Контуры проекта на базе системного оператора. Проект «Секреты русской матрёшки»
Автор: Ярмоленко Галина Геннадьевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (3) октябрь 2015 г.
Дата публикации: 08.07.2015
Статья просмотрена: 353 раза
Библиографическое описание:
Ярмоленко, Г. Г. Контуры проекта на базе системного оператора. Проект «Секреты русской матрёшки» / Г. Г. Ярмоленко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 3 (3). — С. 31-39. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/15/242/ (дата обращения: 16.12.2024).
В требованиях ФГОС НОО заложены высокие планируемые результаты в освоении основной образовательной программы как предметные, так и метапредметные. Достичь данных результатов можно, если правильно организовать деятельность обучающихся, использовать в практике технологии деятельностного подхода. Одной из эффективной формой деятельности в начальной школе является организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников. Если учитель решил ввести в практику своей работы данную форму деятельности, то целесообразна организация проекта на базе инструментов ОТСМ-ТРИЗ (СО, работа с копилкой, тренинги).
Данный проект является межпредметным и среднесрочным (5–7 уроков), проводить его можно в 3–4 классе. Результаты работы над проектом можно считать итоговыми работами по таким учебным предметам как технология, изобразительное искусство, информатика.
Ожидаемый продукт деятельности:
в ходе работы над проектом учащиеся должны приготовить презентацию, буклет научно-популярного характера о русской матрёшке;
составить паспорта для матрешек разного вида;
сделать вывод, что роспись матрешки зависит от места в котором матрешку расписывали;
изготовить самостоятельно авторскую матрешку используя различные средства изобразительного искусства;
организовать выставку «Хоровод матрешек».
Планируемые метапредметные результаты:
В ходе работы над проектом учащиеся должны научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять поиск необходимой информации и выделять существенную информацию из текстов разного типа;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
В ходе работы над проектом учащиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
задавать вопросы для организации сотрудничества с партнерами совместной деятельности;
представлять одну и ту же информацию разными способами (презентация, буклет, плакат);
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими выступлениями, используя презентацию.
Планируемые предметные результаты:
В ходе работы над проектом учащиеся должны научиться:
различать виды художественной деятельности, участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла (изготовление авторской матрешки);
различать виды матрешек по характерным элементам росписи: Семеновская, Сергиево-Посадская, Вятская, Полхов-Майданская, Авторская.
использовать декоративные элементы росписи матрёшек для украшения и росписи собственного замысла матрешки;
выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания своего образа матрёшки;
моделировать новые образцы путем трансформации известных;
различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремёсел России.
В ходе работы над проектом учащиеся получат возможность научиться:
пользоваться средствами художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
использовать различные материалы и техники для художественного конструирования собственного замысла;
выполнять простые рисунки, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
использовать компьютерные программы для хранения информации при подготовке собственной работы.
Структура и содержание деятельности
1 этап. Погружение в проект (1 урок.)
На данном этапе необходимо мотивировать ребят на работу над проектом, четко сформулировать цели и задачи данной деятельности, составить план работы над проектом.
На этапе мотивации и определения темы проекта предлагаю ребятам тренинг «Витрина». Задача за наименьшее количество вопросов купить товар.
(Можно, прежде чем покупать товар, посмотреть какие признаки объединяют данный товар, какие признаки помогают разделить товар на группы. Задать вопрос: «Почему именно данный товар у нас в «Витрине»? Данная работа поможет ребятам «купить» товар за наименьшее количество вопросов)
Загадка, если затрудняются с «покупкой»
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(После того как ребята «купят товар», можно попросить высказать предположения, почему именно этот товар мы сегодня купили.)
— Молодцы, ребята! Покупку совершили, а что же дальше нам предстоит? Может кто-нибудь выскажет свои предположения? (Ребята высказывают свои предположения)
(На доске появляется запись «Секреты русской матрёшки» без слова проект)
(Если позволяет время, то можно поработать с лексическим значением слов)
— Давайте внимательно прочитаем запись на доске? Какие возникли у вас вопросы? (Обратить внимание на лексическое значение всех слов)
— Значит, нам с вами предстоит раскрыть данные секреты, и я предлагаю вам поработать над проектом «Секреты русской матрешки».
Давайте вспомним, что такое проект, и из каких основных компонентов он состоит.
(Если дети уже работают не первый раз над проектом, то можно вместе с ними вспоминать структуру проекта и вывешивать ключевые слова: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.)
2 этап. Организация деятельности.
(На данном этапе выдаем конструктор в группы для определения цели проекта, задач проекта, для выбора формы продукта и защиты проекта, затем мы отбираем, то, что нам необходимо.)
Этот этап работы очень важен, так как раз учит ставить цели, задачи, которые необходимо осуществить, чтобы достичь цели, обязательно составить план работы и определить сроки в которые необходимо выполнить определенные шаги, обязательно должен быть определен продукт проектной деятельности и форму презентации своей деятельности.
