Мифологемный анализ русской рок-поэзии (на примере песни Das Boot C. Калугина)
Автор: Солодкий Егор Максимович
Научный руководитель: Солодкий Максим Борисович
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)
Дата публикации: 26.07.2024
Статья просмотрена: 88 раз
Библиографическое описание:
Солодкий, Е. М. Мифологемный анализ русской рок-поэзии (на примере песни Das Boot C. Калугина) / Е. М. Солодкий. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18619/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной работе проводится мифологемный анализ песни Сергея Калугина Das Boot, выявляющий основные мотивы, символы и структуры, лежащие в ее основе. Песня рассматривается через призму трех ключевых локаций: «вершина холма», «бескрайняя пустыня» и «домик у реки». В каждой из этих локаций обнаруживаются различные архетипы, такие как «Самоубийство Бога», «Город, окруженный врагами» и «Возвращение». Автор приходит к выводу, что успех песни обусловлен умелым сочетанием этих архетипов, что делает ее популярной среди русскоязычных слушателей. Работа была представлена на пленарном выступлении в ходе открытия Фестиваля «Дни молодежной науки — 2024» и ХII региональной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность в образовательном пространстве региона» (филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани).
Ключевые слова: русская рок-поэзия, мифологические образы, мифологемный анализ, Сергей Калугин, архетипы, мифологемы, ключевые локации, Das Boot, Божественный ветер, Троянцы, Возвращение.
Русская рок-поэзия зачастую отличается глубоким символическим содержанием и многогранными мифологическими образами [1]. Один из примеров такой поэзии — песня Das Boot Сергея Калугина, мифологемному анализу которой посвящена данная работа. Мифологемный анализ — это метод исследования текстов, который позволяет выявить основные мотивы, символы и структуры, лежащие в основе художественного произведения [2]. С его помощью мы пытаемся объяснить, как песня, эксплуатирующая «игру во врага», оказалась достаточно популярной у русскоязычных слушателей.
В работе под мифом понимается форма культурного повествования, которая объясняет происхождение явлений, природных или социальных, и часто включает в себя элементы сверхъестественного. Также обращается внимание на понятия « архетип » и « мифологема », где первый, в нашем понимании, — это модель, происходящая из мифов и порождающая сюжет новых произведений; а вторая — место, персонаж или идея, взятые из мифа и перенесенные в произведение. Мы придерживаемся идеи Х. Л. Борхеса о достаточно ограниченном количестве архетипов. Он называл их как: «Город, окруженный врагами» (Троя), «Возвращение» (Одиссей), «Поиск» (аргонавты) и «Самоубийство Бога» (Аттис). Сам Х. Л. Борхес говорил при этом, что третью историю можно считать подвариантом второй [3].
Пространство песни Сергея Калугина Das Boot делится на три ключевые локации: «вершина холма», «бескрайняя пустыня» и «домик у реки».
Главным актором в первом локусе является самурай-камикадзе, мифологемное имя которому можно обозначить как «Божественный ветер». Главная идея (логос) для этого фрагмента — жертвенная гибель: «Мы погибли, мой друг. Я клянусь, это было прекрасно!..» [4] Таким образом, в первой довольно короткой части реализуется архетип «Самоубийство Бога».
Вторая часть представлена в локусе, также намекающем на божественное. Пустыня — место, куда уходит Христос и где происходит его искушение дьяволом. Однако здесь же у автора обыгрывается известная шутка про «гибель подводной лодки в степях Украины в неравном воздушном бою». Немецкие подводники, испытывающие искушение сдаться, сражаются против всего мира в бескрайней пустыне, где «глубинные бомбы бездарной эпохи <разрываются> все ближе», а «небо в дыры <хлещет>, как газ» [4]. Мифологемное имя для них — «Троянцы». Главная идея — противостояние всему миру в окружении. Тем самым здесь реализуется архетип «Город, окруженный врагами».
«Домик у реки» — место, куда главный лирический герой песни возвращается в своей памяти. Здесь автор единственный раз на протяжении всей песни вводит элемент осуждения своих героев: «А значит, темная вина, лежащая на мне, — лишь тень, мелькнувшая на миг в счастливом детском сне» [4]. Но это осуждение является определяющим: оно меняет понимание песни, которая из гимна нацизму превращается лишь в пафосное бахвальство «подводников», подспудно осознающих свою неправоту. При этом всем им хочется вернуться в свою «Итаку» — в детство, где они были невинны и счастливы. Тем самым в этой части реализуется архетип «Возвращение».
Таким образом, в одном тексте С. Калугин сумел объединить три ключевых архетипа. Существует мнение, что без использования ключевых архетипов успех любого произведения невозможен. На наш взгляд, успех песни Das Boot связан с умелым сочетанием в ней главных текстовых моделей человечества, на которые указал нам Х. Л. Борхес.
Литература:
- Толоконникова С. Ю. Мифологические антиномии в русской рок-поэзии [Электронный ресурс] / С. Ю. Толоконникова // Русская рок-поэзия: текст и контекст, № 4, 2000. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskie-antinomii-v-russkoy-rok-poezii (дата обращения: 06.01.2024).
