринимается подрастающим поколением как нечто навязанное, ненужное. В результате не только подростки, но и многие взрослые москвичи не знают свой город, не догадываются, как много интересного вокруг. А ведь Москва — литературная столица, здесь огромное количество домов, памятников, улиц, районов связано с литературой, с творчеством и жизнью писателей и героев их произведений.
Определив круг проблем, мы занялись поиском таких средств работы с художественным текстом, которые делают его объемным, звучащим, многогранным, притягательным для детей «цифровой эпохи», и в то же время направлены на формирование личности, воспитание патриотизма. Традиционно преподавание литературы в старших классах сопровождается экскурсиями в музеи и картинные галереи, что расширяет кругозор учащихся, помогает лучше понять творчество писателя, разобраться в сложных вопросах искусства, побуждает к более глубокому, вдумчивому чтению. Большую пользу учащимся приносят также литературные экскурсии по Москве в места, связанные не только с жизнью и творчеством писателей, но и с бытом, нравами старой Москвы, с ее архитектурными памятниками. Мы решили, что проектным продуктом нашей работы должна стать самостоятельно разработанная учебно-познавательная литературная экскурсия по Москве, связанная с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.
Актуальность проекта. Одно из важных требований современной школы — использование инновационных обучающих технологий. Раз жизнь современного ученика очень сложно представить без компьютера и интернета, значит, эти средства должны быть включены и в образовательный процесс, должны стать непосредственным помощником учителя в проведении современного урока. В своей работе мы хотели апробировать один из способов применения новых информационных технологий в учебном процессе — виртуальную экскурсию.
В поисках путей решения обозначенной выше проблемы мы поставили перед собой цель — создать учебно-познавательную экскурсию «Москва Л. Н. Толстого. По следам героев романа «Война и мир». Мы предполагали, что участие в данном проекте вызовет интерес к творчеству Л. Н. Толстого, расширит кругозор учащихся. Мы поставили перед собой ряд задач, направленных на достижение цели:
- Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого.
- Знакомство с правилами составления новой экскурсии.
- Отбор и изучение объектов, которые лягут в основу экскурсии.
- Разработка маршрута экскурсии, составление текста.
- Проведение экскурсии для обучающихся школы.
- Создание виртуальной экскурсии.
План реализации проектапредставлен в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика основных этапов реализации проекта
№ |
Этап работы |
Содержание |
1 |
Выбор темы проекта |
Обсуждение различных тем проекта и выбор самой актуальной |
2 |
Обсуждение цели, задач проекта |
Обсуждение цели и задач, направленных на выполнение проекта |
3 |
Изучение источников |
Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Знакомство с экспозициями музеев по теме. |
4 |
Подбор и освоение методов исследования |
Наблюдение; анализ изученных материалов; сравнение и оценка экскурсионных объектов. |
5 |
Выполнение практической части проекта |
Составление маршрута экскурсии. Обход маршрута. Подготовка текста экскурсии. Составление интерактивной карты. |
6 |
Обработка результатов и их обсуждение |
Проведение экскурсии для друзей. Опрос. Оценка результативности выполненной работы |
7 |
Оформление работы |
Оформление пояснительной записки и создание презентации согласно предложенной структуре. |
8 |
Разработка стратегии развития проекта |
Составление плана развития проекта в соответствии с полученными результатами |
На подготовительном этапе работы была определена тема проекта — «Москва Л. Н. Толстого. По следам героев романа «Война и мир». Москва играла немаловажную роль в жизни писателя. Здесь были созданы лучшие его произведения. Впервые Толстой приехал в Москву в 1837 году (180 лет назад). 8 мая 1901 года Толстой уехал из Москвы в Ясную Поляну. В сентябре 1909 года проездом был здесь последний раз. Также были сформулированы цель и задачи, определена актуальность темы с точки зрения практической необходимости и теоретической значимости. Цель исследования сориентировала нас на его конечный результат — создание виртуальной экскурсии, которую можно использовать на уроках литературы, МХК.
Мы решили познакомить учащихся с теми домами и уголками Москвы, где бывал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, и с теми местами, которые он описывал в своих произведениях, которые связаны с жизнью его героев. Для этого участники проекта должны были перечитать роман «Война и мир» и отметить все, что в нем говорится о Москве. Также было предложено прочитать книги и путеводители, где указаны те места в Москве, которые непосредственно связаны с жизнью и творчеством писателя, посмотреть теле- и видеоматериалы о толстовских местах в Москве, посетить музей Л. Н. Толстого в Хамовниках. Современная Москва не та, которую знал Лев Николаевич. Неузнаваемо изменился не только внешний облик города, но и темп, и уклад жизни москвичей.