На первых порах можно выдавать копили слов-глаголов, которые отвечают на вопрос «что сделать?». Данная копилка слов поможет уяснить правило формулировки деятельности. Данная копилка может быть в дальнейшем дополнена в ходе работы новыми словами-глаголами. Каждая группа зафиксировала свою цель и приклеила на ватман. Данный ватман, где в ходе работы будут определены ещё и задачи, сроки, продукты деятельности будет висеть в классе, чтобы ребята могли себя контролировать, что уже сделали, что необходимо ещё сделать.
Предполагаемые продукты проектной деятельности тоже можно предложить детям, так им пока будет легче выбрать для себя, что в результате они смогут выполнить и что у них получится.
3 этап. Осуществление деятельности.
(На данном этапе идет обучение составлению необходимых вопросов на базе системного оператора для поиска информации по определенной тематике, в данном случае «Секреты русской матрешки»
Мы с вами определили цель нашей деятельности, одна из задач — это получение информации о русской матрешки, раскрытие её секретов. Мы знаем, что получить информацию о любом объекте можно с помощью вопросов. А где можно найти ответы на свои вопросы?
(Надо учить детей не просто составлять вопросы, а выстраивать систему вопросов, для этого целесообразно работать с СО).
Перед тем как начнем задавать вопросы обязательно повторяем за что отвечает каждый из экранов СО.
Далее идет работа в СО по составлению вопросов для поиска необходимой информации, но сначала ребята определяют, что они уже знают по каждому экрану, а что бы ещё хотели узнать. Детям выдаются готовые матрешки, чтобы они смогли их рассмотреть и ответить на некоторые вопросы.
- А что у нас является системой? (Матрешка) — Какой главный вопрос мы должны задать о матрешке (системе)? — А что мы уже знаем о матрешке? А что бы хотели узнать? |
(Что такое матрешка? Для чего нужна матрешка, какую основную функцию она выполняет?) (Матрешка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Раньше это была игрушка, а теперь символ России). |
|
|
- Почему матрешка стала такой знаменитой? (Декоративно-прикладное искусство, народный промысел, один из символов России) Это вопросы для надсистемы. Хорошо, если они их в явном виде и поставят: где встречаются, где используются матрешки? |
|
- Куда дальше мы с вами двинемся? Конечно, вниз в подсистему. Какой вопрос мы должны задать? Но ведь что-то мы уже знаем с вами, а что? А что мы не знаем и хотим узнать? |
Ответы детей. Из чего изготавливают матрешку? Из каких частей состоит матрешка? Чем расписывают матрешки? Из какого дерева? |
|
- Теперь мы переходим в прошлое матрешки, какой вопрос мы можем с вами задать? А может мы что-то знаем из прошлого матрешки? |
Откуда к нам пришла матрешка? Почему эту куклу так назвали? Кто первый стал делать матрешку в России? |
|
- А как вы думаете, какой вопрос можно задать к прошлому надсистемы матрешки? |
- А где именно раньше делали матрёшек? — В каких городах? — Есть ли какие-нибудь знаменитые места по изготовлению матрёшек? |
|
- Заглянем в прошлое подсистемы. Какие у вас есть вопросы? — Давайте сначала посмотрим на наших матрешек и скажем, что мы знаем о прошлом подсистемы. А можно ли матрешек как-нибудь объединить в группы? — Я вам предлагаю попробовать ответить на последний вопрос, а для этого поработаем с копилкой матрешек. |
Все матрешки разные по виду. |
|
Вот здесь у нас закончился первый урок. В итоге урока мы проводим тренинг «Самый-самый»
(На первом уроке мы наметили ряд вопросов, которые помогут ребятам приготовить презентацию или буклет о секретах русской матрешки, но мы не поговорили об особенностях росписей разных матрешек, поэтому пока ребятам было домашнее задание искать информацию и готовить презентацию (буклет), но не по всем вопросам, а каждая группа отвечала за определенный экран, пока это были: система, подсистема, надсистема, прошлое системы, прошлое надсистемы).
4 этап. Работа с копилкой матрешек. (2 урок.). Осуществление деятельности.
Ребятам была предложена копилка матрешек разных росписей. Мы провели тренинг «Расселение». В результате данного тренинга ребята определили признаки для составления паспортов для описания матрешки. После чего им было предложено разделить матрешек на пять групп, найти те особенности, по которым можно было объединить определенные матрешки в пять групп
Копилка.
Кроме копилки картинок ученики работали с текстовой информацией о матрешках разного типа, которая помогла составить паспорт конкретного объекта (каждого вида матрешки). (Каждая группа описывала свой вид матрешки)
При составлении паспортов, некоторые группы ребят значения признаком не писали, а рисовали.
Элемент мира (объект) |
Имя признака |
Значение признака |
|
Место рождения |
|
Основная форма |
|
|
Основные цвета |
|
|
Платок |
|
|
Сарафан |
|
|
Передник |
|
|
Прическа |
|
После того как были составлены паспорта на разные виды матрешек, каждая группа представила свой результат и его вывесили наглядно, для дальнейшей работы.
