Беречь память о своих предках и истории родного города, родной страны — это заботиться о своём настоящем и будущем.
Ключевые слова: преемственность поколений, патриотизм, памятник, история, подвиг, Великая Победа, ИЛ-2.
В наше время есть люди, которые пытаются различными способами подтолкнуть всё население стран бывшего Советского Союза забыть и переписать нашу историю, стереть из памяти подвиги наших предков в Великой Отечественной войне. Ни для кого не секрет, что повсеместно происходит переписывание учебников истории и уничтожение памятников советской эпохи. Мы живём в эпоху непрекращающейся информационной войны, в которой непременно победим, чтобы сохранить память не только о наших предках, но и о нас самих.
Именно поэтому в своей статье мне хотелось бы уделить особое внимание памятникам подвигов героев Великой Отечественной войны.
Какой символ Самары для вас самый узнаваемый и любимый? Для меня — памятник штурмовику Ил-2, ведь он связан не только с историей моей страны и моего города, но и с историей моей семьи.
Когда подъезжаешь к пересечению проспекта имени Кирова и Московского шоссе, то с любого направления Ил-2 виден издалека, взгляд никогда не пройдёт мимо этого памятника. И всегда немного необычно видеть боевой самолёт посреди оживлённого транспортного движения. Кажется, что заслуженный стальной ветеран сквозь дрёму наблюдает со своего почётного пьедестала за суетой людских жизней вокруг.
Рис. 1. Памятник штурмовику Ил-2 в г. Самаре
Хотя памятник в виде настоящего самолёта-штурмовика Ил-2 не уникальный — ещё в 5 разных городах нашей страны установлены такие же боевые «Ильюшины» (названы в честь главного конструктора самолёта С. В. Ильюшина) в качестве памятников трудовому и боевому подвигу отечественной авиационной промышленности и военным лётчикам в годы Великой Отечественной войны — есть у нашего, самарского мемориала своя, особенная история, которая крепко связывает этот памятник с трудовой славой нашего родного города.
Возведение мемориала было приурочено к 30-летию победы в Великой Отечественной войне, 7 мая 1975 г. Этот «Ил-2» был построен в 1943 г. на Куйбышевском авиационном заводе № 18. В том же году во время ожесточённого боя был сбит и упал недалеко от озера Ориярви в Мурманской области. Там, в 1972 г. охотники и обнаружили его. Штурмовик восстанавливали практически с нуля лучшие работники авиационного завода.
Мне хочется рассказать о том, что удалось узнать о трудовом подвиге куйбышевцев, наших прапрадедов и прапрабабушек, о том подвиге, памятник которому будет стоять на пересечении крупных самарских магистралей до тех пор, пока существует сам город и его жители, помнящие и чтящие своих предков.
Начну с того, что штурмовик Ил-2 стал и до сих пор является самым массовым боевым самолётом в мире — их было выпущено аж 36145 экземпляров! Из них 26888 штук в г. Куйбышеве, поэтому связь нашего города с историей легендарного штурмовика нераздельна, и неудивительно, что памятник именно этому самолёту воздвигнут в Самаре на одном из самых оживлённых перекрёстков города.
Отдельно хочется рассказать немного о заводе № 18 и о подвиге его коллектива. Изначально он был построен в г. Воронеж. Но в октябре 1941г. немцы начали бомбардировки города и завода. Было принято решение переместить завод в город Куйбышев, и всего за два месяца это было сделано. Уже 10 декабря 1941 г. был выпущен первый «куйбышевский» Ил-2. Работая в тяжелейших условиях, заводчане производили по одному «ИЛ» в день, а уже к маю смогли довести темп выпуска до 14-15 самолётов в день, работая без выходных в две смены по 18 часов. Такой тяжёлый труд сложно даже представить, это был самый настоящий подвиг, без которого не было бы победы в войне.
Среди мастеров-заводчан был и мой прапрадед, Муркин Николай Васильевич. Он принимал участие в развёртывании завода № 18 в г. Куйбышев, но уже к концу 1942 года завод сформировал из добровольцев ремонтные полевые бригады, которые были приписаны к штурмовым авиационным частям для ремонта «Ильюшиных» прямо в полевых условиях, чтобы сократить время возврата повреждённых машин в строй. Так, латая повреждённые «ИЛы», мой прапрадед прослужил в составе 5-го штурмового авиационного корпуса до Победы.