Чтобы учащиеся лучше представили себе Москву XIX века, мы отобрали старинные гравюры, картины, изображающие московские улицы, толкучки, дворянские особняки, уличные сцены, кареты, возки, костюмы, которые дают яркое представление о внешнем облике и о жизни Москвы 19 века. Тут и картины народных гуляний на Девичьем поле, где не раз бывал Толстой, и конка, на империале которой он любил ездить, чтобы сверху наблюдать жизнь города. Все это живо переносит учащихся в позапрошлое столетие. Теоретические основы составления новой экскурсии мы изучали по учебнику «Экскурсоведение».
Итак, подобраны и изучены материалы — книги, брошюры, статьи, видеоматериалы, музейные экспонаты и другие источники, раскрывающие тему. Отобраны объекты, на которых будет построена экскурсия. Составлена картотека. При обилии собранного материала нам важно было определить границы предстоящей работы.
Второй этап — собственно исследование. На этом этапе работы мы уточняли рабочий план, отбирали методы исследования, среди которых можно выделить:
– наблюдение;
– сравнение;
– метод оценки экскурсионных объектов;
– анализ данных.
При составлении маршрута нам предстояло выработать наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, при этом мы должны были учесть наличие площадок для расположения группы, продумать вопросы безопасности при передвижении. В романе-эпопее описаны многие районы, улицы и переулки Москвы. Провести экскурсии по всем этим местам сложно. Поэтому мы решили включить в план экскурсии только наиболее интересные места, сравнительно близко расположенные одно от другого: Поварская, Воздвиженка, Арбат, Плющиха, Девичье поле. Отобранные нами объекты мы условно разделили на основные и дополнительные, чтобы в дальнейшем увидеть необходимость и возможность показа отдельных зданий. Маршрут намечали, исходя из простых требований: избегать ненужных повторных проходов по одному и тому же участку; переход между объектами не должен занимать более 10–15 минут во избежание длительных пауз; предусмотреть наличие различных вариантов маршрута на случай непредвиденных обстоятельств.
После теоретической разработки маршрута мы выполнили его обход. В ходе этого мероприятия мы познакомились с улицами и площадями, по которым проложен маршрут; провели хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их характеристики и передвижения пешеходной группы, уточнили продолжительность экскурсии в целом, помня, что она не должна превышать 4 академических часа; проверили целесообразность использования тех или иных намеченных объектов, отказались от тех, которые перегружали нашу экскурсию; выбрали лучшие точки расположения группы; выяснили потенциально опасные места по маршруту следования группы в целях безопасности передвижения.
Структура экскурсиипредставлена в табл. 2.
Таблица 2
Характеристика структурных элементов экскурсии
Маршрут |
Остановка |
Объект |
ул.Поварская -Б.Ржевский пер.-Б.Молчановка |
Поварская, 52 Б.Молчановка,20 |
Памятник Л. Н. Толстому. Дом Ростовых Типовой особняк 19 века |
Воздвиженка — Крестовоздвиженский пер. — Знаменка |
Воздвиженка, 9 Знаменка, 19–21 |
Дом Николая Андреевича Болконского Дом генерала Апраксина, домашний театр |
Арбатская площадь |
У памятника Гоголю |
Место сгоревшего в 1812 году Арбатского театра. Комета 1812 года. |
Арбат — арбатские переулки |
Угол Арбата и Староконюшенного пер. Чистый пер., 5 пересечение Арбата и Серебряного пер. Сивцев Вражек, 36 |
Тройка поджидала Анатоля и Наташу. Дом Марьи Дмитриевны Ахросимовой Пьер мечтал убить Наполеона у церкви Николы Явленного Дом, в котором началась литературная деятельность Толстого. Описан в эпилоге «Войны и мира». |
ул. Плющиха |
Плющиха, 11 Плющиха, 34–36 |
Дом, в котором Толстой жил в 1837 году, впервые приехав в Москву. Случай, произошедший здесь, положен в основу эпизода «Ночь в Отрадном». Толстой бывал у А. А. Фета. |
Девичье поле |
Толстой посещал народные гулянья. Дом князя Щербатова. Встреча Пьера с генералом Даву. Место расстрела «поджигателей» Москвы. Балаганы для военнопленных, в одном из которых Пьер прожил четыре недели. Памятник Л. Н. Толстому. |
Настало время подготовить текст экскурсии. При создании текста мы стремились к краткости, четкости формулировок, старались давать информацию, способствующую наиболее полному раскрытию темы, но неперегруженную. Включили в текст цитаты. Подобрали материалы для вступительного слова и заключения, сделали логические переходы. Руководствовались тем, что текст должен быть удобен для использования.
