Музыкальные мотивы в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Водопьянов, А. М. Музыкальные мотивы в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» / А. М. Водопьянов, А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 3-. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3075/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена общему анализу музыкальных мотивов и актуальности их в жизни общества на примере романа К. Кизи «Над кукушкиным гнездом». Обосновывается идея, что музыкальные мотивы могут быть частью художественной семиотики текста, нести в себе смысловую и лингвистическую нагрузку, воссоздать фон эпохи, описываемой в тексте.

Ключевые слова: музыкальные мотивы, Кен Кизи, Над кукушкиным гнездом, Пролетая над гнездом кукушки, психология, философия, литература.

В литературе XX века музыкальные мотивы тесно связаны непосредственно с содержанием самого текста произведения. Это можно пояснить тем, что они оказывают влияние на сюжет и трансформацию героев. Некоторые исследователи, например, А. С. Коженкова, упоминали об этом, доказывая, что семиотика текста (определенные знаки и символы, которые автор пытается донести до читателя) состоит в передачи заложенного в сообщении художественного смысла. Смысл же может выражаться не только вербально, через призму языка, но и эмоционально, помогая читателю прочувствовать идею [3]. Музыкальные мотивы в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» обладают отдельной семиотической системой, помогают читателю передать атмосферу происходящего, охарактеризовать идею битников и продемонстрировать противопоставление личности и системы. Актуальность данной статьи заключается в том, что роман «Над кукушкиным гнездом» является популярным и читаемым до сих пор, вызывает интерес исследователей и филологов, а музыка и музыкальные мотивы интерпретируются при анализе любого литературного текста. Новизна работы обусловлена тем фактом, что данная тема не была затронута и изучена в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Гипотеза нашего исследования формулируется в следующем тезисе: музыкальные мотивы — есть отражение внутреннего мира персонажей и демонстрация поведения, характера и слабостей.

Необходимо начать с того, что музыкальные мотивы — созвучие и рифмованная мелодичность текста, а также отсылка к песням, которые упоминаются в произведении и которые способны передать атмосферу эпохи. Данную идею подтверждает Г. В. Денисенко, отмечая, что именно благодаря звучанию «отражаются основные эстетические тенденции эпохи, находя выражения в музыкальных произведениях» [1, с. 10]. Однако это еще и передача книжного художественного образа, также воссоздание доминантной идеи, которая может «мелькать» в каждой главе текста. В романе мы может выделить 4 типа музыкальных мотивов:

Музыка как передача атмосферы в больнице

Музыка как проявление характера героя

Музыка как «псевдоспасение» человека

Музыка как вызов системе

Первый тип «Музыка как передача атмосферы в больнице» основывается на внедрении определенного эмоционального настроя: «Музыка идет с поста, она записана на большой бобине, всю плёнку мы знаем наизусть, и никто её уже не слушает, кроме новеньких вроде Макмерфи» [2, с. 96]. Анализируя представленный фрагмент, можно сделать вывод, что пациенты изо дня в день прослушивали пластинку с одной и той же музыкальной мелодией. Они никак не хотели и не могли повлиять на выбор музыкального фона, что свидетельствует о непосредственной деятельности Комбината как механизма воздействия на людей. Также здесь можно соединить мотивы музыки и мифопоэтики текста, поскольку наблюдается мифический уроборос, цикличность и повтор повседневной реальности.

Второй тип «Музыка как проявление характера героя» тесно связан с типом номер четыре, однако в данном пункте мы можем раскрыть главного героя как личность, как человека с определенными жизненными ценностями: «Тут Макмерфи начинает насвистывать «Милую Джорджию Браун», и сестра, слава богу, отводит взгляд от санитара. Она еще больше расстроена и обозлена — в такой злобе я её никогда не видел» [2, с. 119]. При анализе нами было обнаружено, что текст песни выбран Кеном Кизи отнюдь не случайно. Текст песни рассказывает историю темнокожей девушки с низкой социальной ответственностью:

She got money and clothes

and diamonds too

There's just nothing that gal can't do

She's got the guys all hangin' around

How she really cools 'em down!