- Солодкий М. Б. Опыт кластерного анализа с учащимися мифологем, положенных в основу литературного произведения, на примере сказки Сергея Козлова «Ежик в тумане» [Электронный ресурс] / М. Б. Солодкий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2022. — URL: http://e-koncept.ru/2022/0.htm (дата обращения: 06.01.2024).
- Борхес Х. Л. Четыре цикла [Электронный ресурс] / Х. Л. Борхес // Libking.ru — URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/98463-horhe-borhes-chetyre-tsikla.html (дата доступа: 06.01.2024).
- Калугин С. А. Das Boot [Электронный ресурс] / С. А. Калугин // Orgius.ru. — URL: http://orgius.ru/txt/das_boot.html (дата доступа: 06.01.2024).
Ключевые слова
возвращение, архетипы, мифологические образы, русская рок-поэзия, мифологемный анализ, Сергей Калугин, мифологемы, ключевые локации, Das Boot, Божественный ветер, ТроянцыПохожие статьи
Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)
В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...
Гармония в поэтическом изображении
Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...
Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама
На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...
Социоморфная метафора как способ моделирования образа России в англоязычных СМИ
Проблематика статьи связана с исследованием социоморфной метафоры как средства создания запоминающихся образов окружающей действительности. Мы намерены охарактеризовать метафорические образы России, отражённые в англоязычных средствах массовой информ...
Учебная экологическая тропа «Войди в природу другом»
Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно, по сути, выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формир...
Языковая репрезентация образа народного героя в российском и американском кино (на примере образов Данилы Багрова и Джона Рэмбо)
Изучение образов народных героев представляет особую важность в области межкультурной коммуникации, поскольку знание специфики менталитета народа, отраженного в фигуре народного героя, позволяет выявлять существенные межкультурные различия. Данное ис...
Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло
В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...
Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов
Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...
Речевая характеристика подростка в романе Н. Хорнби «Мой мальчик»
В данной статье говорится об особенностях создания речевого портрета подростка на примере романа современного английского писателя Ника Хорнби «Мой мальчик». Проводится небольшой экскурс в творчество писателя, дается краткое описание романа, его осно...
Концепты "life", "old age", "wine" как наиболее частотные и ярко выраженные концепты произведения «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери
Концепт — это многомерное образование, он обладает достаточно сложной структурой и существует в сознании носителей языка. В своей работе в качестве рабочего определения, мною было выбрано определение В. А. Масловой, так как считаю, что концепт являет...
Похожие статьи
Пушкинский текст в лирике XX века (в стихотворениях-песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого)
В статье рассматриваются пушкинские мотивы и реминисценции в творчестве российских бардов ХХ века. Было выяснено, что пушкинские традиции творчески осваивались и трансформировались в русской литературе XX века. Этот процесс постоянно имел место и в т...
Гармония в поэтическом изображении
Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что ...
Античные мотивы в творчестве поэтов Серебряного века на примере поэзии А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама
На протяжении почти двух тысячелетий античное наследие являлось важной составляющей частью античной культуры. В культуре России оно не составляет её основу, а проявляется в отдельные периоды духовного развития страны [1, с. 19–26]. Одним из таких пер...
Социоморфная метафора как способ моделирования образа России в англоязычных СМИ
Проблематика статьи связана с исследованием социоморфной метафоры как средства создания запоминающихся образов окружающей действительности. Мы намерены охарактеризовать метафорические образы России, отражённые в англоязычных средствах массовой информ...
Учебная экологическая тропа «Войди в природу другом»
Актуальность экологического образования в современной кризисной ситуации не вызывает сомнений, потому что оно, по сути, выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и фактором формир...
Языковая репрезентация образа народного героя в российском и американском кино (на примере образов Данилы Багрова и Джона Рэмбо)
Изучение образов народных героев представляет особую важность в области межкультурной коммуникации, поскольку знание специфики менталитета народа, отраженного в фигуре народного героя, позволяет выявлять существенные межкультурные различия. Данное ис...
Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло
В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...
Роман Юза Алешковского «Николай Николаевич» как событие литературного процесса 1970-х годов
Статья описывает специфику литературного процесса 1970-х годов и определяет место романного творчества Юза Алешковского в этом процессе. В статье анализируется роман писателя «Николай Николаевич» с точки зрения гротескного видения действительности, х...
Речевая характеристика подростка в романе Н. Хорнби «Мой мальчик»
В данной статье говорится об особенностях создания речевого портрета подростка на примере романа современного английского писателя Ника Хорнби «Мой мальчик». Проводится небольшой экскурс в творчество писателя, дается краткое описание романа, его осно...
Концепты "life", "old age", "wine" как наиболее частотные и ярко выраженные концепты произведения «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери
Концепт — это многомерное образование, он обладает достаточно сложной структурой и существует в сознании носителей языка. В своей работе в качестве рабочего определения, мною было выбрано определение В. А. Масловой, так как считаю, что концепт являет...