Из изученной литературы мы узнали о видах виртуальных экскурсий по литературе: литературно-биографические — это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;литературно-краеведческие — это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга; историко-литературные экскурсии, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной культуры и литературы;литературно-художественные — экскурсии по страницам литературных произведений;обзорные экскурсии, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с несколькими писателями.
Составляющими виртуальных экскурсий могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.
Наконец приступаем к созданию виртуальной экскурсии с помощью сервиса Mapwing (http://www.mapwing.com/) — сервис для создания или нарисованных планов задания, города, карт стран и т. п. С помощью цифровых фотографий создаем виртуальное путешествие, которое включает в себя интерактивные карты, изображения, текстовые комментарии и ссылки на веб-ресурсы. Можно создать карту или план задания для виртуального тура непосредственно в сервисе Mapwing с помощью имеющихся в нем инструментов рисования.
За время работы над проектом мы побывали в местах, связанных с жизнью Толстого в Москве. Вооружившись теорией, составили точный маршрут, сделали интерактивную карту, осмотрели все намеченные пункты, подобрали материал для рассказа. Чтобы лучше познакомиться с улицами и домами, которые предстояло посетить, участники проекта прочитали их описание и историю в путеводителях по Москве. Когда будущие экскурсоводы подготовились, они провели виртуальную экскурсию для друзей проекта. Были внесены дополнения, сделаны поправки. Подготовительная работа заняла около трех месяцев (сентябрь-ноябрь).
Заключительный этап нашего научного исследования — опрос участников виртуальной экскурсии, обсуждение того, что получилось, и оформление работы (декабрь).
Результатами работы, проделанной в ходе выполнения проекта, считаем реализацию поставленных задач:
- Изучили московский период жизни Льва Николаевича Толстого;
- Познакомились с правилами составления новой экскурсии;
- Отобрали и изучили объекты, которые легли в основу экскурсии;
- Разработали маршрут экскурсии, составили текст;
- Создали виртуальную экскурсии;
- Апробировали виртуальную экскурсию.
Критериями эффективности нашего проекта считаем:
- Практическую востребованность проекта учителями школы на уроках литературы и МХК.
- Отзывы участников экскурсии (Она очень много дала участникам события. Они не только вспомнили некоторые моменты жизни великого писателя, но и узнали много нового; звучали его произведения, перед глазами возникали образы его героев; кроме того, школьники знакомились с родным городом, с его прошлым).
- Результаты анкетирования, представленные на диаграмме.
Работа над проектом завершена. Но мы наметили возможные пути развития нашего проекта в будущем:
- Подготовка поездки в Ясную Поляну. Для этого надо перечитать все, что рассказывает Толстой о жизни Болконских в Лысых Горах, о жизни Левина в деревне, потому что все это связано с Ясной Поляной.
- Участие в волонтерском проекте, базирующемся в Ясной Поляне.
- Организация выставки «Ясная Поляна в жизни и творчестве Л. Н. Толстого».
- Подготовка и проведение читательской конференции, на которой можно рассказать обо всем, что видели и что узнали о творчестве Толстого и о его жизни, связанной с Ясной Поляной.
Выводы. Литературные экскурсии, разрабатываемые и проводимые экскурсоводами-учащимися, очень полезны. Старшеклассники приобретают не только много новых и разнообразных сведений, но и навыки самостоятельной работы: приучаются собирать материал, классифицировать его. Экскурсии развивают также речь. Экскурсовод должен говорить литературным языком, просто и ясно. В противном случае его не станут слушать. Учащиеся обычно очень внимательно слушают своих товарищей, может быть, даже внимательнее, чем специалистов-экскурсоводов. Каждая экскурсия вызывает живой обмен мнениями, пробуждает интерес к затронутым в ней вопросам.
Литература:
- Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. М., «Лексика», 1996.
- Родионов Н. «Москва в жизни и творчестве Л. Н. Толстого» // Московский рабочий. 1948. — 166 с.
- Романюк С. К. Из истории московских переулков. М., 1988.
- Емельянов Б. В. «Экскурсоведение» // М., Советский спорт, 2007. — 216 с.
- Михаил Жебрак. Видеофильм “Пешком... Москва толстовская”. Режим доступа: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/21865/episode_id/984069/video_id/999120/viewtype/picture/