Переводя на русский язык этот отрывок, можно сказать, что Джорджиа не имеет ограничений, способна всего достичь и ей никто не указ. Именно ее образ сопоставим с образом самого Макмерфи. Он напевает эту песню, так как ему присущ уличный образ жизни. Читатель наблюдает, что этот герой живой и не поддаётся никакому негативному влиянию социума.

Рассматривая третий тип «Музыка как «псевдоспасение» человека», можно привести следующий небольшой отрывок: «Музыка из репродуктора — единственное, что осталось таким людям как Маттерсон и Китлинг» [2, с. 128]. Здесь описывается очередное собрание пациентов, где всегда главенствовала сестра Гнусен. Поднялся вопрос о регулировании звука мелодии с сестринского поста. Макмерфи высказал своё несогласие, но оно было оспорено старшей сестрой. Здесь мы видим победу режима над человеческим мнением. Но сами эти люди не считают себя проигравшими.

«Музыка как вызов системе» — пожалуй самый главный тип мотива музыки в этом романе. Необходимо выделить следующий фрагмент — пение Макмерфи: «Поет! Всех огорошил. Ничего подобного в этом отделении не слышали многие годы. Он же человек, из плоти и крови, так же может слабеть, бледнеть и умирать как все мы. Они переглядываются и вздёргивают брови. Как это санитары его не заткнули?» [2, с. 111]. В вышеописанном фрагменте автор показывает, как Макмерфи бросает вызов Комбинату — той самой системе уравниловки, которая запрещает людям быть самими собой. Единственный герой, который бросает вызов системе, является самым важным для К. Кизи.

Подводя итоги данной статьи, можно сделать вывод, что роман К. Кизи «Над кукушкиным гнездом» является не экзотерическим (массовым), а эзотерическим (интеллектуальным). Именно поэтому его необходимо изучать через призму музыки и символов.

Литература:

  1. Денисенко Г. В. Мифопоэтика как эстетическое основание символизма в музыкальном творчестве: автореферат дис.... кандидата философских наук — Москва, 2012. — 24 с.
  2. Кизи К. Над кукушкиным гнездом; [перевод с английского В. П. Голышева]. — Москва: Эксмо, 2021. — 384 с.
  3. Коженкова, А. С. Знаковая природа музыки / А. С. Коженкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 159–162.–URL:https://moluch.ru/archive/36/4173/


Ключевые слова

литература, психология, философия, музыкальные мотивы, Кен Кизи, Над кукушкиным гнездом, Пролетая над гнездом кукушки

Похожие статьи

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»

Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Конфликт традиционных ценностей и современной действительности в романе Дж. Франзена «Поправки»

В статье анализируется роман современного американского писателя Джонатана Франзена. На материале романа «Поправки» рассматривается, как в современном американском обществе традиционные семейные ценности вступают в конфликт с психологией потребления....

Проблема национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой»

В статье рассматриваются особенности национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой». Выводы, полученные в результате образного анализа, указывают на наличие в художественном мире анализируемого произведения персонажей, ...

Стилистические особенности образа врача в англоязычных сериалах (на материале сериала «House M.D.»)

В статье анализируются стилистические особенности образа врача в популярном американском сериале House M.D. Авторы задались целью показать, как портретная характеристика персонажа, особенности его речи, специфика его морально-нравственных ориентиров ...

Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века

В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...

Похожие статьи

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»

Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Конфликт традиционных ценностей и современной действительности в романе Дж. Франзена «Поправки»

В статье анализируется роман современного американского писателя Джонатана Франзена. На материале романа «Поправки» рассматривается, как в современном американском обществе традиционные семейные ценности вступают в конфликт с психологией потребления....

Проблема национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой»

В статье рассматриваются особенности национальной идентификации героев романа Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой». Выводы, полученные в результате образного анализа, указывают на наличие в художественном мире анализируемого произведения персонажей, ...

Стилистические особенности образа врача в англоязычных сериалах (на материале сериала «House M.D.»)

В статье анализируются стилистические особенности образа врача в популярном американском сериале House M.D. Авторы задались целью показать, как портретная характеристика персонажа, особенности его речи, специфика его морально-нравственных ориентиров ...

Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века

В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...

Задать вопрос