Рис. 2. Муркин Николай Васильевич (мой прапрадед)
С авиационным заводом оказалась связана судьба и моего прадеда, Фёдора Михайловича Суслова. Отвоевав в составе доблестной Красной Армии у нацистов Латвию, Польшу, Чехию, будучи награждён орденом «Отечественной войны 1 степени», медалями «За Отвагу» и «За освобождение Праги», мой прадед встретил окончание войны уже на территории Германии. А вернувшись домой, устроился работать на авиационный завод клепальщиком, где проработал более 30 лет, став ударником труда и орденоносцем «Знака Почёта». По стопам Фёдора Михайловича пошли и оба его сына, Владимир и Александр (мой дедушка), они тоже работали на авиационном заводе.
Рис. 3. Суслов Федор Михайлович (мой прадед)
Таким образом, через моих прапрадеда Николая Васильевича, прадеда Фёдора Михайловича и дедушку Александра Фёдоровича, и я оказываюсь немного причастен к этому знаменательному мемориалу, не только украшающему наш город и напоминающему о бессмертном трудовом подвиге сотен тысяч его горожан в годы Великой Отечественной войны, но и символизирующего прямую связь поколений через сохраняемую память о прошлом. Ведь само слово «мемориал» происходит от латинского memorialis — памятный, служащий для памяти.
1 марта 2020 г. было установлено и присвоено 20 городам Российской Федерации звание «Город трудовой доблести» в честь годовщины 75-летия великой Победы. Среди удостоившихся этого звания городов была и Самара. Надеюсь, что даже после моего короткого пересказа только небольшой части истории тружеников тыла нашего города в годы войны, ни у кого из моих читателей не возникнет сомнений в заслуженности нашим городом этого звания.
Памятники — это свидетели уважения народа к своему прошлому. Они наглядно показывают, что люди ценят в своей истории. Бережное и почтительное отношение к памятникам в частности и к своей истории в целом во многом зависит от воспитания и окружения человека. Памятники не дают забыть нам свою историю и подвиги, которые совершили наши предки. Хранить и беречь память — наш долг перед нашими предками и будущими поколениями.
После окончания Второй мировой войны в Европе уважительно относились к советским воинам-освободителям, в их честь в городах Европы было установлено более трех тысяч мемориалов и памятников.
К сожалению, в настоящее время цель некоторых стран — сформировать образ России как образ врага и оккупанта.
В условиях обострившейся международной обстановки наша Родина столкнулась с попытками принижения заслуг и вклада советского народа в Великую Победу, осквернением светлой памяти наших предков, переписыванием учебников истории и даже запретом празднования Дня Победы, а также уничтожением памятников и мемориальных комплексов, посвященных советским солдатам-победителям фашизма. Памятники хранят историю Великой Отечественной Войны. Установленные в центрах городов: на площадях и в парках памятники заставляют помнить и чтить подвиг советского солдата, тем самым мешая современным властителям достичь своих целей в очернении части нашей с ними совместной истории.
Однако человеческой цивилизации уже не одна тысяча лет, и за это время история успела повториться достаточно раз, чтобы можно было уверенно сказать: те, кто забывают или даже намеренно перевирают своё прошлое, остаются без будущего!
Литература:
- Безымянка. Второй город. История Куйбышевского авиационного завода: от штурмовиков Ил-2 до лайнеров Ту-154[Электронный ресурс] // Интернет-портал «Другой город».- Режим доступа: https://drugoigorod.ru/kuibyshev_aircraft/. — Загл. с экрана.
- Кондратьев, Вадим. Краткая история памятника-самолета ИЛ-2 в Самаре [Электронный ресурс] // Самарское ЖЖ-сообщество/ Самарские хроники.- Режим доступа: https://samara-ru.livejournal.com/7871504.html.
- Кружков, Николай. Памятники нашего города. Штурмовик ИЛ-2 и Аллея Славы [Электронный ресурс] / Николай Кружков // Виртуальная ретро фонотека. — Режим доступа: http://retrofonoteka.ru/sovarch/il-2/. — Загл. с экрана.
- Моисеенко П. Л. «Наш легендарный бронекорпус: история Куйбышевского механического завода в документах».- Самара: Салют, 2001, ч. I, С. 143–167.