Статья посвящена общему анализу музыкальных мотивов и актуальности их в жизни общества на примере романа К. Кизи «Над кукушкиным гнездом». Обосновывается идея, что музыкальные мотивы могут быть частью художественной семиотики текста, нести в себе смысловую и лингвистическую нагрузку, воссоздать фон эпохи, описываемой в тексте.
Ключевые слова: музыкальные мотивы, Кен Кизи, Над кукушкиным гнездом, Пролетая над гнездом кукушки, психология, философия, литература.
В литературе XX века музыкальные мотивы тесно связаны непосредственно с содержанием самого текста произведения. Это можно пояснить тем, что они оказывают влияние на сюжет и трансформацию героев. Некоторые исследователи, например, А. С. Коженкова, упоминали об этом, доказывая, что семиотика текста (определенные знаки и символы, которые автор пытается донести до читателя) состоит в передачи заложенного в сообщении художественного смысла. Смысл же может выражаться не только вербально, через призму языка, но и эмоционально, помогая читателю прочувствовать идею [3]. Музыкальные мотивы в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» обладают отдельной семиотической системой, помогают читателю передать атмосферу происходящего, охарактеризовать идею битников и продемонстрировать противопоставление личности и системы. Актуальность данной статьи заключается в том, что роман «Над кукушкиным гнездом» является популярным и читаемым до сих пор, вызывает интерес исследователей и филологов, а музыка и музыкальные мотивы интерпретируются при анализе любого литературного текста. Новизна работы обусловлена тем фактом, что данная тема не была затронута и изучена в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Гипотеза нашего исследования формулируется в следующем тезисе: музыкальные мотивы — есть отражение внутреннего мира персонажей и демонстрация поведения, характера и слабостей.
Необходимо начать с того, что музыкальные мотивы — созвучие и рифмованная мелодичность текста, а также отсылка к песням, которые упоминаются в произведении и которые способны передать атмосферу эпохи. Данную идею подтверждает Г. В. Денисенко, отмечая, что именно благодаря звучанию «отражаются основные эстетические тенденции эпохи, находя выражения в музыкальных произведениях» [1, с. 10]. Однако это еще и передача книжного художественного образа, также воссоздание доминантной идеи, которая может «мелькать» в каждой главе текста. В романе мы может выделить 4 типа музыкальных мотивов:
Музыка как передача атмосферы в больнице |
Музыка как проявление характера героя |
Музыка как «псевдоспасение» человека |
Музыка как вызов системе |
Первый тип «Музыка как передача атмосферы в больнице» основывается на внедрении определенного эмоционального настроя: «Музыка идет с поста, она записана на большой бобине, всю плёнку мы знаем наизусть, и никто её уже не слушает, кроме новеньких вроде Макмерфи» [2, с. 96]. Анализируя представленный фрагмент, можно сделать вывод, что пациенты изо дня в день прослушивали пластинку с одной и той же музыкальной мелодией. Они никак не хотели и не могли повлиять на выбор музыкального фона, что свидетельствует о непосредственной деятельности Комбината как механизма воздействия на людей. Также здесь можно соединить мотивы музыки и мифопоэтики текста, поскольку наблюдается мифический уроборос, цикличность и повтор повседневной реальности.
Второй тип «Музыка как проявление характера героя» тесно связан с типом номер четыре, однако в данном пункте мы можем раскрыть главного героя как личность, как человека с определенными жизненными ценностями: «Тут Макмерфи начинает насвистывать «Милую Джорджию Браун», и сестра, слава богу, отводит взгляд от санитара. Она еще больше расстроена и обозлена — в такой злобе я её никогда не видел» [2, с. 119]. При анализе нами было обнаружено, что текст песни выбран Кеном Кизи отнюдь не случайно. Текст песни рассказывает историю темнокожей девушки с низкой социальной ответственностью:
She got money and clothes
and diamonds too
There's just nothing that gal can't do
She's got the guys all hangin' around
How she really cools 'em down!
Переводя на русский язык этот отрывок, можно сказать, что Джорджиа не имеет ограничений, способна всего достичь и ей никто не указ. Именно ее образ сопоставим с образом самого Макмерфи. Он напевает эту песню, так как ему присущ уличный образ жизни. Читатель наблюдает, что этот герой живой и не поддаётся никакому негативному влиянию социума.
Рассматривая третий тип «Музыка как «псевдоспасение» человека», можно привести следующий небольшой отрывок: «Музыка из репродуктора — единственное, что осталось таким людям как Маттерсон и Китлинг» [2, с. 128]. Здесь описывается очередное собрание пациентов, где всегда главенствовала сестра Гнусен. Поднялся вопрос о регулировании звука мелодии с сестринского поста. Макмерфи высказал своё несогласие, но оно было оспорено старшей сестрой. Здесь мы видим победу режима над человеческим мнением. Но сами эти люди не считают себя проигравшими.
«Музыка как вызов системе» — пожалуй самый главный тип мотива музыки в этом романе. Необходимо выделить следующий фрагмент — пение Макмерфи: «Поет! Всех огорошил. Ничего подобного в этом отделении не слышали многие годы. Он же человек, из плоти и крови, так же может слабеть, бледнеть и умирать как все мы. Они переглядываются и вздёргивают брови. Как это санитары его не заткнули?» [2, с. 111]. В вышеописанном фрагменте автор показывает, как Макмерфи бросает вызов Комбинату — той самой системе уравниловки, которая запрещает людям быть самими собой. Единственный герой, который бросает вызов системе, является самым важным для К. Кизи.
Подводя итоги данной статьи, можно сделать вывод, что роман К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» является не экзотерическим (массовым), а эзотерическим (интеллектуальным). Именно поэтому его необходимо изучать через призму музыки и символов.
Литература:
- Денисенко Г. В. Мифопоэтика как эстетическое основание символизма в музыкальном творчестве: автореферат дис.... кандидата философских наук — Москва, 2012. — 24 с.
- Кизи К. Над кукушкиным гнездом; [перевод с английского В. П. Голышева]. — Москва: Эксмо, 2021. — 384 с.
- Коженкова, А. С. Знаковая природа музыки / А. С. Коженкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 159–162.–URL:https://moluch.ru/archive/36/4173/