На данном этапе работы ребята после представления результатов сделали вывод, что роспись матрешки зависит от того места, где она «родилась», от того места, где её расписывают.
Еще результатом работы на данном этапе стал морфологический ящик, с помощью которого можно моделировать, используя разные элементы росписи, получать новые виды матрешек.
Так как мы не рассмотрели ещё все экраны СО, то в конце урока мы завершили работу по составлению вопросов.
- Ребята, а давайте посмотрим в будущее нашей матрешки, какие вопросы вы бы задали? |
- Можно ли изготовить матрешку из другого материала? — Если мы будем делать матрешки не из дерева, а расписывать, не соблюдая традиции росписи, сможет ли она остаться символом нашей Родины? |
|
- Если изменится сама матрешка и её будущее, то частью чего она может стать? Какие вопросы у вас есть к будущему надсистемы матрешки? |
- Есть ли музеи матрешек в России? — Какие есть самые-самые матрешки?
|
|
- Тогда какие вопросы мы зададим к прошлому подсистемы? |
- Смогут ли делать из другого материала матрешки? — Из какого материала можно изготовить свою собственную авторскую матрешку? |
|
5 этап. Изготовление своей матрешки. Осуществление деятельности. (3–4 уроки. Технология и ИЗО.)
На данных уроках учащиеся работают самостоятельно, они сами выбирают средства и приемы для выполнения своего замысла — любой материал и любая техника, работа может быть объемной и плоской, но оговариваются критерии оценивания, чем проще материал и легче способ изготовления, тем ниже балл оценивания.
6 этап. Работа над презентацией. (5 урок. Информатика)
Ребята готовили свои презентации дома, и на уроке надо было каждой группе собрать презентацию в одну общую презентацию.
На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием «гиперссылка» и соединяют свои презентации в одну общую работу. Готовятся к защите. (Буклет не выбрал никто, поэтому работа была только над презентацией)
7 этап. Презентация результатов деятельности. (6 урок.)
Это день ребята устраивают выставку своих работ «Хоровод матрешек» и защищают свои презентации.
8 этап. Рефлексия.
На данном этапе были подведены итоги, что намечали, что выполнили, что не получилось и почему.
Ребята выступили с предложением в начале следующего учебного года сходить к учащимся других начальных классов и рассказать о секретах русской матрешки, провести уроки рисования по росписи разных матрешек. Провести конкурс рисунков и поделок среди учащихся начальной школы «Эта русская матрешка».
Похожие статьи
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках
Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов при реализации работы школьников на уроках. В ходе исследования нами были рассмотрены три основные направления: определение интерактивных методов, преимущества использования при сам...
Опыт использования центра дистанционного обучения МАДИ для проведения аудиторных занятий на примере дисциплины «Основы теории управления»
Рассмотрен опыт практического применения ЦДО МАДИ для проведения аудиторного занятия по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». Выявлены недостатки системы, требующие улучшений: необходим личный календарь-планинг преподавателя, система оповещения студ...
Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...
Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников
Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...
Видеокурс по теории делимости как средство повышения мотивации к обучению математике
Элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, видеокурсы по математике для обучающихся 6–8 класса дополняют школьный уровень знаний, способствуя формированию и развитию умения решать разнообразные нестандартные задачи. Учащиеся этого возраста уже ...
Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов
Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...
Подготовка специалистов профессии консьерж как фактор повышения уровня сервисного обслуживания на предприятиях гостиничного бизнеса Хабаровского края
В статье приведены результаты проекта, целью которого было создание новой образовательной программе профессии консьерж для подготовки специалистов. Практико-ориентированный проект профессионального дополнительного образования по профессии «консьерж» ...
Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе
В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...
Похожие статьи
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Использование интерактивных методов в работе школьников на уроках
Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов при реализации работы школьников на уроках. В ходе исследования нами были рассмотрены три основные направления: определение интерактивных методов, преимущества использования при сам...
Опыт использования центра дистанционного обучения МАДИ для проведения аудиторных занятий на примере дисциплины «Основы теории управления»
Рассмотрен опыт практического применения ЦДО МАДИ для проведения аудиторного занятия по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». Выявлены недостатки системы, требующие улучшений: необходим личный календарь-планинг преподавателя, система оповещения студ...
Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...
Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников
Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...
Видеокурс по теории делимости как средство повышения мотивации к обучению математике
Элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, видеокурсы по математике для обучающихся 6–8 класса дополняют школьный уровень знаний, способствуя формированию и развитию умения решать разнообразные нестандартные задачи. Учащиеся этого возраста уже ...
Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов
Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...
Подготовка специалистов профессии консьерж как фактор повышения уровня сервисного обслуживания на предприятиях гостиничного бизнеса Хабаровского края
В статье приведены результаты проекта, целью которого было создание новой образовательной программе профессии консьерж для подготовки специалистов. Практико-ориентированный проект профессионального дополнительного образования по профессии «консьерж» ...
Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе
В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...