Мифологемный анализ русской рок-поэзии (на примере песни Das Boot C. Калугина) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)

Дата публикации: 26.07.2024

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Солодкий, Е. М. Мифологемный анализ русской рок-поэзии (на примере песни Das Boot C. Калугина) / Е. М. Солодкий. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18619/ (дата обращения: 18.09.2024).

Препринт статьи



В данной работе проводится мифологемный анализ песни Сергея Калугина Das Boot, выявляющий основные мотивы, символы и структуры, лежащие в ее основе. Песня рассматривается через призму трех ключевых локаций: «вершина холма», «бескрайняя пустыня» и «домик у реки». В каждой из этих локаций обнаруживаются различные архетипы, такие как «Самоубийство Бога», «Город, окруженный врагами» и «Возвращение». Автор приходит к выводу, что успех песни обусловлен умелым сочетанием этих архетипов, что делает ее популярной среди русскоязычных слушателей. Работа была представлена на пленарном выступлении в ходе открытия Фестиваля «Дни молодежной науки — 2024» и ХII региональной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность в образовательном пространстве региона» (филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани).

Ключевые слова: русская рок-поэзия, мифологические образы, мифологемный анализ, Сергей Калугин, архетипы, мифологемы, ключевые локации, Das Boot, Божественный ветер, Троянцы, Возвращение.

Русская рок-поэзия зачастую отличается глубоким символическим содержанием и многогранными мифологическими образами [1]. Один из примеров такой поэзии — песня Das Boot Сергея Калугина, мифологемному анализу которой посвящена данная работа. Мифологемный анализ — это метод исследования текстов, который позволяет выявить основные мотивы, символы и структуры, лежащие в основе художественного произведения [2]. С его помощью мы пытаемся объяснить, как песня, эксплуатирующая «игру во врага», оказалась достаточно популярной у русскоязычных слушателей.

В работе под мифом понимается форма культурного повествования, которая объясняет происхождение явлений, природных или социальных, и часто включает в себя элементы сверхъестественного. Также обращается внимание на понятия « архетип » и « мифологема », где первый, в нашем понимании, — это модель, происходящая из мифов и порождающая сюжет новых произведений; а вторая — место, персонаж или идея, взятые из мифа и перенесенные в произведение. Мы придерживаемся идеи Х. Л. Борхеса о достаточно ограниченном количестве архетипов. Он называл их как: «Город, окруженный врагами» (Троя), «Возвращение» (Одиссей), «Поиск» (аргонавты) и «Самоубийство Бога» (Аттис). Сам Х. Л. Борхес говорил при этом, что третью историю можно считать подвариантом второй [3].

Пространство песни Сергея Калугина Das Boot делится на три ключевые локации: «вершина холма», «бескрайняя пустыня» и «домик у реки».

Главным актором в первом локусе является самурай-камикадзе, мифологемное имя которому можно обозначить как «Божественный ветер». Главная идея (логос) для этого фрагмента — жертвенная гибель: «Мы погибли, мой друг. Я клянусь, это было прекрасно!..» [4] Таким образом, в первой довольно короткой части реализуется архетип «Самоубийство Бога».

Вторая часть представлена в локусе, также намекающем на божественное. Пустыня — место, куда уходит Христос и где происходит его искушение дьяволом. Однако здесь же у автора обыгрывается известная шутка про «гибель подводной лодки в степях Украины в неравном воздушном бою». Немецкие подводники, испытывающие искушение сдаться, сражаются против всего мира в бескрайней пустыне, где «глубинные бомбы бездарной эпохи <разрываются> все ближе», а «небо в дыры <хлещет>, как газ» [4]. Мифологемное имя для них — «Троянцы». Главная идея — противостояние всему миру в окружении. Тем самым здесь реализуется архетип «Город, окруженный врагами».

«Домик у реки» — место, куда главный лирический герой песни возвращается в своей памяти. Здесь автор единственный раз на протяжении всей песни вводит элемент осуждения своих героев: «А значит, темная вина, лежащая на мне, — лишь тень, мелькнувшая на миг в счастливом детском сне» [4]. Но это осуждение является определяющим: оно меняет понимание песни, которая из гимна нацизму превращается лишь в пафосное бахвальство «подводников», подспудно осознающих свою неправоту. При этом всем им хочется вернуться в свою «Итаку» — в детство, где они были невинны и счастливы. Тем самым в этой части реализуется архетип «Возвращение».

Таким образом, в одном тексте С. Калугин сумел объединить три ключевых архетипа. Существует мнение, что без использования ключевых архетипов успех любого произведения невозможен. На наш взгляд, успех песни Das Boot связан с умелым сочетанием в ней главных текстовых моделей человечества, на которые указал нам Х. Л. Борхес.

Литература:

  1. Толоконникова С. Ю. Мифологические антиномии в русской рок-поэзии [Электронный ресурс] / С. Ю. Толоконникова // Русская рок-поэзия: текст и контекст, № 4, 2000. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskie-antinomii-v-russkoy-rok-poezii (дата обращения: 06.01.2024).
  2. Солодкий М. Б. Опыт кластерного анализа с учащимися мифологем, положенных в основу литературного произведения, на примере сказки Сергея Козлова «Ежик в тумане» [Электронный ресурс] / М. Б. Солодкий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2022. — URL: http://e-koncept.ru/2022/0.htm (дата обращения: 06.01.2024).
  3. Борхес Х. Л. Четыре цикла [Электронный ресурс] / Х. Л. Борхес // Libking.ru — URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/98463-horhe-borhes-chetyre-tsikla.html (дата доступа: 06.01.2024).
  4. Калугин С. А. Das Boot [Электронный ресурс] / С. А. Калугин // Orgius.ru. — URL: http://orgius.ru/txt/das_boot.html (дата доступа: 06.01.2024).